издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Демографический маятник

Одну из устойчивых негативных тенденций регион смог переломить

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

В демографическом развитии, как правило, действуют долговременные тенденции. Одну из устойчивых негативных тенденций Иркутской области удалось переломить: с 2008 года в регионе отмечается естественный прирост населения. Прекратилось доминирование смертей над числом новорождённых, теперь счастливые события в семье происходят чаще, чем скорбные.

Но общая численность жителей региона продолжает сокращаться. Виной тому начавшийся в 1993 году миграционный отток. Полностью компенсировать его естественным приростом не удаётся. Миграционные потери растут: вместо прежних 5-6 тыс. человек теперь – не менее 7 тысяч в год (в 2013 г. – 8,6 тыс.). В расчёте на 1000 жителей миграционная убыль в 2001–2010 гг. составляла 1,5–2,4, в последние четыре года – 2,8–3,5. 

Арифметика минувшего года такова: прибыло в регион на постоянное жительство 63 238 человек, выбыло 70 402, убыль – 7164 человека. Городская местность потеряла 3543 жителя, село – 3621 человека. Преобладание села в миграционной убыли (заметим, что там проживает лишь каждый пятый из наших земляков) говорит о непопулярности сельской прописки. 

Утратил былое притяжение Север. В пору индустриализации туда на ударные комсомольские стройки ехала молодёжь со всей страны. Так на карте Приангарья появились Усть-Илимск и Братск. Но и они нынче не обладают миграционной привлекательностью, годовой отток населения из этих городов составил 676 и 2063 человека. Крайний Север и приравненные к нему местности довольно быстро теряют человеческие ресурсы, за год – 6576 душ, или 92% общей миграционной убыли. Часть из них в соответствии с программой переселения из неперспективных населённых пунктов обосновались в других районах родного Приангарья, а кто-то покинул нашу область. 

Заметные миграционные потери зафиксированы в Ангарске (1837 человек), Усолье-Сибирском, в районах: Братском, Нижнеилимском, Тайшетском, Усть-Илимском, Усть-Кутском (по 600–800 человек), в Нижнеудинском районе (875).

Из всех муниципальных образований региона прирост населения за счёт территориальных перемещений в минувшем году отмечен лишь в Иркутске (5324 человека), Черемхове (20), Свирске (25), Иркутском и Шелеховском районах (соответственно 3245 и 330 человек). Незначительно пополнилось население отдельных посёлков городского типа (Залари, Кропоткин Бодайбинского района, Янгель Нижнеилимского района, Тайтурка и Тельма Усольского района).  

Более половины всех перемещений происходит в пределах своего региона, никак не влияя на общую численность населения, 38,5 тыс. человек в течение года сменили населённый пункт, не покидая Иркутской области. Эти мигранты были и остаются нашими земляками. 

Обмен населением с другими регионами, как правило, складывается не в пользу Приангарья. Из восьми федеральных округов небольшой прирост нам обеспечивает лишь Дальневосточный (441 человек, в том числе 309 из Якутии). Минимальны потери в обмене с Северо-Кавказским округом – 97 человек, относительно небольшой ущерб наносит миграция в Уральский и Приволжский федеральные округа (407 и 568 человек). Северо-Западный округ лишил нас 1520 человек, Южный – 1768, Центральный – 2730 человек. Причём в этих трёх федеральных округах есть точки, наиболее притягательные для наших бывших земляков. Это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Краснодарский край. В Сибирском федеральном округе центром притяжения являются Красноярский край и Новосибирская область, в результате обмена «не вернувшие» нам 2248 и 1361 человека. Правда, другие соседи по Сибири частично восполнили эти потери: миграционный прирост из Забайкальского края составил 928 человек, Бурятии – 637, Тывы – 35 человек. Но общий итог миграции с регионами Сибирского федерального округа – убыль 2511 человек. 

Страны СНГ, за исключением Беларуси, дают миграционный прирост, в общей сложности – 2007 человек. Больше всего новых земляков нам поставляют Украина (651 человек), Таджикистан (471), Узбеки­стан (306), Киргизия (210 человек). 

Миграция с другими странами, не входящими в СНГ, невелика: прибыл за год 181 человек, выбыло 192, убыль – 11. Перечень стран обширный, но во многих случаях зафиксированы лишь единичные перемещения. Самая масштабная миграция с пересечением границ бывшего СССР наблюдается с Китаем, баланс в нашу пользу – 23 новых жителя. Отдельные страны пополнили число жителей Приангарья на 1–5 человек. Это Афганистан, Болгария, Греция, Италия, Литва, Сербия, Турция.

Из стран дальнего зарубежья максимальные миграционные потери имеем во взаимоотношениях с Вьетнамом, Германией, Израилем, США (по 10–12 человек). Кое-кто из наших земляков теперь живёт в Ав­стралии, Канаде, Корее, Норвегии, Финляндии, Франции, Великобритании, Японии. 

Среди мигрантов есть большие непоседы, 13% из них в прежнем месте жительства не задержались больше года. Но есть и оседлые, прожившие в одном населённом пункте 10 лет и более, их 28-29%. Имеются аборигены, с рождения не покидавшие своей малой родины (17-18%). 

Довольно часто (41-42% прибывших-выбывших) собираются в дорогу отдельно от других членов семьи, бывает – с частью членов семейства (13-14%), в каждом пятом случае – полным составом.

Что же зовёт в дорогу? Значительную часть (42-43%) и прибывших, и выбывших в возрасте 14 лет и старше заставляют взяться за чемодан причины личного, семейного характера. Порою это вступление в брак, переезд к детям (родителям), перемена места работы одного из супругов. Самой весомой из личных причин является приобретение жилья. 

Разные типы миграции имеют свои особенности, превалирование тех или иных побудительных мотивов. Из всех прибывших в наш регион 15% приехали на учёбу, а для международных мигрантов эта причина не имеет большого значения (3-4%). Приезжающих из СНГ манит возможность трудоустройства, эту причину назвали 45% наших бывших соотечественников, тогда как в целом – 21%. 

Из дальнего зарубежья чаще всего приезжают по личным причинам (66%), среди этих мигрантов по сравнению со всеми прибывшими в Иркутскую область выше доля тех, кто мотивирован вступлением в брак (9,1% против 2,5%) и возвращением к прежнему месту жительства (7,3% против 4,9%).

При выбытии в эти дальние страны также по сравнению со всеми мигрантами более выражены личные, в т.ч. брачные мотивы. Каждый десятый из выезжающих так далеко стремится к воссоединению разных поколений семьи. Сильней, чем у других, их мотивация, связанная с работой (27,6%; из всех выбывших – 16,5%). 

Из граждан, выбывающих в СНГ, каждый второй мотивирован возможностью работать. 

Миграция приносит не только количественные, но и качественные потери. Об этом свидетельствует сравнительный анализ образовательного уровня прибывших-выбывших в возрасте 14 лет и старше. В числе прибывших за год высшее образование, включая незаконченное, имеют 31,6%, из выбывших – 32,8%. А доля ограничившихся школьными знаниями или не окончивших даже школу, наоборот, среди прибывших чуть выше – соответственно 33,9% и 32,4%. Таким образом, лица с вузовским дипломом частично «восполняются» людьми без профессионального образования. 

Среди покинувших Приангарье в 2014 г. было 39 докторов и 87 кандидатов наук. «Замена» в количественном плане была не совсем равноценной: прибыло соответственно 37 и 61 человек с учёной степенью. Часть наиболее ценного миграционного оттока относится к межрегиональной миграции, учёные продолжат работать на благо России. Но миграционная убыль в лице 1 доктора и 7 кандидатов наук – результат международной миграции. Хорошо, если двигать чужую науку они будут временно и по завершении контракта вернутся, обогащённые новыми знаниями. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры