Сыграть легко, свободно и с удовольствием
Талантливые дети получили стипендии фонда «Новые имена»
В пятницу в Иркутске 30 юных музыкантов боролись за стипендии фонда «Новые имена». Наш корреспондент Алёна КОРК побывала на прослушивании талантливых детей. Подробности – в материале «Иркутского репортёра».
Волнующиеся мамы и бабушки – непременная составляющая всех мероприятий с участием детей. Эти группы поддержки важны не только на конкурсах, фестивалях и просто выступлениях – часто именно благодаря самоотверженности и труду родных дети из статуса просто одарённых выбиваются в разряд талантливых и перспективных. История Софьи Фудзимото как раз из этого числа. Девочка живёт на две страны – Россию и Японию. Это стало возможно благодаря бабушке девочки, которая полностью посвятила себя внучке. Рассказывает сама Лидия Ситникова:
– Такое ощущение, что это третий ребёнок, которого я должна довести до ума. Вырастив двоих детей, сейчас я занимаюсь внучкой. Софья родилась в Японии, где моя дочь живёт уже 20 лет. Это её первая и настоящая историческая родина, у Сони там две сестры, девочки-близнецы. Как-то дочери пришлось вернуться в Россию на четыре месяца, мы записали Соню в русскую школу. Так в первый класс она пошла дважды – 1 апреля в Японии и 1 сентября в России. Потом привели девочку в областную школу искусств. У Софьи обнаружились неординарные способности к музыке. И нам посоветовали получать музыкальное классическое образование именно в России. Мы решились на этот шаг, и Софья стала жить на две страны. Я тоже два-три раза в год летала в Японию, увозила-привозила внучку. Когда начались старшие классы и сложная школьная программа, Софья стала больше времени проводить в России – она приезжает к 1 сентября и живёт здесь до конца мая. А на лето улетает в Японию, где в это время учится: у детей в Японии нет длинных летних каникул, есть только родительская неделя в августе, когда вся страна отдыхает. Всю зиму она также занимается с преподавателями из Японии, которые по контракту работают в нашем инязе, они проходят японскую школьную программу, выполненные работы мы отправляем в Японию. Соне недавно исполнилось 14 лет, но половину жизни она живёт в таком ритме, на две страны, получая несколько образований.
– Как она выдерживает такой режим?
– А что делать, именно труд – это 99 процентов успеха. Конечно, дети, которые плотно занимаются музыкой, лишены других удовольствий, чего-то недополучают. Но мы уже прошли тот период, когда можно было сказать «не хочу» и «не буду». Большое значение имеют гены и связь с родиной. В Японии дети с раннего возраста много трудятся. Например, наши двойняшки с 8 до 16 часов учатся в муниципальной школе, а с 17 до 21.30 – в частной. Система образования Японии такова, что для поступления в 7 и 11 классы нужно проходить конкурсы. Поэтому все дети, которые хотят что-то получить, учатся в частных школах.
– Будущее Софьи с какой страной связано?
– Мы дадим ей максимальное образование, какое только возможно, дальше выбор за ней. У неё двойное гражданство, она может жить и в России и в Японии.
Программу для конкурса фонда «Новые имена» Софья Фудзимото начала готовить ещё в мае. 30 августа вернулась в Иркутск, и с первого дня начались плотные репетиции. И непонятно ещё, кто больше волновался во время выступления – сама Софья или её бабушка.
10-летний Макар Ильичёв занимается в единственной музыкальной школе города Тулуна.
В детстве у мальчика был игрушечный баян, на котором он постоянно играл. В пять лет Макара записали в музыкальную школу по классу аккордеона. Он делает серьёзные успехи – участвовал в конкурсах Иркутска, Братска и Красноярска и даже выступал на одной сцене со своим кумиром Петром Дрангой. Сыграл на его аккордеоне «Смуглянку», да так, что московский музыкант очень удивился. Также Макар постоянно выступает на разных мероприятиях в своём городе и, конечно, на всех семейных праздниках. Преподаватель Макара Ирина Шнитова говорит, что у него от природы прекрасная техника и беглость пальцев. Точно так же от природы он чувствует музыку и очень артистичен. Для конкурсной программы педагог выбрал для Макара «Очи чёрные» Грётэ и «Гармонист играет джаз» Дербенко. Произведения всегда подбираются под ребёнка, его характер и темперамент, под технические возможности, чтобы юный музыкант выступил и сыграл легко, свободно, с удовольствием. У Макара это получилось.
Также мальчик любит приключенческие романы и книги советских писателей и пока планирует стать экономистом. Но, возможно, музыка и аккордеон всё же уведут его по другой тропинке, музыкальной и творческой. Сейчас Макар мечтает о своём аккордеоне, а это дорогое удовольствие – новый инструмент стоит около 200 тысяч.
А вот 14-летняя ангарчанка Полина Титова играет на собственной скрипке. От хорошего инструмента очень многое зависит, поэтому родители сделали всё, чтобы у девочки была своя скрипка. Родители Полины связаны с искусством, папа музыкант, мама художник, их не нужно было убеждать в важности этого приобретения. В музыку Полину привели ещё в три года.
– Почему был выбран такой сложный и чувственный инструмент, как скрипка?
– Потому что скрипкой можно очаровать людей и подарить себе хорошее настроение.
Полина занимается ежедневно: перерыв в несколько дней сказывается на качестве звучания и навыках. То, что музыка – это большой труд, все музыканты знают с ранних лет.