Лети, Жар-птица вдохновения!
Много лет назад довелось побывать в Дрездене. И первой моей мыслью в этом городе было заглянуть в знаменитую Дрезденскую галерею, чтобы помимо всех прочих шедевров мирового искусства увидеть «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Это был восторг, изумление и бесконечная радость открытия. Богоматерь с младенцем, святой Варварой и папой Сикстом II – это и величественное спокойствие, торжественность и одновременно настроение тревоги: весь строй картины, композиция потрясали воображение…
Нечто подобное испытала, по её собственному признанию, при знакомстве с шедевром Рафаэля и героиня моего репортажа, автор замечательных вышитых картин Евгения Михайловна Сергеева. Выставка работ мастерицы, в совершенстве освоившей технику вышивания в технике полукрест, развёрнута в музее истории города Иркутска. Я ещё раз порадовался творческой молодости Евгении Михайловны, доброму свету, энергетике, исходящих от её творений. Подумать только, свою «Сикстинскую мадонну» она создала в возрасте 85 с лишком лет. А посмотрите, сколько в её творении жизни, гармонии красок, игры полутонов. Ни за что не подумаешь, что «всего лишь» холст и нитки…
На открытие своей персональной выставки, кстати, 28-й по счёту, пришла и сама «виновница» торжества. С Евгенией Михайловной мы встретились возле красочной экспозиции как старые знакомые. Я, надо сказать, не упускал случая в последние 10–15 лет вновь и вновь увидеть вышитые полукрестом красочные шедевры мастера. Вот и сегодня она охотно согласилась показать картины, рассказать о том, как они создавались.
В экспозиции преобладают работы последнего десятилетия, но есть и картины со стажем. Скажем, представленные на выставке композиции «Рыбак и золотая рыбка», «Иван-Царевич и Жар-птица» были созданы ещё в 50-е годы прошлого столетия, и, к слову, экспонировались тогда же на выставке народного творчества в Сибэкспоцентре, удостоились похвалы самого Виталия Сергеевича Рогаля…
Как же получилось, что известный в нашем городе медицинский светило, врач-уролог высшей категории, ветеран труда стала художником, рядом со скальпелем прочно обосновался набор атрибутов вышивания – пяльцы, иглы, бесконечная радуга ниток?
– История длинная, – с улыбкой замечает Евгения Михайловна, – просто не верится, что пришлось столько пережить…
Да, пережито немало. Родилась в 1927 году, окончила лечебный факультет Красноярского мединститута в 1950 году, начала свой путь хирургом, а затем хирургом-урологом в том же Красноярске. В 1964 году семья переехала в Иркутск, в связи с открытием в городе на Ангаре урологического отделения при железнодорожной больнице. Довелось также поработать в 6-й и 11-й поликлиниках, в Академгордке. Добрая молва о Сергеевой как высококлассном специалисте выходила далеко за пределы района, где трудилась Евгения Михайловна. Более 20 лет после выхода на пенсию отдала работе в совете ветеранов войны и труда в комиссии здравоохранения Свердловского района.
– И всё же, – допытываюсь я, – что предопределило путь в искусство?
Это тоже отдельная история. Как заметила сама Евгения Михайловна, не было бы счастья, да несчастье помогло. По-серьёзному, вплотную художественным вышиванием она занялась по выходе на пенсию. А до той поры брала пяльцы только из-за необходимости украсить свою квартиру, обеспечить, так сказать, уют. Вот и вышивала. «Ивана-Царевича и Жар-птицу» она создавала именно из целей сугубо практических.
А в 1995 году случилась беда – обострение сердечного недомогания. Давление подскочило до небес. Даже лежать не могла, спала в кресле – те, кто страдает сердечной недостаточностью, её поймут. От госпитализации отказалась – не знаю, говорит, что-то остановило. И тут она вспомнила своё давнишнее увлечение, ещё не восстановившись окончательно, вновь окунулась в море красок, только технику вышивания сменила – «крест» заменила на «полукрест» и поняла, что это – тот самый путь, который поможет в создании полноценных картин.
И поверите ли? Стала вышивать и с удивлением заметила, что давление приходит к норме, самочувствие заметно улучшилось. Короче говоря, хобби, увлечение стало лучшим лекарством для моей героини. Сегодня, 20 лет спустя, она, можно сказать, забыла, что такое высокое давление, его скачки.
Что касается творчества как такового, в этом плане много изменилось с тех, послевоенных лет, когда материала не хватало, да и схем, отпечатанных типографским способом, практически не было. Сейчас возможностей гораздо больше. Взять те же схемы: на все вкусы и направления – тем и сюжетов великое множество. Надо добавить, что иной раз она отходит от трафарета, экспериментирует, вносит в цветовую гамму своё видение, свои краски, настроение. И картины становятся более живыми, привлекательными. Главное, считает Сергеева, проникнуться темой, войти в неё, прочувствовать.
Интересуюсь, а сколько времени уходит на создание одной картины.
– По-разному, – отвечает Евгения Михайловна, – на «Сикстинскую мадонну» потребовалось полтора года, полгода работала над «Иисусом Христом и апостолами». На картины поменьше – месяц-два. Случается, переделывать приходится, цвета менять. Как-то попалась схема с видом на море – много серого, мрачного в колорите. Я очень люблю воду и решила: пусть будет больше солнца, ярких красок – и картина, как говорится, ожила, заиграла.
На сегодняшний день вышивальщица создала более сотни красочных полотен, с которыми многие иркутяне хорошо знакомы. Кроме персональных выставок, как нынешняя, Сергеева участвует в коллективных показах. Она выставлялась в краеведческом, художественном музеях, в Гуманитарном центре, Сибэкспоцентре, библиотеках, начиная от имени Молчанова-Сибирского до школьных. «Лучше лекарства от хворей не придумаешь», – считает Евгения Михайловна. Остаётся только позавидовать жизнелюбию мастера, человека, имя которого можно найти в Книге рекордов Иркутской области, как самой деятельной из ныне действующих в Приангарье ветеранов народного творчества.
[dme:igall/]