«Иркутск выиграл у Кремля, а школа – у развлекательного парка»
Датское бюро CEBRA подготовит документацию на проектирование и строительство комплекса «Умная школа», который разместится на берегу Чертугеевского залива в Иркутске. Организаторы заявили о новой для города концепции и собираются через три года открыть школу-парк, в которой из немногим более тысячи человек будут учиться 150 детей-сирот. Участок под «Умную школу» пока находится в областной собственности, а конкурс на строительные работы намечается только в 2016 году, зато организаторы проекта уже активно занимаются подготовкой преподавательского состава.
Участком, на котором рассчитывают построить образовательный комплекс, был выбран берег Чертугеевского залива по Байкальскому тракту. Для возведения «Умной школы» и поселковой зоны для приёмных семей необходим 21 гектар. Сейчас земельный участок находится в собственности региона. Начальник управления общего и дополнительного образования, социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области Сергей Лещинский заявил о том, что вопрос о передаче земли «Умной школе» решается на уровне правительства Иркутской области. Руководитель проекта Марк Сартан отметил, что проблем с этой процедурой пока не возникает. Тем не менее условия предоставления земельного участка, по его словам, ещё согласовываются.
Зато архитектурная концепция образовательного комплекса уже разработана. В её основу заложена идея школы-парка. «“Умная школа” учит ответственно распоряжаться своей жизнью. Здание такой школы должно показывать, что ты автор своей жизни, ты распоряжаешься пространством и ты способен с ним взаимодействовать, – поясняет Марк Сартан, – Перед нами встала задача найти специалистов, которые воплотят в архитектуре задачи, выраженные в образовательной концепции. Так родилась идея конкурса, к которому были привлечены большие силы. Конкурс на строительство парка «Зарядье» около Московского Кремля собрал не такой сильный состав участников, как конкурс на строительство школы в Иркутске. Мы гордимся этим: когда Иркутск выигрывает у Кремля, а школа – у развлекательного парка, можно говорить о силе идеи».
Организацией конкурса занималась компания «Стрелка» КБ. «Идея школы-парка основана на нескольких принципах, – отметила старший консультант, архитектор компании «Стрелка» КБ Алёна Жмурова. – Первый из них – природный урбанизм. Архитектура, ландшафт, интерьеры – взаимодополняющие и одинаково ценные элементы. Это формирует у ребёнка новое представление о качественной среде. Второй принцип – окружающий мир, и он дополняет эстетическое воспитание этическим. Ребёнок учится ответственному, разумному отношению к окружающему пространству. Школа помогает ему понять связь человека и природы. Третий принцип – сделай сам. Пространство школы становится мультидисциплинарной лабораторией, в которой ребёнок получает знание не только из учебников, но и через свой опыт. Четвёртый принцип – это проект для города. Школа открывается городу и делит с ним часть своей инфраструктуры: спортивный комплекс, культурно-досуговый центр». По словам Жмуровой, жители города смогут пользоваться кружками, театром, спортивными залами, бассейнами.
От старта международного конкурса до выбора победителей прошло шесть месяцев. К участию было приглашено более 150 компаний, из которых 49 подали заявки. Организаторы отобрали 20 архитекторов, с которыми провели конкурентные интервью. В итоговом конкурсе участвовали 6 архитектурных компаний из Сингапура, Дании, Японии, Голландии, Финляндии и США. В течение двух месяцев архитекторы готовили конкурсные предложения, которые после прошли техническую экспертизу. По её результатам жюри выбрало 3 финалистов из США, Финляндии и Дании. Лучшей архитектурной концепцией жюри посчитало работу, представленную датской компанией CEBRA. Помимо зарубежных и столичных экспертов в работе жюри конкурса участвовала исполняющая обязанности министра образования Иркутской области Елена Осипова.
По концепции компании-победителя комплекс организован как проницаемое кольцо основных школьных зданий, которые сгруппированы вокруг общего пространства на открытом воздухе. Центральная зона служит внутренним двором и объединяющим местом, где связываются пространственные и функциональные связи. Вместе здания образуют центральный кампус – арену для разнообразного обучения. Учебные пространства не будут узко специализированы и жёстко привязаны к основным школьным предметам. Карнизы крыши тянутся над пространством в непосредственной близости от комплекса как защитный козырёк. Крытые зоны обеспечивают укрытие от снега, дождя, ветра и солнца. Занятия и школьные мероприятия могут проходить на свежем воздухе почти круглый год. Архитекторы считают, что обучение эффективно только тогда, когда адаптировано к учащемуся, а не наоборот. Организация и распределение пространств школы должны обеспечить непрерывность обучения, перемещение людских потоков и комфортное общение. Разным стилям обучения соответствуют различные типы помещений. Специалисты архитектурного бюро CEBRA уверены, что в такой школе каждый ребёнок сможет найти себе удобное место.
Кампус рассчитан на 1040 учеников. В проект входит детский сад на 200 мест, младшая и старшая школы на 360 и 480 учеников соответственно, культурный центр с театром и мастерскими, оздоровительный центр с бассейном и спортивными залами, медицинский центр и хозяйственная зона. Неподалёку от школы разместится поселковая зона с 30 частными домами для приёмных семей и центром социально-психологической поддержки.
Над архитектурной концепцией сотрудники бюро CEBRA трудились дистанционно. Впервые на участке, где планируют построить комплекс, главный архитектор компании Флемминг Свендсен побывал 2 сентября. «Это прекрасное место, ландшафт красивый, есть склоны к реке. Деревья, которые окружают строительную площадку, удивительные. Мы хотим развить это пространство, – говорит Свендсен. – Я думаю, что с имеющимися ресурсами у нас есть хороший шанс создать школу будущего, которая имеет форму круга. Эта идея восходит к лагерям, где люди собирались вокруг костра. Мы хотим создать центр активности, вокруг которого расположатся пять зданий». Руководитель умной школы Марк Сартан так отозвался об архитектурной концепции, предложенной бюро CEBRA: «Настоящая архитектура – та, которая рассказывает историю. Архитектурная концепция «Умной школы» рассказывает историю единения, общности. Это важно для всех, а особенно для детей-сирот и приёмных семей».
На сайте проекта указано, что конкурсы на строительные работы и оборудование школы будут проводиться в 2016 году. Более точные сроки руководитель «Умной школы» пока не называет. «Сначала нужно разработать проектную документацию, а потом думать о следующих этапах», – поясняет Марк Сартан. Объём планируемых инвестиций в «Умную школу» – 3,5 млрд рублей. Проект будет воплощён за счёт средств благотворителей.
Работа по формированию преподавательского состава уже активно ведётся. Организаторы совместно с областным министерством образования и министерством социального развития, опеки и попечительства проводят курсы переподготовки и повышения квалификации, обучающие семинары. В них за последний год приняло участие более 900 педагогов и специалистов.
«Мы хотим, чтобы в проекте были задействованы педагоги из Иркутской области. Он должен помочь региону, стать драйвером его роста. Мы гордимся тем, что стен школы ещё нет, а мы уже вносим вклад в подготовку педагогов», – заявил Сартан. Он отметил, что школу собираются открыть 1 сентября 2018 года, но тут же подчеркнул, что гнаться за сроками в ущерб качеству организаторы не будут.