издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Моджахед» стал неонацистом

Ангарчанин осуждён за возбуждение расовой ненависти

О том, что 17-летний Женя, студент Ангарского промышленно-экономического техникума, исповедует радикальный ислам и мечтает бороться с неверными, его родители узнали от бабушки, которая оказалась более продвинутым пользователем компьютера. Но к тому времени ни мать, ни отчим уже не имели влияния на сына. Подросток отпустил бороду, стал пропускать занятия в техникуме, дерзить взрослым и на все замечания отвечал, что не позволит никому вмешиваться в свою жизнь.

Сказать по правде, родители и не сильно-то хотели вмешиваться. Мама попыталась было войти на его страницу «ВКонтакте», но не смогла: на домашнем компьютере предусмотрительный Женя установил пароль. Настойчивости родители не проявили. Когда сын вдруг вернул на шею заброшенный крестик, да ещё и попросил освятить его в церкви, мать и вовсе успокоилась, решила: с увлечением исламом покончено, парень стал приверженцем христианских ценностей, и слава Богу. Но вскоре заметила у Евгения новый «пунктик»: он стал везде рисовать фашистскую свастику, а на своё совершеннолетие сделал себе на руке жуткую татуировку с гитлеровским крестом и орлом. Вскоре после этого к ним домой явились полицейские с обыском.

Ангарский городской суд признал Евгения Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 УК РФ: он совершил публичные, с использованием сети интернет, действия, направленные на  возбуждение ненависти, вражды, унижения человеческого достоинства по признакам расы, национальности, происхождения, отношения к религии. Следствие установило, что в январе 2013 года молодой человек стал называть себя Мусой Алиевым, такое же имя он дал и своей странице на сайте «ВКонтакте», где разместил песни Тимура Муцураева, внесённые судебными решениями в список экстремистских материалов, перемежая их лекциями о джихаде, роликом «Ответ Путину» с угрозами правительству и видеофайлами об Амире Хаттабе с призывами убивать русских. В этих материалах утверж­далось, что население Чечни и Таджикистана готовится к боевым действиям против российских войск, уже совершаются якобы нападения на колонны военной техники, исламисты убивают русских солдат и офицеров. Информация, размещённая в интернете поклонником Хаттаба из Ангарска, была обильно сдобрена призывами убрать русских с Кавказа, восхвалением моджахедов и «героев Отечества» Дудаева, Басаева, Умарова. В судебном заседании Евгений Р. заявил, что ему просто нравилось смотреть ролики о боевых операциях против российских спецслужб и про жизнь экстремистов в лесах. Просматривая информацию в группе «Кто хочет в джихад?», он оставил свой комментарий – выразил желание вступить в ряды тех, кто борется с неверными. Но до реальной вербовки в террористическую организацию дело у студента так и не дошло.

Возможно, увлечение исламом у несовершеннолетнего началось, когда его подругой стала девушка чеченской национальности. Но наш­лись у парня друзья, которые сочли своим долгом напомнить ему, какой он крови и какой нации обязан хранить верность. Так что довольно скоро убеждения молодого человека изменили направление на 180 градусов – из «моджахеда» он вдруг превратился в рьяного борца за чистоту другой расы – родной, славянской. Националисты приглянулись ему поначалу тем, что были фанатами хоккейной команды «Ермак» и участвовали в драках между болельщиками. Но постепенно он входил во вкус. Вместе с товарищем, благодаря которому обрёл новые убеждения, Евгений Р. создал группу, исповедующую идеологию неонацизма. Виртуальный Муса Алиев почил в бозе, страничке «ВКонтакте» опять было присвоено имя, данное парню от рождения. Призывы к насилию, впрочем, остались, сменился только объект нападок – теперь это были в основном прежние соратники, а ныне «хачи-лопухи». 

Чиновников и сотрудников правоохранительных органов в материалах, размещённых юным неонацис­том, клеймили за то, что они допус­тили в стране засилье инородцев, наркоманов и педофилов – одним словом, «плачевную обстановку». Бороться с этим злом приверженец Гитлера призывал опять же насильственным путём, выкладывал на своей странице картинки и записи нацистского содержания, вдохновляя на расовую войну с выходцами из Кавказа, Средней Азии, приезжими из Китая. За одной страничкой на сайте последовали другие – «baby boy», «Жека-зверь». Как объяснил подследственный, «для пропаганды мизантропии», проще говоря, ненависти к тем, кто «подаёт плохой пример будущему поколению, разрушает общество». В их число, кроме алкоголиков и наркоманов, вошли опять же иммигранты, инородцы. Татуировку с орлом и свастикой, символом Третьего рейха, Евгений Р. сделал, как он пояснял в ходе следствия, «в основном для самоутверждения». Но он также использовал её в борьбе с противниками идеологии неонацизма. Так, во время выборной компании в сентябре прошлого года парень снимался возле щитов депутатов от партии коммунистов, выставляя руку с тату в неприличном жесте. Конечно, своё лицо при этом он скрывал под маской. Эти фото тоже были выложены в интернете. 

В суде Евгений Р. признал свою вину, сослался на то, что слишком много сидел в интернете, и это повлияло на его взгляды. Теперь он их переменил (в который уж раз!) и увлечение исламом и национал-социализмом не разделяет. Но идеологию мизантропии пытался всё же отстаивать. Мол, они ведь с друзьями призывали в интернете и к хорошему – пропагандировали здоровый образ жизни, объявляли акции по уборке детских площадок. 

Свидетелем в этом судебном процессе выступил сотрудник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Иркутской области. Он рассказал, что Евгения Р., о котором было известно, что он исповедует радикальный ислам, оперативники «пасли» с 2013 года: просматривали содержание его странички на интернет-сайте, пытались установить возможные связи подозреваемого с бандподпольем, проверить, не вербуют ли парня на войну в Сирии. Эти опасения не подтвердились. А молодой человек, который был в разработке как исламист, вдруг переметнулся к неонацистам и опять задал сотрудникам Центра по противодействию экстремизму работы. Свидетель уверял, что Евгений Р., который был на подписке о невыезде, даже во время следствия и суда продолжал размещать в сети запрещённые материалы. Как стать скинхедом, например. Только теперь он зарегистрировал страничку на имя своей матери. 

При обыске на квартире у подростка были изъяты маска с прорезями для глаз, чёрная шапка с орлом и свастикой и три листовки о «Белом Человеке, который имеет право отнимать у людей жизнь, когда и где захочет». Текст заканчивался словами: «Только насилие спасёт мир». А на жёстком диске компьютера обнаружены агитационные плакаты фашистской Германии 1941–1945 годов и портрет Руслана Гелаева.

При вынесении приговора суд учёл, что преступление было начато в несовершеннолетнем возрасте, а также признание Евгением Р. вины и помощь в расследовании. Ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 300 часов. В свободное от учёбы в техникуме время бывший «моджахед» и неонацист будет теперь мести улицу или заниматься другим общественно-полезным трудом. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры