Всё поделить
В Законодательное Собрание Иркутской области внесён законопроект «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения»
Законопроект «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» поступил в Законодательное Собрание Иркутской области, сообщили в пресс-службе регионального парламента. В 2014 году в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены изменения, которыми предусматривается передача 26 полномочий от сельских поселений муниципальным районам, на уровне районов остаётся 13 базовых полномочий. При этом субъекты получили право оставить 26 полномочий или часть из них на уровне поселений.
Законодательным Собранием Иркутской области было принято решение воспользоваться правом на переходный период и потратить 2015 год на изучение мнения муниципалитетов, однако с 1 января 2016 года все субъекты РФ обязаны принять региональные законы о распределении полномочий между муниципалитетами первого и второго уровней.
Как пояснил заместитель начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике Александр Гоголев, на первом этапе подготовки законопроекта каждый муниципальный район совместно со всеми поселениями, входящими в его состав, согласовывал перечень полномочий, которые готовы отдать поселениям, помимо 13 базовых. На втором этапе управление по региональной политике проводило анализ этих перечней, оценивая возможность исполнения конкретных полномочий муниципальными образованиями первого уровня. В итоге для каждого района был составлен свой перечень, при этом внутри района все поселения получают одинаковые полномочия. Именно такая концепция заложена в законопроект, внесённый в Законодательное Собрание.
Этот подход вызывает много вопросов у представителей муниципалитетов, поскольку в каждом районе есть как крупные, самостоятельные поселения, которые готовы взять на себя большое число полномочий, так и малочисленные, не имеющие финансовых и кадровых ресурсов для их исполнения. Заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин поддержал коллег и поинтересовался, возможно ли обеспечить дифференцированный подход. По словам Александра Гоголева, корректировки возможны, однако, представляя предложения, муниципалитеты должны чётко обосновать свою позицию.
Перераспределение полномочий коснётся 32 муниципальных районов и 362 сельских поселений, это повлечёт изменение межбюджетного регулирования и перераспределение финансовых потоков. В связи с этим после принятия законопроекта необходимо будет вносить поправки в региональный закон о межбюджетных трансфертах. Будут пересмотрены единые нормативы отчислений в доходы районных бюджетов и сельских поселений, изменён объём финансовой поддержки сельских поселений из бюджетов районов, также будут изменены подходы при распределении финансовой помощи из областного финансового фонда поддержки для бюджетов районного уровня и сельских поселений. При этом оценка финансового состояния муниципальных образований и потребность в дополнительных средствах на выполнение собственных расходных полномочий с учётом их территориальной специфики будет определяться на основании методики, которая в настоящее время разрабатывается правительством Иркутской области.
К числу спорных вопросов относятся передача на уровень районов полномочий по вывозу мусора, электро- и теплоснабжению. Некоторые сельские поселения уже сейчас заключают договоры на коммунальное обслуживание жителей на следующий год, после чего, в соответствии с законодательством, проводят торги на оказание этих услуг. Кроме того, поселения должны будут передать районам коммунальные сети, котельные и другое имущество, однако для такой передачи необходимо проводить паспортизацию, что требует затрат и времени.
Региональный законодатель обещает вернуться к обсуждению законопроекта на площадке Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.