«Это чертовски интересно»
Александр Снарский собрал около трёх сотен советских открыток с видами Иркутска
Фотооткрытка с видом Иркутска. На ней – какой-то случайный прохожий, горожанин. Может быть, не осталось сейчас и его могилы. И только эта открытка сохранила его образ. «Этот мистицизм всегда преследует любителей фотографий и фотографических открыток в том числе», – говорит историк, антиквар Александр Снарский. В его филокартической коллекции около трёх сотен советских фотооткрыток с видами Иркутска. Все они интересны, но особенную любовь коллекционер испытывает к открыткам, которые в свое время выпускало Восточно-Сибирское краевое отделение Осоавиахима.
«Чувствовать этот исторический пульс»
Открытки бывают самыми разнообразными – поздравительные, с изображениями произведений искусства, видов городов и природы… В нашем случае пойдет речь только о видовых фотографических открытках, на которых запечатлён советский Иркутск. Хотя понятно, что филокартическая коллекция семьи антикваров Снарских куда как шире. Только коллекция дореволюционных открыток Иркутска уместилась в восемь альбомов. Ещё около трёх сотен видовых открыток советского периода сейчас находятся не в альбомах, с ними работают – открытки проходят стадию составления рабочего видового каталога.
– Почему вы стали собирать видовые открытки советского периода?
– Они стали меня увлекать несколько лет назад. Девяностые годы прошли под знаком распространённого среди коллекционеров увлечения дореволюционными открытками. Тема была собираемой ещё в советское время. На современные открытки филокартисты обращали меньше внимания. Дореволюционный материал очень богат и разнообразен, огромное количество серий. А советский период как-то остался за бортом. Сейчас, видимо, пришло время, и я не думаю, что я один этим направлением занимаюсь. Просто мне пока не известны люди, которые более-менее системно подходили к составлению каталогов, описывали серии, виды, подвиды. Я знаю человека, который собирает открытки Осоавиахима Восточно-Сибирского края. Знаю продавцов, которые неплохо разбираются в иркутских открытках. Но вот чтобы кто-то работал серьезно с каталогом, не слышал. К великому сожалению, я тоже пока не удосужился, мой материал пока достаточно сырой. Но рабочий видовой каталог я уже начал составлять.
Составление каталога – дело увлекательное, но чрезвычайно трудоемкое. Открытку можно собирать как по видам, так и по сериям. Коллекция по видам проще. Есть виды редкие, дорогостоящие, есть распространенные. Задача коллекционера – попытаться собрать максимально полную коллекцию видов. «Мы подходим подробнее, собираем открытки не только по видам, но и по сериям, – говорит Александр Снарский. – Серии могли использовать одни и те же негативы, лицевые стороны абсолютно идентичны, и только реверсы отличаются. К примеру, уже насчитывается около 80 видов Иркутска из серий, выпускавшихся артелью «Бытовик» и Комбинатом бытового обслуживания. Эти открытки сложнее всего систематизировать, поскольку трудно выделить серию, они повторялись и пересекались, дополнялись. Поэтому необходимо разбираться с шифрами на реверсе открыток. Однако мы понимаем, что видовой каталог, безусловно, со временем нужно издавать», – говорит Александр Снарский.
– Что даёт открытка помимо чистого эстетического удовольствия?
– Филокартия – это не только увлечение, но и как всякая отрасль антикварного дела, вспомогательная историческая дисциплина. Всё, что может быть источником исторических знаний, является, как правило, и сферой коллекционирования. Филокартия из этого числа дисциплин. Медиаисточники, включая фотоисточники очень информативны. А фотографические источники для определённого времени являются практически единственными, во всяком случае, самыми доступными. Судите сами: кинопленка, кинохроника – вещь труднодоступная. А открытки – вещь повседневная, с ней все сталкивались, у многих они хранятся. И в этом смысле они являются достаточно массовым источником исторических знаний. Чем хороши раннесоветские открытки? «Забронзовевшие» виды Иркутска, которые были присущи дореволюционному периоду, дополнялись, или сменялись чем-то новым. Та же Синюшка, или Кузьмиха не фотографировались до революции. Они не считались интересными, статусными объектами съемки.
Зачастую скромная, невзрачная, на взгляд обывателя, карточка с городским видом может помочь в историческом поиске. Совсем недавно в группе «Иркипедия» в соцсети Фейсбук удалось датировать снимок Сибирского горного института. «Нам удалось установить дату по афишам, размещённым на тумбе на фото, – рассказывает Александр Снарский. – Если говорить о советских фотографических открытках, характерных для Иркутска, то они значительно информативнее типографских, поскольку детализация у фотографий, особенно рубежа 19-20 веков, значительно лучше, чем у типографских работ. В случае с Горным институтом удалось разглядеть фамилию скрипача на афише. Выступал в Иркутске в то время некто Евгений Мохнач. Заместитель директора библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Максим Куделя нашел в газете «Власть труда» объявление о концерте этого скрипача, и благодаря этому снимок датировали с точностью до декады. Вот так открытка и базы периодики помогли установить дату».
Тема видовых открыток очень интересная, уверен Александр Снарский. По ним можно наблюдать, как меняется Иркутск. Нередко фотографируются одни и те же объекты, одни и те же места. Можно увидеть, как строятся известные здания. «Вот фото памятника Ленину, казалось бы, что может быть примитивнее? – рассказывает антиквар. – Его фотографировали, разумеется, с агитационными целями. Но за спиной у памятника на одном фото строится дом № 17 по улице Ленина. На следующей фотографии дом №17 уже готов, идёт строительство дома № 25, который располагается дальше, за старой Музкомедией. Для человека, знающего и любящего город, это очень интересно. Вот это всё можно наблюдать на стандартных видовых открытках». К примеру, в коллекции Снарского есть открытка, где запечатлён процесс надстройки здания, которое позже превратилось в Нархоз. Интересны старые рекламы, к примеру: «Храните деньги в сберегательных кассах», «Летайте самолётами аэрофлота». Всё это отражалось на виде города. Интересны костюмы людей, которые меняются, внешний облик, выражения лиц. «Есть такая беда у исторической науки, изобилие сухой исторической статистики, в данном случае она обретает какую-то выпуклость, объём, – считает Александр Снарский. – Точно также историю раскрашивает литература. Изучая рубеж 19-20 века, трудно обойтись без Чехова, Аверченко, раннесоветских авторов. Это очень важно для историка – понимать, чувствовать этот исторический пульс».
«Город хорошо зафиксирован»
– Какие советские серии открыток с видами Иркутска можно выделить уже сейчас?
– Я не смогу рассказать обо всех сериях, но основные назову. Выпускало открытки Восточно-Сибирское краевое отделение Осоавиахима. Серия 1932 года, хотя есть некоторые негативы и 1931 года, и даже вероятно, дореволюционные. В этой серии очень много интересного. К примеру, на одной из открыток запечатлён постамент памятника Александру III после того, как сам памятник был снят с пьедестала, буфет в Саду Парижской Коммуны, бывшем Александровском саду. Эта серия самая обширная, она насчитывает несколько десятков видов. Тиражность в это время была небольшой, поэтому серия не очень частая, собирается медленно. Я думал, что в этой серии все виды более-менее известны, но, тем не менее, список видов дополняется. Пока нам известна одна открытка ещё одной, условно говоря, серии. До сегодняшнего дня я нигде не находил описания этой серии. Речь идёт об ОПТЭ («Общество пролетарского туризма и экскурсий»). Они выпускали достаточно большие фотографии с разными иркутскими видами. Иногда встречался агитационный материал. Например, улица Красной звезды изображена на двух фото. Здесь такое советское иезуитство. Они взяли не дореволюционный вид улицы 1916 года, а тот, что был до пожара 1879 года, когда улица была деревянной, низенькой, маленькой. А рядом – вид отстроенной улицы образца 1932 года. И как-то не замечается, что целый ряд каменных зданий на улице Красной звезды, запечатлённых на фото 1932 года – дореволюционной постройки. Вот эти виды ОПТЭ можно ли назвать открытками? Строго говоря, нельзя, поскольку на реверсе нет разлиновки, как у стандартных открыток. Но они, видимо, использовались как открытки, иногда на них есть печати Союзпечати и собственно ОПТЭ.
Однако в коллекции Александра Снарского есть полноценная открытка ОПТЭ. Она изображает Белый дом, причём называется он «Институтом снабжения». «Это был популярный в то время у фотографов объект, поскольку с ним были связаны революционные события, его старались фиксировать в разных видах», – говорит Снарский. В коллекции есть и открытки серии республиканской фирмы «Союзфото». В настоящее время известны две открытки этой серии, посвящённые Иркутску и Байкалу. Одна изображает всё тот же Белый дом, причём качество фотоснимка не очень. Однако сам факт, что этот вид был выбран для республиканского фото, интересен. Сейчас на стадии покупки у коллекционера находится вторая открытка «Союзфото». Она изображает скалу «Хобот» на мысе Шаманском. По мнению Александра Снарского, интересны открытки ИЗОГИЗ, выпускавшиеся в типографии «Меццо-тинто Сокрайшефсовета», хотя это уже не фотографические открытки.
– Серьёзная иркутская серия – ОДО, аббревиатура расшифровывается, вероятно, как «Окружной дом офицеров», – рассказывает Александр Снарский. – Видимо Дом офицеров имел какую-то типографию или фотопечатную студию. Тиражи были не очень большими, но ощутимыми. Поскольку открыток сохранилось немало, видимо, тиражность была развитой. Это открытки послевоенной поры. К этому моменту были утрачены дореволюционные подходы к оформлению открытки. Послевоенные подходы были примитивнее, поскольку страна жила в состоянии экономии. Тем не менее, на реверсе этих открыток, датируемых примерно 1947-49 годами, уже присутствует разлиновка. Город хорошо зафиксирован, достаточно много зданий, много открыток. Есть ещё малочисленная серия издателя «Динамо».
И наконец, в коллекции Снарского есть открытки двух послевоенных серий, примерно одного времени, датируются они концом 50-х, началом 60-х годов. Это серия «Комбинат бытового обслуживания» и серия «Артель «Бытовик». «С ними у меня, во всяком случае, пока проблема, – признаётся филокартист Снарский. – Может быть, в Иркутске, или в целом по стране, есть филокартист, у которого гораздо больше материала и он изучил эти серии. У меня же пока нет ни с одним собирателем серьёзных контактов, обменов, обсуждений именно по этим сериям». В этих сериях очень много видов Иркутска, есть вновь построенные объекты, например – памятник Ленину на плотине ГЭС, сама гидростанция, старый иркутский мост, Посёлок энергетиков. «Мне недавно удалось приобрести две открытки с видом этого посёлка, – говорит Снарский. – Причём, на одной он называется «Посёлок энергетиков», а на другом – «Посёлок Кузьмиха». При этом это один и тот же негатив. Эти серии, из тех, что печатались собственно в Иркутске, наверное, последние. Печатались в разных типографиях – типография ЛЗ, Типография №3, типография «Восточно-Сибирской правды»… Что такое «ЛЗ» я до сих пор не знаю, было бы хорошо, если кто-то из читателей, связанных с типографским делом в Иркутске, прочёл и подсказал. Также известны две центральные серии издателей «Орбита» и «Планета».
– Что вы ищете сейчас?
– Меня пленила серия краевого Осоавиахима 1932 года. Мне она нравится и по исполнению, и по композиции. К сожалению, я не знаю имени фотографа, который делал снимки, но, наверное, рано или поздно это выяснится. Очень интересная, качественная серия. Об этом периоде, 20-30 годов, много шума, но исторических исследований, которые имеют известность, совсем немного. Все это время заслоняется очень сильным общественным фоном, связанным с репрессиями, с преступлениями власти. А повседневная жизнь советских граждан, она, в общем-то, не очень и ясна. И если бы не литература, мы бы вообще не представляли, что это такое – Советский Союз 20-30 годов. Я имею ввиду обывателей, а не специалистов. Конечно, специалисты это время представляют хорошо. Серия Осоавиахима представляет собой целый набор открыток, чувствуется системный подход к фиксации Иркутска. Ты хорошо представляешь себе людей тех лет, их видно. Открытка случайно запечатлевшая какого-то случайного человека… Только она сохранила его образ. Может быть, что он неизвестно где похоронен, и могилы его нет. Этот мистицизм всегда преследует любителей фотографий и фотографических открыток в том числе. Я, конечно, все серии собираю, но серию Осоавиахима особенно для себя выделяю. Сейчас у меня около двух десятков открыток этой серии. Не до конца ещё известно, сколько вообще в этой серии было открыток.
Между богатым, неплохо описанным дореволюционным периодом и периодом раннесоветских открыток был ещё один любопытный период. «Это было свое, особенное явление – частные фотооткрытки, – говорит Александр Снарский. – Поскольку больших тиражей открыток, существовавших до революции, не стало, эту нишу заполнили частные фотографы. Иркутские фотографы, итальянцы и наши соотечественники делали снимки города и изготовляли открытки». На некоторых таких открытках сохранились подписи: Густав Энне, Джованни Минизини и другие. «Как я предполагаю, была уже разлинованная бумага, на которой печатались фотоснимки, – говорит Александр Снарский. – Это совсем малые тиражи, совершенно необычные объекты съёмки, ракурсы. Эти снимки запечатлели Иркутск периода безвластия и самых первых лет советской власти. Отметился, к примеру, чешкий корпус – у них был свой фотограф и вагон с фотолабораторией. Они хорошо сняли весь путь своего следования, в том числе и Иркутск». Период безвремения, по словам Александра Снарского, «чертовски интересен». «Но как его разбить на серии, я совершенно не представляю, – говорит коллекционер. – Всё настолько фрагментарно, но как-то описывать надо, потому что это крайне интересно».
«И куда они все делись?»
Если кого-то увлекла тема видовых фотографических открыток Иркутска, Александр Снарский советует начать коллекционирование с популярных цветных открыток с видами города. Это общесоветская серия, всем известная, такие карточки застали еще многие из ныне живущих. Однако именно такие открытки могут стать первым шагом к настоящему увлечению иркутской филокартией. Возможно, что интересные экземпляры открыток лежат где-нибудь на антресолях, всеми забытые.
– Какая открытка ценится в филокартии? Чистая, с подписями?
– Любая. Чистая открытка хороша. Но если она прошла почту, это вдвойне интересно. Мы приобретаем с открыткой и особенности стиля отправителя, и написание, и язык, и обороты речи. Это же всё дополнительная информация о времени. Можно найти и филателистический материал – марки, штемпеля. Есть специалисты, любители оборотных сторон, которых вообще не интересует содержание лицевой стороны открытки. Они восстанавливают историю почтового дела, в том числе и по почтовым отметкам на открытках. Я, честно говоря, чисто эстетически очень люблю, когда на углу открытки есть пара марок, штемпель. Это придает карточке какой-то внушительный вид.
– Как вы ищете открытки?
– В Интернете, в ходе общения с филокартистами страны. Иногда информация об иркутских сериях всплывает на форумах, на аукционах. Бывает, что и иркутяне приносят открытки. Но они не обращают внимания на этот период, поскольку бытование этих открыток шло в течение их жизни. И они не относятся к ним как к антиквариату, объекту изучения. Многие раннесоветские открытки выбрасывались. По сравнению с яркой художественной открыткой невзрачные фотографии в общем-то известных в Иркутске зданий, не вызывают интереса. Дореволюционные открытки сохраняются лучше, там «еры» и «яти», такие вещи люди стараются не выбрасывать. Хотелось бы, чтобы больше люди приносили. Тиражи в отдельных случаях были огромные, у некоторых местных открыток тираж 10 тысяч экземпляров. По всей логике такой тираж должен сохраниться в небывалом объеме. Но порою у меня в коллекции открытка представлена в единичном экземпляре. И куда они все делись? Уже сменилась культура отношения к открыткам и письмам. До революции их складывали, они лежали, и в некоторых случаях по привычке пролежали весь советский период. А вот советским открыткам раннего периода не повезло – ни забавных надписей, ни цвета, ничего такого нет. Многое пошло в мусор.
В Иркутске сейчас несколько десятков филокартистов. «Хочется, чтобы это дело развивалось в городе интенсивнее, – говорит Александр Снарский. – Чем больше людей собирает, тем больше информации, можно объединиться и выпустить хороший, информативный каталог».