Бей чужих, чтоб свои боялись
Иркутская криминальная бригада специализировалась на китайских предпринимателях
В Иркутский областной суд поступило сразу четыре уголовных дела в отношении вооружённой преступной группировки, которая нападала на китайских предпринимателей, сбывавших за границу сибирскую древесину. Троим членам банды, подписавшим досудебные соглашения о сотрудничестве, уже вынесены приговоры: каждый из них получил по восемь лет колонии строгого режима. Уголовное дело в отношении остальных шести фигурантов находится в стадии судебного следствия.
Молодые люди, самому старшему из которых 30 лет, жили по соседству, в частных домах в районе ДОКа областного центра, и общались с детства. По словам следователя СЧ Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области Оксаны Васильченко, в производстве которой находилось бандитское дело, парни были самыми обычными, из вполне благополучных семей. Подростки, которых называют «поколением пепси», хотели, как водится, иметь много денег, чтобы можно было красиво жить, гулять и развлекаться. До того, как в головы парней засела мысль объединиться и создать вооружённую команду с целью нападения на богатеньких иностранцев, они уже имели кое-какой криминальный опыт и, соответственно, судимости, в основном за корыстные преступления: кражи, грабежи, мошенничества. По словам оперативников, никто из молодых людей толком не работал, хотя все потом принесли положительные характеристики от индивидуальных предпринимателей, у которых якобы были трудоустроены кем-нибудь вроде экспедиторов и водителей.
Просуществовала банда всего пару месяцев, однако за столь короткий срок наворотить успела немало: членам организованной преступной группировки предъявлено обвинение в 25 криминальных эпизодах, в том числе 11 вооружённых налётах, хранении и перевозке огнестрельного оружия, изготовлении боеприпасов, грабеже, краже.
По словам старшего следователя по особо важным делам Оксаны Васильченко, молодые люди были совершенно уверены, что полиция не сможет их вычислить и поймать. Ещё бы, они ведь «всё продумали»: номера машин, на которых выезжали на дело, замазывали, лица скрывали под масками, роли распределяли заранее и действовали чётко и быстро. Налёт удавалось совершить буквально за несколько минут. А главное, разбойники не сомневались: их жертвы с заявлением в полицию не побегут. Как же иначе: китайские предприниматели, большая часть которых занимается скупкой древесины нелегально, сами опасаются внимания правоохранительных органов. Доходило до того, что разбойники, совсем потерявшие страх, совершали в день по два налёта. По пути, так сказать. И без опаски регулярно объезжали с оружием одни и те же излюбленные адреса.
Только полицию они малость недооценили. Сотрудники областного уголовного розыска занялись новой криминальной бригадой, не дожидаясь заявлений от пострадавших. «В январе прошлого года стала поступать оперативная информация, что в районе Жилкино в ночное время совершаются нападения на граждан Китая, занимавшихся скупкой древесины. Разбои имели схожие черты, предположительно действовала одна банда. Потерпевшие к нам за помощью не обращались, но был разработан план оперативно-розыскных мероприятий, сыщики при поддержке СОБРа по ночам перекрывали и отрабатывали ставший опасным район», – рассказал Иван Силин, начальник отдела областного уголовного розыска по борьбе с организованными преступными группами, сформированными по этническим принципам, и преступлениями, связанными с иностранными гражданами.
И когда, наконец, под утро 13 февраля прошлого года в дежурную часть поступил звонок от гражданина Китая, у которого буквально минуту назад вооружённые налётчики в масках отняли 78 тысяч рублей, полицейские оказались в нужное время в нужном месте.
Бандиты на следствии признались: когда в пять часов утра путь машине, на которой они пытались скрыться с места только что совершённого преступления, перекрыли люди с оружием, никому и в голову не пришло, что на них наехала полиция. Подумали на службу безопасности ограбленного предприятия и не очень-то испугались. В ходе обысков, оперативно и грамотно проведённых на квартирах и в гаражах подозреваемых в течение двух-трёх дней после задержания основных подозреваемых, были изъяты маски, обрезы и охотничьи ружья, украденные автомобили, мобильники, цифровая техника, оборудование и прочие вещественные доказательства преступной деятельности.
Однако предстояло ещё разыскать потерпевших. Опера и сегодня не уверены, что сумели поднять все пласты криминальной работы бригады. Проблема оказалась в том, что жертвы нападений, как и надеялись бандиты, не горели желанием общаться с полицейскими. По телевидению прошли объявления о задержании налётчиков с приглашением потерпевших к сотрудничеству с правоохранительными органами. Но оперативники и на этот раз не стали «ждать милости» от заявителей-иностранцев: они начали опрашивать всех подряд предпринимателей из Поднебесной, задерживать вместе с сотрудниками ГИБДД машины с лесом. Опросив сотню человек, вышли таким образом на десяток потерпевших. «В ходе следствия с ними было много хлопот, – признаётся подполковник юстиции Оксана Васильченко. – Не только из-за проблем с языком, в этом помогал переводчик. Но китайские лесозаготовители по характеру деятельности не сидели на месте, постоянно перемещались, выезжали в другие города России, к себе на родину. Препятствовать им в выезде за границу мы не могли, поэтому оперативникам пришлось разыскивать контакты с потерпевшими в Китае, отслеживать их передвижения по электронным билетам и так далее».
Надо думать, никто из пострадавших не пожалел потом о сотрудничестве с полицией: им возвратили абсолютно всё похищенное разбойниками. В том числе автомобили «Лексус» стоимостью 2,5 миллиона и «Тойота Королла» за 700 тысяч рублей, оборудование пилорам. Оперативники разыскали также оба «КАМАЗА», угнанные в Осинский район, правда, один уже в разобранном на запчасти виде. Крутая молодёжь успела потратить только деньги – частично на развитие криминального предприятия: покупку ещё одного транспортного средства, масок, оружия. Но в основном шальные бабки разбойники оставляли в кафе, ресторанах, на турбазах, тратили на красивую, по их понятиям, жизнь. Кстати, по словам оперативников, новоиспечённым бандитам, в общем-то не имевшим отношения к воровскому сообществу, начали уже приходить в головы мысли о том, что надо бы часть прибыли перечислить в общак. На грев зоны, к примеру. Как чувствовали, что и сами вскоре окажутся за колючей проволокой.
Под грузом многочисленных доказательств подследственные сочли разумным дать признательные показания. А трое – Геннадий Якушев, Юрий Тонких и Артём Купряков – не только признали свою вину, но и пожелали заключить досудебные соглашения и помочь следствию изобличить подельников, рассказав обо всех обстоятельствах совместной криминальной деятельности. Уголовные дела в отношении них были выделены в отдельные производства и рассматривались в так называемом особом порядке – без судебного следствия. Кстати, приговоры всем троим выносили разные судьи, как и положено по закону.
Материалы по банде, единственной в этом году для следственной части Главного следственного управления ГУ МВД по Иркутской области, составили в общей сложности 130 томов. И в них немало любопытных обстоятельств, дающих представление о том, как обычные ребята становятся бандитами. Оружие, к примеру, приобреталось ими за несколько лет до того, как пошло в дело. Тогда едва достигшие совершеннолетия пацаны только-только встали перед выбором жизненного пути, и, очевидно, их уже начинала манить криминальная тропа, на которой можно было без труда «поднять большие бабки». Как видно из материалов уголовного дела, в 2013-2014 годах в районе Жилкино областного центра действовали две самостоятельные группировки, которые пытались зарабатывать, отнимая деньги у бизнесменов из Поднебесной. В декабре 2014 года их лидеры 20-летние Артём Купряков и Вячеслав Тимофеев сели за стол переговоров и обсудили возможность объединить усилия. Так и появилась на свет банда – хорошо вооружённый и сплочённый отряд из пяти бойцов, включая двух командиров. Сразу договорились, что нападать будут только на китайских предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой. По предыдущему криминальному опыту молодые люди знали: у людей этого сорта много денег, и они боятся полиции не меньше, чем бандитов. Хотя оперативникам задержанные называли ещё одну, более благородную причину такого выбора цели – якобы им было обидно, что иностранцы разворовывают наш лес.
«Патриоты» чётко распланировали, как будут действовать против расхитителей зелёного золота Сибири. По одному из вариантов им предстояло появиться ночью на территории облюбованной пилорамы, и пока одно звено наблюдает в машине за обстановкой, другое забегает в бытовку и, угрожая оружием, по-быстрому отнимает у хозяев деньги и ценные вещи. Другой план предусматривал перекрыть дорогу автомобилю с китайскими предпринимателями и затем опять же пустить в ход пушки.
Общее руководство криминальной бригадой осуществляли инициаторы её создания, они же намечали даты набегов, разрабатывали тактику конкретных нападений и выбирали очередных жертв. У каждого из рядовых бойцов были свои трудовые обязанности. К примеру, Геннадий Якушев, осуждённый первым, отвечал в банде за вооружение и транспорт. Он передал на нужды организации собственный автомобиль «Тойота Краун» и три ствола – обрезы ружья и карабина, охотничью двустволку. Самый старший из подельников по возрасту, Якушев изготавливал патроны, устранял неполадки в автомобилях, а когда шли на дело, садился за руль. Естественно, был при этом вооружён, как и остальные бойцы.
Уже первое нападение в составе банды 31 декабря 2013 года показало: цель и тактика налёта выбраны безошибочно. На улице Полярной разбойники остановили «Нисан» с двумя жителями Поднебесной, которых отвезли на берег Иркута и заставили раскошелиться на сумму 260 тысяч рублей. Через пару недель бандиты заехали на трёх машинах на пилораму в деревне Московщина и отняли у предпринимателя всю его наличку – 50 тысяч рублей и 200 юаней. Пошарив в бытовке, прихватили также часы «Рэймонд Вэлл» стоимостью 74,5 тысячи рублей, парочку сотовых телефонов, две бутылки армянского коньяка и блок сигарет «Парламент». Пострадавших по этому эпизоду оказалось двое: арендатор пилорамы лишился сварочного аппарата, компьютеров, электропил и дрели – всего на 36,5 тысячи рублей. Опробовав обе преступные схемы, бандиты стали чередовать их, совершая нападения, что называется, через день да каждый день. Они могли остановить машину с китайскими бизнесменами прямо в городе, на улице Полярной у ворот производственной базы Азиатской грузовой компании, или рядом с остановкой общественного транспорта «Мостовик». А то отправлялись по автодороге Иркутск – Оса непрошеными гостями на пилораму, расположенную на открытой местности. Разведку заранее осуществил один из лидеров – объехал с друзьями-лесовозниками места переработки и сбыта древесины. Какой будет добыча, бандиты предугадать не могли, а потому их «заработок» колебался от 10 до 700 тысяч рублей. Но, в общем-то, ожидания их обычно не обманывали: в среднем «поднимали» за один налёт тысяч по 50–100, не считая имущества. За всё время скрыться от разбойников удалось лишь одному бизнесмену: он успел развернуться на своём «Лексусе» под градом пуль из двух стволов.
В каком-то смысле этой банде повезло – на её счету не оказалось ни одного убийства и нанесения тяжких телесных повреждений, что должно сказаться на приговоре. Но, по мнению оперативников и следователя, это везение объясняется тем, что разбойников достаточно быстро остановили, не дав разгуляться. Противниками насилия они явно не были, ни один из членов банды не забывал захватить на дело ствол. И просто чудо, что, стреляя по машинам, они никого не зацепили. Хотя и говорили на следствии, что в ходе нападений били прицельно по колёсам и решёткам радиаторов, специально для этого тренировались, пристреливали ружья и обрезы.
На скамье подсудимых сейчас осталось шестеро разбойников, проходящих по этому уголовному делу. Рядом с теми, кто участвовал в преступлениях в составе банды, сидят и их знакомые, порой случайные люди, успевшие отметиться в одном-двух эпизодах. Кого из них действительно жаль, так это брата одного из постоянных членов вооружённого бандформирования. Он оказался единственным в компании, кто не привлекался ранее к уголовной ответственности и имеет семью с маленьким ребёнком. Парень, в отличие от остальных подельников, искренне раскаивался, что принял участие в нападении, поддавшись на уговоры поправить таким способом сложное материальное положение. Остальные на следствии не отрицали, что успели почувствовать вкус лёгких денег и вовсе не собирались останавливаться на достигнутом.