издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризисная задолженность

Правоохранители пытаются обеспечить порядок при расчётах за жилищно-коммунальные услуги

Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе по задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Причина такого положения давно известна: неплатежи населения, связанные в том числе с повышением тарифов на коммунальные услуги. Понятно, что удорожание обслуживания в ЖКХ неизбежно, оно объясняется ростом экономически обоснованных затрат. Но не только этим, что подтверждают результаты прокурорских проверок.

Прокуратура Иркутской области обеспечила постоянный надзор за законностью правовых актов органов тарифного регулирования. Фактически за пару последних лет удалось сформировать новую политику тарифного органа, исключившую необоснованные затраты из состава расценок. 

Прокуратура области потребовала обеспечить бюджетное финансирование предоставления субсидий ресурсникам на компенсацию выпадающих доходов, благодаря чему погашена часть долгов прошлых лет. Пришлось надзорному органу также доказывать необходимость выделения субсидий и предприятиям-банкротам, продолжающим поставлять коммунальные ресурсы, в результате незаконный нормативный акт по этой теме был отменён.

Кризис в экономике и снижение из-за этого бюджетных доходов привели к тому, что в текущем году возросла задолженность бюджетных организаций. Судами удовлетворены все иски прокуроров о понуждении органов местного самоуправления выделить финансирование бюджетным учреждениям для оплаты образовавшихся долгов.

И, конечно, не обходят прокуроры вниманием управляющие компании – ведь среди них есть и такие, что собирают деньги с населения, а перечислять их ресурсоснабжающим организациям не спешат. Проверяющим приходится детально изучать причины образования задолженности и в зависимости от этого ставить вопросы об ответственности руководителей организаций-должников. 

Практикообразующим для всех регионов стало решение Арбитражного суда Иркутской области по иску прокуратуры 2012 года (оно закреплено вынесенным в 2013 году определением Высшего арбитражного суда России). В этом решении названы незаконными действия управляющих организаций, которые распоряжались собранными с населения денежными средствами как своими собственными. Теперь прокуроры имеют возможность потребовать от правоохранительных органов принципиальной уголовно-правовой оценки действий тех руководителей УК, которые не перечисляют ресурсникам поступившие от потребителей услуг деньги либо предоставляют кредиты третьим лицам за счёт средств, предназначенных на ремонт и содержания жилья. Всего в прошлом и текущем годах органами предварительного расследования возбуждено 11 уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушениями при расчётах за коммунальные услуги. Семь из них – по материалам прокурорских проверок. В суд направлено пока лишь два уголовных дела, по одному из них (злоупотребление полномочиями с ущербом более 12 млн рублей) вынесен обвинительный приговор. Остальные дела ещё расследуются, по каждому из них уже приняты меры к погашению задолженности. 

Прокуратурой области обеспечена проверка по всем информациям Росфинмониторинга о совершении сомнительных финансовых операций организациями ЖКХ. Эти сведения не раз становились поводом для уголовно-правовой оценки действий руководителей управляющих компаний. Так, информация о размещении ОАО «Северное управление ЖКС» денежных средств на депозитах подтвердилась в ходе проверки прокуратурой Ленинского района Иркутска. По её материалам в этом году возбуждено уголовное дело по факту причинения ущерба ОАО «Иркутскэнерго» – организация не получила за воду и тепло более 35 млн рублей. Прокуроры дают правовую оценку не только действиям должников, они также проверяют полноту принятых кредиторами мер по судебному взысканию средств, контролируют деятельность приставов-исполнителей. 

Долги населения по коммунальным платежам составили в нынешнем году 2,6 млрд рублей. Сумма огромная. Прокуроры в связи с этим поставили задачу обеспечить законность нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях. Проверка с участием специалистов выявила факты завышения норм, что явилось основанием для обращения в суд. После вступления в законную силу решения суда повсеместно были проведены перерасчёты квартплаты в сторону уменьшения. Оказалось, с населения взяли лишних 10 млн рублей. 

В среднем по области собираемость платежей с жителей составляет около 86%. По мнению надзорного органа, у управляющих и коммунальных организаций есть возможности влиять на этот процесс. По крайней мере, меры прокурорского реагирования уже к управляющим компаниям позволили снизить в текущем году размер задолженности почти вдвое в сравнении с 2014 годом (с 5,8 до 2,6 млрд рублей). Вот только один пример: исполняя требования прокурора города Шелехова, управляющими организациями в прошлом году в суд было направлено 588 исковых заявлений о взыскании с должников более 18 млн рублей. С гражданами заключены соглашения о рассрочке оплаты на сумму 2,3 млн рублей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры