На бюджетной тяге
Иркутская область увеличила финансирование Байкальской пригородной пассажирской компании
Байкальская ППК может впервые закончить год без минуса на балансе. ВСЖД и правительство Иркутской области нашли уникальный способ сделать пригородные перевозки безубыточными – бюджетное финансирование БППК на этот год увеличено с 406 до 631 млн рублей. В ответ на это БППК оптимизирует собственные расходы, сообщил на прошлой неделе на пресс-конференции начальник ВСЖД Василий Фролов. Несмотря на вроде бы возникшее взаимопонимание между перевозчиком и акционерами, судебные тяжбы Байкальской ППК с областными структурами за компенсацию из бюджета убытков прошлых лет, вероятнее всего, продолжатся. А системная проблема организации пригородных пассажирских перевозок останется нерешённой.
«В 2015 году впервые за всю историю планируем БППК вывести на безубыточный уровень, – заявил на прошлой неделе Василий Фролов. – Конечно, здесь пришлось потрудиться не только коллективу ВСЖД и
БППК, особо хочу отметить роль правительства Иркутской области и лично губернатора». Похоже, период разногласий между акционерами (49,99% акций Байкальской ППК у ОАО «РЖД», 50,01% у правительства Приангарья, компания обслуживает Иркутскую область и Республику Бурятия) сменился миром. Почувствуют ли это пассажиры – покажет время. Во всяком случае сейчас компания не планирует сокращать количество электричек, а даже наоборот – намерена запустить дополнительный поезд на участке Усть-Илимск – Коршуниха, а в Бурятии – сразу два, они будут курсировать по маршруту Улан-Удэ – Мысовая. Всего же в настоящее время в Иркутской области работают 108 пригородных поездов, в Бурятии – 12 (и там пока сохраняется самый высокий в стране тариф для пассажиров).
Уйти от убытков Байкальской пригородной компании помогут две меры: дополнительные бюджетные средства на компенсацию выпадающих доходов и сокращение издержек. Как компании и областным структурам удалось достичь консенсуса, а также на сколько урежет свои расходы БППК, Василий Фролов не рассказал, уточнив лишь, что речь идёт о собственных расходах компании. «Будет более пристальное внимание к расходованию материалов. Второе направление – оптимизация маршрутизации. Там, где пассажиропоток незначительный, применяются укороченные составы. Где нет возможности организовать работу электропоездов, используются технологии обслуживания пригородного пассажира вагонами локомотивной тяги», – объяснил начальник дороги. Учитывая, что на собственные расходы приходится лишь 13% затрат на организацию перевозок (остальное, подсчитали в службе по тарифам, – плата за услуги РЖД: аренду инфраструктуры, подвижных составов и экипажей и прочее), большой экономии ждать вряд ли стоит. Так что спасать компанию от убытков будет в основном бюджет. Областное финансирование только в этом году вырастет до 631 млн рублей. Напомним, ещё в мае в казне региона было предусмотрено 406 млн рублей при условии выполнения Байкальской ППК 18,6 млн вагоно-километровой работы. В сообщении «Серого дома» говорилось, что служба по тарифам Иркутской области подтвердила расходы в размере 538 млн рублей.
За первое полугодие в пригородном сообщении БППК перевезла более 5,3 млн человек. Железнодорожники намерены активнее привлекать пассажиров. «Мы ведём оздоровление путевого комплекса и энергохозяйства, и в этой связи в графике на 2015 и 2016-2017 годы повышаем скорости движения на участках Тайшет – Нижнеудинск, Зима – Слюдянка, Вихоревка – Братск и по ряду участков в Бурятии», – отметил Василий Фролов.
Несмотря на всё это, ближайшее будущее БППК нельзя назвать безоблачным. Хотя 2015 год компания должна закончить без потерь, убытки прошлых лет – более 830 млн рублей – никуда не делись.
Пока компания пытается через суд потребовать с правительств Иркутской области и Бурятии недополученную, по мнению БППК, компенсацию за перевозки в 2011 году. В конце июня Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержал требование перевозчика о взыскании 24,5 млн рублей с правительства соседней республики. Постановление может быть обжаловано в Верховном суде РФ. По аналогичному иску к Иркутской области (на 28,1 млн рублей) БППК проиграла в мае в первой инстанции и 22 июня подала апелляционную жалобу. Кроме того, 13 июля Арбитражный суд Бурятии принял к рассмотрению иск БППК к республике о взыскании 50,166 млн рублей убытков и 200 тыс. рублей расходов по государственной пошлине. Предварительное судебное заседание состоится в сентябре.
Вероятно, компания продолжит судиться с регионами. «Решением Министерства транспорта определены два варианта – реструктуризация задолженности на 10 лет либо определение объёмных параметров путём арбитражной процедуры, – обтекаемо прокомментировал ситуацию Василий Фролов. – Пути равнозначны. Возможно, пойдём путём арбитражных решений».