На Байкале сгорел «Баргузин»
История начиналась в субботу, по расписанию, в 16.00 местного времени, быстроходный речной теплоход «Баргузин-2» вышел из Бухты Песчаная со 117 пассажирами и шестью членами экипажа на борту, и направился на юг Байкала, в направлении Листвянки, чтобы, опять же по расписанию, свернуть в исток Ангары и в восемь часов вечера прибыть в Иркутск. Но этого не случилось. Ровно через час после отправления, на глазах у жителей Большого Голоустного теплоход вспыхнул в полутора километрах от берега. Пока в МЧС не озвучивают даже предварительную причину возгорания, известно только, что пожар, по другим данным – взрыв, произошёл в машинном отделении, и начался с мотора судна.
Как рассказал «Иркутскому репортёру» один из пассажиров «Баргузина», Александр, который со своим другом в этот момент как раз сидели на корме, первый дым стал пробиваться в вентиляционные отверстия в палубе приблизительно в 16.50.
– Это был не отработанный мотором дым, в нём отчётливо ощущался запах гари. Мы пошли и рассказали об этом капитану, но он повёл себя пассивно – сказал, что всё в порядке и ещё некоторое время теплоход шёл на полном ходу. Мы вернулись на корму, перед нами был металлический кожух, накрывавший палубу, под ним находилось машинное отделение. И там раздался громкий хлопок и повалил дым, – рассказал молодой человек.
Вызов сначала поступил в единую дежурно-диспетчерскую службу 112 от одного из пассажиров, и после был передан в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области (служба 112 относится к ведомству областного правительства). К месту происшествия были направлены два катера «Мангуст», на которых, в рамках взаимодействия службы МЧС с Байкальским поисково-спасательным отрядом, находилось две группы – спасатели и бойцы второго противопожарного отряда.
К моменту их прибытия все пассажиры были обеспечены спасательными жилетами и эвакуированы. Как рассказали очевидцы, на теплоходе началась паника, потому что из штатных семи плотов три были блокированы огнём на корме, и спустить можно было только четыре двадцатиместных. При этом пассажиры обвиняют капитана в бездействии – всё время от начала пожара до полной эвакуации он находился в рубке и ничего не предпринимал. Руководство Восточно-Сибирского речного пароходства защищает капитана. «Быть в рубке не значит бездействовать. Борис Каско – бессменный капитан «Баргузина» и опытный мореход. Он покинул судно последним и спас судовой журнал», – заявили на пресс-конференции представители компании. «На судне не работала рация!» – Возмущаются пассажиры. «Взрыв в моторном отсеке обесточил систему, поэтому капитан вызывал помощь по сотовому телефону», – парируют руководители ВСРП.
При этом основную часть спасения пассажиров на борту теплохода взял на себя второй из ушедших последним с борта гибнущего корабля, механик Валерий Маслов – он руководил эвакуацией, раздал всем спасательные жилеты и рубил концы спасательных шлюпок. Правда, к этому времени часть пассажиров была спасена судовладельцем проходящей мимо частной яхты «Принцесса» Александром Ляховчуком.
– Нас догонял теплоход, метрах в двухстах-трёхстах, когда мы возвращались с отдыха. И я жене сказал: «Смотри, дым какой-то идёт». Жена отмахнулась и сказала, что в этих теплоходах всегда что-то дымится. Я хотел идти спать. Хорошо, что не пошёл – вдруг повалил дым, и мы подошли поближе, стали спасать людей.
Судовладелец вывез на берег около тридцати пострадавших. Остальных забрали спасательные плоты и другие суда, подошедшие с берега.
В спасении пассажиров принимали участие все находящиеся рядом с Большим Голоустным катера и лодки отдыхающих. Людей доставили на берег, во взаимодействии с администрацией Иркутского района были организованы оперативные пункты временного пребывания. Была также отработана транспортная схема, но из Большого Голоустного пассажиры «Баргузина-2» были доставлены на теплоходе «Александр Великий» в посёлок Николу, и на «Баргузине-1» в Иркутск, где их уже ждали врачи «скорой помощи» и психологи ГУ МЧС России по Иркутской области. Людям так же был обеспечен транспорт для возвращения домой.
А тем временем подоспевшие спасатели и пожарные ликвидировали очаг открытого огня и сняли с борта теплохода остававшихся там до последнего капитана и механика. На месте происшествия с огнём боролись пожарные второго отряда федеральной противопожарной службы с катера «Дмитрий Кормилин», спасатели Западно-байкальской группы патрульной службы ГИМС и Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.
Как прокомментировал ситуацию Начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, рассматривалась возможность применения авиации, были приведены в боевую готовность вертолёты Сибирского авиаспасательного центра. В 20.15 последствия пожара на теплоходе «Баргузин-2» были ликвидированы. Тушение проводилось так, чтобы судно не затонуло под тяжестью воды, и нефтепродукты с теплохода не попали в озеро. Сейчас теплоход стоит на якоре неподалёку от берега в местечке Нижние Хомуты (рядом с Большим Голоустным).
Все надстройки полностью выгорели, но «Баргузин-2» находится на плаву. Восстановлению судно не подлежит – говорят, что выгорел даже металл. Причину на пресс-конференции исполнительный директор ВСРП Виталий Кельманов называть отказался даже предварительную. Собственно, сейчас даже не подтверждают, что первым загорелся мотор, обходясь обтекаемой формулировкой «очаг возгорания находился в машинном отделении». При этом уточняется, что система пожаротушения сработала, но не дала ожидаемых результатов – сначала, на минуту, она притушила огонь, но потом он вспыхнул ещё сильнее.
Представителям СМИ пояснили, что судно 1991 года производства, а срок службы таких судов не лимитирован. И по меркам судоходства «Баргузин» ещё совсем новый. Утверждается, что в начале навигации все суда проходят проверку системы управления безопасности, а перед этим рейсом плановая проверка показала, что все технические параметры были в норме. С понедельника, 3 августа, создана рабочая группа и начата комплексная проверка причин, приведших к возгоранию.
Всего в ликвидации последствий происшествия было задействовано 107 человек, 27 единиц техники, из них от МЧС России 61 человек, 11 единиц техники, в том числе 5 плавсредств.
Пострадавшие получат компенсации, максимальный размер которой, по данным компании «СОГАЗ», составит 23 тысячи рублей на человека. А все дополнительные выплаты, связанные с ущербом имущества, будут решаться в индивидуальном порядке. На вечер понедельника в офис ВСРП обратилось за помощью около 80 человек. Как прокомментировала «Иркутскому репортёру» начальник пресс-службы ВСРП Елена Дуберштейн, теплоход застрахован не был. «В таких случаях имущество страхуется по КАСКО, как обычный автомобиль. Теплоход застрахован не был, и для нас это – прямые потери».