Проданные берега
Коттеджный посёлок под видом реабилитационного центра для инвалидов Афганистана строится на берегу Иркутского водохранилища недалеко от деревни Новогрудинина. В компании, которая продаёт участки под строительство во втором поясе санитарной защиты Ершовского водозабора, питающего Иркутск и Шелехов, не скрывают: легально получить землю под строительство на берегу невозможно, и такая схема «многократно опробована на разных коттеджных посёлках». Практика это подтверждает.
Если подняться вверх по улице Колхозная в деревне Новогрудинина, можно очень скоро оказаться на берегу тихой бухты. Изумрудная вода, непривычно свежий для горожанина воздух, лесная прохлада… Грунтовая дорога упирается в запертые ворота, но пешеходу легко пройти дальше – чуть правее забор заканчивается. Будто одной преграды недостаточно, выше – ещё одни ворота. Синий знак предупреждает: «Водоохранная зона». Табличка сообщает, что проход посторонним закрыт: за забором находится территория медуниверситета – база практики студентов и санаторий «Медик». Кроме того, гласит строгая надпись, в прибрежной защитной полосе запрещена вырубка деревьев, складирование мусора, стоянка автотранспорта, строительство объектов и даже палаточных городков. Но строительство здесь уже идёт.
«А кто разрешил?»
В октябре 2007 года в деревне Новогрудинина (входит в Марковское муниципальное образование Иркутского района) прошли публичные слушания о переводе 3,5 гектар в 74 квартале Приморского лесничества из лесного фонда в земли других категорий. Руководитель ООО «Балх» убеждал местных жителей, что компания построит там реабилитационный центр и базу отдыха для инвалидов Афганистана. «Владельцы турбаз в погоне за рублём совершенно не думают о ветеранах, воинах-афганцах и их семьях. Наши инвалиды, участники локальных конфликтов, а также их дети, члены их семей могут воспользоваться услугами базы по символическим ценам, а для некоторых категорий будут предусмотрены 100% скидки, включая питание», – говорится в протоколе собрания. Местами он напоминает рекламный проспект: «Заливы по краям лесного участка, сосново-берёзовый массив, песчаный берег, чистый воздух – всё это обусловило выбор места под строительство. … В лесном массиве достаточное количество полян, на которых планируется возведение домиков». Видимо, местные жители (в количестве 21 человека) не нашли, что возразить, и согласовали перевод. В протоколе, правда, записано обращение председателя деревенского комитета Шадрина: «Просим сохранить лес для сбора ягод, грибов. Сохранится ли свободный доступ к воде, будут ли построены заборы вокруг турбазы?». Тогдашний руководитель ООО «Балх», некто Ю.Ш. Варданян, заверял: «Заборов ставить не будем. Строительство будем производить на расстоянии 50–100 м от уреза воды, соблюдая все экологические требования». Если верить документу, это заявление не вызвало протеста ни у жителей деревни, ни у должностных лиц. Пусть местное население не знало, что участок попадает во второй пояс санитарной охраны Ершовского водозабора (не менее 500 м от уреза воды) и двухсотметровую водоохранную зону Иркутского водохранилища. Однако в то, что не в курсе была и начальник земельного отдела Марковского муниципального образования Наталья Бублик, подписавшая протокол, поверить труднее.
Как бы то ни было, примерно через год Управление Роспотребнадзора по Иркутской области выдало ООО «Балх» санитарно-эпидемиологическое заключение, в котором говорится, что государственные леса могут быть переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения). В 2009 году мэр Иркутского района Игорь Наумов подписал градостроительное обоснование, в январе 2010-го перевод закреплён распоряжением правительства Российской Федерации. В декабре 2011-го Территориальное управление Росимущества передало участок в аренду ООО «Балх», главой которого к этому времени стал Олег Фёдоров. В апреле 2012 глава администрации Марковского МО Галина Шумихина своей подписью утвердила градостроительный план земельного участка, в котором даже упоминается двухсотметровая водоохранная зона Иркутского водохранилища. Она же выдала разрешение на строительство: в лесу должны были появиться 19 гостевых домиков, реабилитационный центр площадью 200 кв. м и инженерные коммуникации – сети водоснабжения, электроснабжения и трансформаторная подстанция.
Долго ли, коротко ли, но в 2015 году строительство наконец началось. Только база отдыха и реабилитационный центр для инвалидов военных действий как по волшебству превратились в яхтенный посёлок «Саввино» – на его сайте в разделе «А кто разрешил?» корреспондент «Конкурента» и обнаружил все упомянутые документы. В плане – яхтклуб, автостоянка, пляж, спорткомплекс и детская площадка. По телефону отдела продаж сообщили, что сотка земли стоит здесь 120 тысяч рублей, участки нарезаны примерно по 15 соток. За 1,8 млн рублей покупатель получит не только земельный надел, но и инфраструктуру – дороги, электричество и ограждение посёлка.
Яхтклуб для «инвалидов»
Никакого реабилитационного центра здесь, похоже, никогда на самом деле не задумывалось. Председатель ИРО Общественной организации инвалидов войны в Афганистане Владимир Захаров твёрдо уверен – воины-афганцы не имеют к этому посёлку никакого отношения. «Мы давно добиваемся не участка земли, а помещения под реабилитационный центр, – сообщил Владимир Захаров. – Несколько лет назад ко мне кто-то подходил: давайте сделаем центр. Но на строительство нужны средства, которых у нас нет». Посоветовавшись с головной организацией в Москве, иркутяне решили воздержаться от участия в рискованном проекте. Узнав, что «реабилитационный яхтенный посёлок» уже строится, Владимир Захаров выразил свою позицию однозначно: «Мы категорически против, чтобы под нашим именем кто-то наживался». Фамилия Варданян, впрочем, оказалась ему знакома: в ООО «Балх», которое ведало стоянкой в микрорайоне Солнечном, прежде работали инвалиды из общественной организации, компания была зарегистрирована по тому же адресу. По словам Владимира Ивановича, Варданян хотел строить базу отдыха с гостевыми домиками и катамаранами, обещал льготный отдых для инвалидов, но затем уехал в Москву, а генеральным директором и владельцем компании стал Олег Фёдоров. «Какое-то время к нам приходили письма на «Балх», я звонил ему, чтобы он изменил адрес – мы к предприятию больше не имели отношения. Я думал, это всё умерло», – говорит Захаров.
Теперь в компании даже не пытаются делать вид, что намерены строить реабилитационный центр: «Получить землю в лесу и на берегу под жилищное строительство невозможно. Поэтому, соответственно, все коттеджные посёлки, которые строятся на берегу, как правило, получают землю под строительство баз отдыха, пансионатов и так далее. Вот такая вот схема, она многократно опробована на разных коттеджных посёлках», – ответил представитель компании по телефону, заверив, что по завершении строительства в посёлке можно будет даже получить прописку. Как относятся к «этой схеме» в муниципалитете, Агентстве лесного хозяйства области и природоохранной прокуратуре, пока неизвестно – на запросы издания в этих структурах к моменту выхода газеты ответить не успели. Но мы всё же надеемся ответ получить.
Один дом практически готов. Из его окон открывается сказочный вид на залив, а рядом уже разбит аккуратный огородик: овощи, цветы. На прошлой неделе в этом убедились корреспондент «Конкурента», депутат Думы Марковского МО Наталья Коньшакова, глава ТОС «Падь Мельничная» Юлия Карельченко и гражданская активистка Любовь Аликина, побывав на месте. Второе строение – «банный комплекс Саввино», как следует из проекта – пока на уровне фундамента, но уже понятно, что здесь будет бассейн. Стоки, вероятнее всего, отправятся в Ангару.
«К новым рекордам!»
Если «Саввино» пока только строится, дачники из ДНТ «Пчёлы у Озера» в своих домах уже обустраиваются. Совсем недалеко от Иркутска влево от Мельничного тракта уходит асфальтированная дорога – к слову, здесь большая редкость. Но и без того узнать поворот легко – недалеко от перекрёстка с главной магистралью висит растяжка, объясняющая, что это не просто дорога, а лыжероллерная трасса. Вдоль неё спортсменов приветствуют бодрящие штендеры: «Вперёд к новым рекордам!». На подступах к побережью асфальт раздваивается, чтобы подойти к отдельным участкам – «некоммерческих товариществ» «Пчёлы у Озера» четыре, отличаются они номерами в названиях. Все – за заборами с охраной. У ворот висят красивые информационные доски, сообщающие, что за ограждением – туристическо-спортивный комплекс с катком, площадками для занятий волейболом и другими видами спорта, строится с 2010 по 2016 год.
Корпуса для спортсменов, действительно, в разной степени готовности. Около некоторых припаркованы машины стоимостью с квартиру в Иркутске. Однако на вопрос, можно ли отдохнуть на турбазе, охрана миролюбиво отвечает: это частные дома, у каждого есть хозяин, и посторонним тут делать нечего.
Согласно ЕГРЮЛ, в учредителях ДНТ значатся Сергей, Владислав и Анатолий Гусевы, Алексей Бутин, Андрей Карнаухов, Павел Каретников, Павел Кудрявцев, Игорь Попов и Вячеслав Ланин. Предпринимательская династия Гусевых хорошо знакома жителям Марковского МО и правоохранительным органам. Анатолий Гусев, в частности, является учредителем ООО «Норд-Вест», застройщика микрорайона «Берёзовый», с которым был связан скандал 2013 года с квартирами для военнослужащих, построенных по госконтракту.
В поле зрения СМИ и силовых ведомств уже попадали и «Пчёлы». На сессии 18 февраля депутаты регионального Заксобрания сняли с контроля запрос в адрес мэра Иркутского района о застройке южного берега Ершовского водозабора, оставив на рассмотрении запросы прокурору Иркутской области Игорю Мельникову и руководителю Территориального управления Росимущества Павлу Фетисову (утвердившему, в частности, перевод земель для «Саввино»). Тогда выяснилось, что земельные участки, на которых ведётся строительство, – федеральная собственность, Иркутский район ни при чём, дачные товарищества арендуют их у Агентства лесного хозяйства. По информации Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры, 3 лесных участка во втором поясе зоны санитарной охраны Ершовского водозабора для ведения рекреационной деятельности арендуют ДНТ «Пчёлы у Озера 1», «Пчёлы у Озера 3» и «Пчёлы у Озера 4». В соответствии с проектом освоения лесов на участках должны быть построены туристические домики, беседки, спортплощадки и т.п. В ходе проверки прокуратура нашла два строения, построенные с нарушением проекта освоения лесов, факт самовольного снятия почвы, реконструкцию дороги и незаконно установленные электрические ворота со сторожевым вагончиком. Кроме этого, ДНТ «Пчёлы у озера 4» построило на чужом земельном участке, смежном с арендованным, эллинг для хранения лодок и другой техники. Парламентарии тогда рекомендовали Теруправлению Росимущества направить иск в суд.
В феврале прокуратура сообщила, что нарушители привлечены к ответственности. Наказание было суровым – с ДНТ «Пчёлы у Озера 1» взыскан ущерб в размере более 700 тыс. рублей.