Тойсугский подземный «колодец»
предлагает открыть минприроды Иркутской области
Байкальское маловодье минувшей весной чуть не обнажило водозаборы на Ангаре. Это заставило регион обратить внимание на альтернативное водоснабжение за счёт подземных источников. Минприроды Иркутской области направило в Роснедра предложение за федеральный счёт доразведать месторождения вод, на которых в перспективе можно построить водозабор для иркутской агломерации. Скорее всего, решение по этому вопросу будет известно уже в августе.
Доразведать резервные месторождения питьевых подземных вод в окрестностях Иркутска, Ангарска, Шелехова и Усолья предлагает минприроды Иркутской области. Глава ведомства Олег Кравчук сообщил на этой неделе, что в адрес Роснедра было направлено письмо, в котором регион просит выделить деньги из федерального бюджета на гидрогеологические работы.
– В связи с маловодьем Байкала вопрос о создании резервных источников питьевой воды стал особенно актуальным, – прокомментировал «СЭ» Олег Кравчук.
Напомним, засушливое лето 2014 года привело к аномальному маловодью на Байкале: во втором квартале 2014-го приток воды в озеро составил 83,4% от нормы, в третьем – 61%. Тогда под угрозой оказалась эксплуатация водозаборов в Ангарске, Черемхове, Свирске. «По водозаборам ситуация на пределе. При сложившейся обстановке с уровнем воды не все они могут работать в нормальном режиме», – комментировал тогда Михаил Людвиг, начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области. Причём под угрозой оказалась и работа водозаборов двух промышленных предприятий Иркутской области – Ангарского электролизно-химического комбината («Росатом») и Ангарской нефтехимической компании («Роснефть»), а также ТЭЦ-10 («Иркутскэнерго»), обеспечивающей население Ангарского района электроэнергией. Чтобы эти водозаборы могли работать в условиях малой воды, требуется 3 млрд рублей для реконструкции, сообщает со ссылкой на Кравчука ТАСС. Но вкладывать такие деньги в модернизацию водозаборов предприятия вряд ли смогут, пишет агентство. Между тем в Иркутской области лето 2015-го также выдалось засушливым.
Непосредственно для Иркутска актуальность ввода в эксплуатацию подземных месторождений связана ещё и с тем, что город сегодня получает воду из Иркутского водохранилища через Ершовский водозабор. А он, во-первых, является открытым источником, что делает его довольно уязвимым и небезопасным; во-вторых, это единственный источник воды для всего Иркутска, резервного водоснабжения на случай ЧС у города просто нет. Осложняется всё ещё и тем, что ранее существовавшие в Иркутске месторождения подземных вод, разведанные в советское время, по итогам инвентаризации 2014-го года пришлось списать. Как сообщал ранее «СЭ», крупнейшее Иркутское месторождение (149 тыс. кубов в сутки), протянувшееся от Иркутска до посёлка Патроны, списано из-за изменившейся водохозяйственной обстановки: береговая линия Иркутского водохранилища продвинулась внутрь на сотни метров, в итоге площадки, где находятся запасы подземных вод, оказались размыты. Запасы Ушаковского месторождения (20 тыс. кубометров в сутки), которое числилось как резервный источник питьевого водоснабжения в городе на случай чрезвычайных ситуаций, списаны с баланса из-за резко ухудшившейся экологической обстановки.
Замминистра природных ресурсов Иркутской области Василий Молочный рассказал «СЭ», что регион предлагает в качестве решения проблемы начать изучение Тойсугской площади, расположенной в междуречье Китоя и Иркута. Она аккумулирует в себе воду, спускающуюся с Присаянья.
– Мы направили обращение не только в Центрсибнедра (структура Роснедра), но и министру природных ресурсов РФ Донскому с инициативой за счёт федеральных средств провести поисково-оценочные работы на всей Тойсугской площади. А регион со своей стороны даёт гарантию, что будет эксплуатировать данный объект, – комментирует собеседник газеты.
Запасы воды на Тойсугской площади, представляющей собой карстовый известковый массив, не оценены, но потенциал составляет не менее
800 тыс. кубов в сутки, чего хватит для обеспечения питьевой водой всех городов иркутской агломерации – Иркутска, Ангарска, Шелехова, Усолья. Сам объект состоит из нескольких участков, некоторые уже обследовались в советское время. Так, например, потенциал одного только Тойсугского участка, входящего в состав площади, составляет примерно 520 тыс. кубометров в сутки по категории р1.
– Эта вода лучше байкальской по своему качеству, – поясняет Василий Молочный.
На доразведку площади и выявление новых месторождений на нём может потребоваться приблизительно 100 млн рублей, подсчитал собеседник «СЭ». Решение о финансировании исследования Тойсугской площади будет приниматься, скорее всего, в августе, когда Роснедра предстоит сформировать федеральный перечень объектов недр, планируемых к изучению в 2016 году.
Между тем гидрогеолог Юрий Ланкин из Иркутского центра госмониторинга геологической среды (Росгеология) считает, что шансы получить инвестиции на Тойсугскую площадь у Иркутской области невелики. Объясняет свою точку зрения он тем, что рядом с двумя городами иркутской агломерации, Ангарском и Шелеховом, уже имеются небольшие месторождения, которые числятся на госбалансе. Сегодня они никак не задействованы в водоснабжении населённых пунктов. Таким образом, для собственных нужд двум из городов иркутской агломерации воды вполне может хватить без Тойсугской площади. На это, скорее всего, и укажет региону федерация.
– Конечно, о перспективах Тойсугской площади было известно ещё в 60-е годы прошлого столетия, но по непонятным причинам в 90-е решено было выделить финансирование не на её изучение, а на доразведку Китойского месторождения подземных вод. В итоге мы имеем скромное по своим характеристикам, но находящееся на госбалансе месторождение, которое и надо использовать. Ведь по существующим законам государство не выделяет деньги на изучение новых объектов, если на балансе уже числятся объекты, пригодные к эксплуатации, – рассказывает Юрий Ланкин.
Однако он подчёркивает, что Тойсугскую площадь всё же есть смысл изучать – если будет стоять комплексная задача обеспечить водой всю агломерацию мощными водозаборами. «Но государство, скорее всего, не будет сейчас тратиться на отдалённые перспективы», – говорит эксперт.
Другой эксперт «СЭ», главный специалист Института систем энергетики им. Мелентьева Вячеслав Никитин, и вовсе считает, что проблема с водозаборами из-за маловодья в Иркутской области надуманная. «Ведь природные циклы на Байкале постоянно сменяют друг друга, поэтому не исключено, что нам надо готовиться уже не к маловодью, а к наводнениям. Поэтому привязываться к этой ситуации, использовать её в качестве аргумента я бы не стал. Вспомните, когда-то всерьёз обсуждался проект спасения мелеющего Каспийского моря, а в итоге жителям побережья чуть самим не пришлось от него спасаться», – объясняет свою позицию эксперт. Однако при этом он соглашается, что альтернативный резервный источник воды для Иркутска действительно необходим.
Директор Центра геологоэкологических исследований Иван Верхозин отмечает, что геологическая разведка подземных вод, а также их дальнейшее обустройство в большинстве случаев являются не очень выгодными мероприятиями с точки зрения финансовых затрат и их окупаемости. Однако в данном случае говорить о рентабельности проекта некорректно, так как речь идёт о жизненно важных вопросах, связанных с обеспечением чистой питьевой водой крупных городов, подчёркивает эксперт.
В КОНТЕКСТЕ
Грязные городские водоёмы
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области запретило купание в Иркутском водохранилище у ледокола «Ангара», а также в Боковской протоке и в заливе на острове Юность. Причина – превышение гигиенических нормативов по кишечной палочке и фекальному загрязнению. «Ряд водоёмов Иркутска являются эпидемически опасными» – так ведомство оценило бактериальное загрязнение по результатам июньских проверок.
Между тем специалисты управления экологии администрации Иркутска среди прочих причин загрязнения водоёмов города называют низкую культуру горожан. Как сообщила 21 июля пресс-служба иркутской администрации, экологи проверили предприятия и учреждения, которые могли бы загрязнять Чертугеевский залив. «В итоге мы убедились, что у них имеются договоры на сбор и вывоз сточных вод, которые образуются в процессе их хозяйственной деятельности, – рассказала заместитель начальника отдела экологической безопасности и контроля администрации Иркутска Елена Телегина. – Значит, можно предположить, что микробиологические показатели воды превышены из-за низкой культуры наших граждан».
В настоящее время по итогам проверок в местах, где купание запрещено, муниципальным учреждением «Безопасный город» размещены аншлаги. Проводится системная уборка берега от бытовых отходов. В августе и сентябре рейды по выявлению нарушителей природоохранного законодательства пройдут повторно, сообщает мэрия.