Через тернии к инновациям
Инновационная активность в регионе постепенно повышается
Специалистами давно отмечается технологическое отставание России от развитых стран. Преодолеть его или хотя бы сократить разрыв возможно единственным путём – за счёт активной инновационной деятельности. Однако инновации, к сожалению, пока не стали массовым явлением.
В Иркутской области на протяжении многих лет в основных сферах деятельности инновационно активны всего 3-4 десятка крупных и средних предприятий. На пути нововведений немало препятствий. При высокой стоимости производственных новшеств труднопреодолим недостаток денежных средств и государственной финансовой поддержки. Руководители часто отмечают высокий риск нововведений и низкий инновационный потенциал предприятий. И в очень редких случаях (2-3% ответов) – недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, необходимость квалифицированного персонала, неразвитость кооперационных связей, неопределённость экономической выгоды. Для успешного внедрения прогрессивных идей необходимо выполнение многих и многих условий. Оставаться в современной колее непросто. Но оказаться на обочине прогресса – незавидная доля. Это означает утрату конкурентных позиций, снижение спроса на продукцию, неизбежные финансовые потери.
В минувшем году в промышленном производстве, науке, связи, в деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в сфере предоставления прочих видов услуг активность в деле инноваций проявляли 43 предприятия (в 2013 году – 49, 2010-м – 45), из них 24 относятся к обрабатывающим производствам.
Для внедрения новшеств прежде всего необходимы знания. Большинство предприятий при оценке различных источников сведений об инновациях назвали их неиспользуемыми, 75–81% респондентов не используют информацию научных организаций академического и отраслевого профиля, университетов и других вузов. Похоже, наука далека от производства, незначительными или малосущественными эти, казалось бы, основные источники новых знаний и технологий считают 14–17% опрошенных, значительными – 4–9%. Кто-то черпает сведения о новшествах от конкурентов, поставщиков и потребителей (14–18% считают значительными данные источники), с выставок-ярмарок, конференций-симпозиумов, из специальной литературы и Интернета (15–23%).
Нововведения имеют разный характер. Порой не обойтись без ломки устоявшихся структур, не отвечающих современным требованиям и тормозящих производство. Организационные инновации осуществляли 22 предприятия, чаще всего это внедрение современных методов управления и систем контроля качества продукции (услуг), совершенствование внутренней структуры организации. Маркетинговые инновации, также относительно недорогие, проводились на 10 предприятиях. Из них наиболее популярны новые приёмы продвижения товаров (рекламные концепции, бренд), расширение каналов продаж (прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование), маркетинговые стратегии, ориентированные на расширение рынков сбыта и состава потребителей. Часть предприятий занимались экологическими инновациями. Это снижение загрязнения окружающей среды, материальных и энергозатрат, замена сырья и материалов на безопасные или менее опасные, вторичная переработка отходов.
Наиболее дорогостоящими и в то же время эффективными являются технологические инновации. Капитальные и текущие затраты на них составили за год без малого 21 млрд рублей, деньги (главным образом собственные средства) потрачены в основном на приобретение средств, связанных с технологическими новшествами.
Готовые технологические инновации в течение последних трёх лет имели 49 предприятий (7,2%). Наиболее часто инновации сводятся к приобретению оборудования. В каждом третьем случае – покупка программных средств или разработка новых продуктов, услуг, методов производства.
Инновационные товары (работы, услуги) производили 24 предприятия. Круг таких предприятий постепенно расширяется. Общий объём выпущенной за год инновационной продукции оценивается в 10,6 млрд рублей. Но эта солидная сумма при делении на всю продукцию, отгруженную данными предприятиями, составит лишь 2,5%.
При постоянно растущих затратах увеличивается и объём новой продукции, её доля в общем выпуске: в 2000 году – 0,1%, в 2010-м – 0,5%. Теперешний скромный итог многократно выше прежних показателей. Можно отметить ещё одну позитивную тенденцию. Растёт степень инновационности выпускаемых товаров. Если раньше в объёме инновационной продукции преобладала просто усовершенствованная, то теперь на её долю приходится лишь 5%, а основная масса – значительно изменённые или вновь внедрённые товары.
Эта продукция частично поставляется на экспорт: в 2014 году за пределы России предприятиями Иркутской области отгружено вновь внедрённой продукции на 930,4 млн рублей (9% её производства).
Для выпуска качественной, конкурентоспособной продукции необходимы современные технологии. За год 24 предприятия приобрели новые технологии (в том числе 9 – за рубежом). В половине случаев это покупка оборудования, 7 предприятий купили результаты исследований и разработок.
Многие субъекты хозяйствования самостоятельно занимаются исследовательской работой, 50 предприятий указанных выше видов деятельности имеют научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, в них занято 2,7 тыс. человек. Но крупные проекты не одолеть в одиночку, часто требуется привлечение других специалистов. В разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок участвовало 21 предприятие. Общее число проектов – 128, из них 109 российских, 5 – с США и Канадой, 8 – с представителями ЕС и другими европейскими странами, 2 – с государствами СНГ и Восточной Европы, 4 проекта – с другими странами.
Отдельные представители малого бизнеса также интересуются технологическими новшествами. В разные годы активность проявляли 11–15 предприятий (максимум – 21), по последним данным (за 2013 год) – 13. Обычно это 2-3% (максимально 7%) от числа хозяйствующих субъектов малого «калибра», относящихся к указанным видам деятельности. Как и у «старшего брата», растут их затраты на нововведения, имеет тенденцию роста объём инновационной продукции. За 2013 год её выпущено на 98 млн рублей, по отношению к общему объёму выпуска данных предприятий – 0,6%. Но, в отличие от крупных и средних предприятий, в малом бизнесе порой стоимость инновационных товаров превышает сумму затрат на эти цели.