Завязать узелок на память…
Завязать узелок на память – как часто мы ставим перед своим сознанием такую задачу. Запомнить важную информацию, свой удачный день, людей, с которыми впервые встречаемся. Но так редко, к сожалению, мы пытаемся запомнить свои ощущения, чувство гармонии, спокойствия и счастья. Окунуться в свои детские воспоминания предлагает художница из Москвы Ирина Андреева. Выставка её валяных скульптур «Узелки на память», проходящая в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея, возвращает нас в родное пространство, в те далёкие времена, когда деревья были большими.
– О чём эта выставка? – ведёт диалог с посетителями Ирина Андреева. – Все сюжеты, моменты – из детских воспоминаний. Я очень хочу, чтобы, глядя на мой сюжет, вы вспоминали что-то своё, что дорого вашему сердцу. Моя главная задача – чтобы каждый посетитель смог наладить разговор со своим «я».
Валяная скульптура довольно редкий жанр. Ирина по праву считается одним из основателей этого направления в нашей стране. Художница работает с шерстью в технике «мокрое валяние». Удивительно, но все работы выполнены в натуральную величину: здесь можно увидеть и домашних животных – кур, козу, кошку с котятками и без, и бытовую утварь – ведро, ковш, и воссозданные интерьеры комнат, и даже верное средство передвижения в деревне – велосипед. Всё просто и душевно, прямо как у бабушки дома. Но главная героиня выставки – девочка. Вот девочка играет с кошкой, вот она кормит козу, а вот склонилась над рукомойником. Художница именно так просит называть своих героинь.
– У меня девочки, не куклы! – рассказывает Ирина. – Куклами принято играть, а мои девочки созданы для другого. К тому же куклы всегда позируют, мимика, поза, а мои девочки немного в себе, в своих мыслях, увлечены своим делом, они далеки от окружающего мира.
Сюжеты валяных скульптур настолько жизненны и просты, что даже сама художница так говорит о своем творчестве:
– Нет, это не фантазии, всё взято из жизни, из детских воспоминаний, когда я ребёнком отдыхала у бабушки в деревне. Это и трогательность моментов деревенского интерьера бабушкиного дома с длинными полосатыми половичками и дребезжащим рукомойником, и кусты смородинки в маленьком оконном проёме за простыми занавесками, и печь с сушёной малинкой на полатях, и горячие шаньги-пироги, отражающиеся в старом самоваре. Это не выдумка – это жизнь… Того дома сейчас уже нет. Этой выставкой я как бы возвращаю жизнь бабушкиному дому.
Помимо бытовых деревенских сюжетов и утвари на выставке можно увидеть лица самых близких и родных Ирине людей, созданные ею из шерсти по старым фотографиям. Вот немного уставшая, серьёзная, смотрит с портрета бабушка Анна, а вот дед Василий в поношенной гимнастёрке на фронтовой фотографии, а вот мама Ирины, ей здесь всего 16, молодая, красивая, с модной причёской. Таким образом, художница возвращает жизнь всему родному пространству.
Оно, это пространство, очень грамотно выстроено. Везде: на стенах, на полу висят и лежат половички. Круглые, прямоугольные, как разноцветная мозаика, вобравшие в себя всю правду и колорит русской деревни. Хозяйка выставки позаботилась о своих гостях: повсюду стоят скамейки, на которые можно присесть, подумать о чём-то своём, отдаться воспоминаниям или, может, и просто поплакать, растрогавшись, в сторонке за печкой.
Также помимо валяных работ Ирины Андреевой представлены фотоколлажи на разные темы. В первом зале расположился фотоколлаж «Мир русской деревни», где мы видим бескрайние ромашковые поля и красоту русской природы и тот самый, уже разрушенный, бабушкин дом. Во втором зале представлен коллаж «Процесс создания валяной скульптуры», показаны стадии готовности отдельно взятой работы. Вот весь в мыльной пене (необходимой для создания работы в технике «мокрое валяние») силуэт девочки, вот девочка уже под душем (промежуточная стадия изготовления), и вот, наконец, красная от мозолей рука мастера держит готовую работу. В третьем зале фотоколлаж, посвящённый любимой музе и помощнице художницы – кошке.
Все эти детали, штрихи добавляют свою неповторимую краску, создавая единую жизненную картину всей выставки.
– Не спешите отсюда уйти, – говорит художница, – постарайтесь подольше побыть здесь. Почувствовать эту свободу, доступную, наверное, только детям, пережить заново некоторые моменты своей жизни, вызвать ощущения гармонии и спокойствия. Ведь всё, что здесь представлено, это впечатления ребёнка и воспоминания взрослого.