издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это действительно мегапроект»

Строительные работы по Национальному гелиогеофизическому комплексу начнутся до конца года

7,2 млрд рублей – в такую сумму оценивается стоимость первого этапа проекта создания Национального гелиогеофизического комплекса РАН. Проект, предусматривающий пять субпроектов по созданию высокотехнологичных наблюдательных инструментов мирового уровня, осуществляется на базе Института солнечно-земной физики СО РАН Российской академией наук и Федеральным агентством научных организаций (ФАНО). Подрядчиком и главным исполнителем проекта является госкорпорация «Ростехнологии». На прошлой неделе в Иркутске побывали академик, президент РАН Владимир Фортов, председатель СО РАН Александр Асеев, заместитель руководителя ФАНО Сергей Кузьмин. Вместе с руководителем проекта академиком Гелием Жеребцовым они рассказали о том, как будет реализовываться крупнейший научный проект современной России, общая стоимость которого – 19 млрд рублей.

К этой пресс-конференции ИСЗФ шёл не менее 17 лет. «Конкурент» не однажды писал о проекте Национального гелиогеофизического комплекса РАН (ныне он официально называется «Укрупнённый инвестиционный проект «Национальный гелиогеофизический комплекс РАН»). Однако до сентября 2013 года стоял вопрос – будут ли деньги. Тогда, в сентябре, ИСЗФ был объявлен конкурс на проектную и рабочую документацию. В декабре 2014 стало ясно: на первый этап в федеральном бюджете заложены деньги. Ныне называется сумма – 7,2 млрд рублей. 

Мировой уровень техники

«Это крупнейший научный проект, который реализуется сейчас в нашей стране, – сказал Гелий Жеребцов. – На самом деле, используя в повседневной жизни слово «космос», мы не задумываемся, что речь идёт о так называемом околоземном космическом пространстве, или, как его сейчас называют в литературе, геокосмосе. Это наиболее удалённая часть нашей планеты, в неё входят магнито­сфера, ионосфера, верхняя атмо­сфера. Именно в ионосфере работает большое количество спутников различного назначения. Они решают самые разные вопросы – экономики, безопасности, разведки. Сегодня околоземное космическое пространство включено в сферу непосредственной человеческой деятельности. Для того чтобы правильно себя вести, мы должны очень хорошо знать эту среду и уметь предсказывать её состояние. А физическое состояние околоземного космического пространства определяется солнечной деятельностью. Для изучения Солнца и геокосмоса нам необходимы инструменты передового уровня». Жеребцов уверен, что с вводом в строй новых инструментов сразу появятся новые научные результаты, поскольку увеличение класса инструмента на порядок влечёт за собой определённый прорыв в исследованиях. Эти же инструменты будут выше классом на несколько порядков. 

Что представляет собой сам проект? Это комплекс из пяти субпроектов. Первый – «Крупный солнечный телескоп-коронограф», научным руководителем является член-корреспондент РАН Виктор Гри­горьев, второй – «Солнечный радиогелиограф», проектом руководит доктор физико-математических наук Александр Алтынцев. Третий проект – «Система радаров», руководство поручено доктору физико-математических наук Владимиру Куркину. Четвёртый носит название «Оптические инструменты и лидарно-оптический комплекс», за него отвечает доктор физико-математических наук Александр Михалев. Пятый проект – создание российского сегмента международной сети  superDARN. 

Солнечный телескоп-короно­граф будет иметь трёхметровый диаметр зеркала. «Инструмент действительно уникальный, это мировой уровень техники, – сказал академик Гелий Жеребцов. –  Американцы сейчас делают телескоп с диаметром зеркала 4 метра. Мы посчитали, что трёхметровое зеркало вполне годится для наших целей, а экономия колоссальная». (Имеется в виду солнечный телескоп продвинутой технологии (ATST) в США. – Авт.) Напомним, в обсерватории в Мондах работает сегодня автоматизированный солнечный телескоп (АСТ), способный принимать волны в инфракрас­ном и видимом диапазонах. Он постоянно проходит модернизацию. Однако солнечная физика сейчас требует инструмент с диаметром зеркала не менее трёх метров. «Это будет не просто телескоп, а действительно крупное инженерно-техническое сооружение, – говорит Гелий Жеребцов. – Задача наисложнейшая. Чтобы сделать зеркало, первоначально нужно вылить из стекла форму, для того чтобы приступить к её обработке, заготовка должна остыть. Будет построено специальное помещение, и медленно, в течение полутора лет, заготовка будет остывать под постоянным кон­тролем. После этого будет происходить обработка, шлифовка. Нужно вывести поверхность зеркала в соответствие с проектными требованиями, поставить его в оправу, укрепить. Зеркало имеет вес, поэтому может пойти деформация и искажение изображения. У нас разработана целая система для того, чтобы непрерывно контролировать эту поверхность. Размещаться телескоп будет в здании около 30 метров». Стоимость проекта на первом этапе, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 1504, 384,3 млн рублей. 

Замруководителя ФАНО Сергей Кузьмин: «На проект будет выделено 19 млрд рублей»

Солнечный радиогелиограф будет построен в урочище Бадары Тункинского района Бурятии. Сейчас в Бадарах работает Сибирский солнечный радиотелескоп, он будет модернизирован. В строй введут многоволновой радиогелиограф. «Фактически мы будем видеть не просто изображение Солнца, а его трёхмерное изображение, это очень важно для понимания физических процессов, которые проходят на светиле», – сказал Гелий Жеребцов. Как ранее сообщалось, Сибирский солнечный радиотелескоп в Бадарах наблюдает солнечную корону на частоте 5,7 ГГц, новый радиогелиограф будет способен вести измерения на разных длинах волн. Тогда у учёных будет возможность наблюдать трёхмерную структуру полей в солнечной короне. Общая стоимость проекта – 2,2 млрд рублей.  

Система радаров (включая новый комбинированный радар некогерентного рассеяния НР-МСТ) должна быть построена в Листвянке, на базе Байкальской астрофизической обсерватории. Стоимость проекта – около 4,4 млрд рублей. Четвёртый проект – «Оптические инструменты и лидарно-оптический комплекс». «В проект включён лидар – мощный лазер, фактически шесть лазеров, которые позволят нам получать сведения о приземном слое и выше до 160 км, – говорит Гелий Жеребцов. – В проект входят и оптические инструменты». Оптические инструменты будут размещены в районе села Торы Рес­публики Бурятия, на территории геофизической обсерватории ИСЗФ. Радар некогерентного рассеяния будет установлен в Ольхонском районе, не доезжая до пролива Ольхонские ворота, практически на берегу Байкала. Именно там, как сообщил Гелий Жеребцов, будут отсутствовать помехи, которые могут помешать его работе. Стоимость ввода в строй оптических инструментов – 266,8 млн рублей.  

Пятый проект – создание российского сегмента международной сети когерентных высокочастотных радаров SuperDARN. Задачей когерентных высокочастотных радаров является изучение воздействия солнечного ветра на магнитосферу и ионосферу Земли.  «Для того чтобы прогнозировать состояние околоземной космической среды, нам нужны большие пространственные измерения, – сказал Гелий Жеребцов. – В связи с этим создаётся сеть из трёх пунктов в Екатеринбурге, Иркутске и Магадане, это специально ориентированные радиолокационные станции, которые будут охватывать всё наше пространство. И, контролируя это пространство, мы можем говорить о тех процессах, которые происходят в околоземном космосе». Предполагается, что после ввода в строй этого сегмента российские радары «покроют» измерениями территорию Северного полюса.  

«Мы практически обходимся без импортного оборудования, все заказы будут выполняться нашими заводами и предприятиями, – сказал Гелий Жеребцов. – Единственный случай, когда мы привлекаем бельгийскую фирму, – это разработка оптического телескопа». 

«Делать работу быстро и агрессивно»

Гелий Жеребцов 17 лет боролся за проект создания Национального гелиогеоцентра

Вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН, академик Александр Асеев обозначил основные направления, которые будет решать проект. «Примерно в начале прошлого века было понято, что Солнце – это гигантский термоядерный реактор, выделяющий огромное количество энергии, собственно, за счёт этой энергии живёт и Земля, и всё живое, – сказал он. – Но как на самом деле работает этот термоядерный реактор, мы до сих пор не знаем. Главное – это физика Солнца, которая должна быть понята. Изуче-

ние Солнца, нашего основного источника энергии, – это исключительно важная задача». По мнению Александра Асеева, немаловажной задачей является кон­троль за летательными аппаратами и изучение ионосферы. «Ионосферные явления в приполярных областях – важное направление, и важность его возрастает в связи с курсом на освоение Арктики, – сказал он. – Видимо, в будущем минеральные ресурсы, нефть и газ, будут добываться на шельфе Северного Ледовитого океана. Направления, связанные с обороноспособностью, становятся важными в арктическом регионе».

Гелий Жеребцов сообщил, что в 2018 году специалисты должны сдать ряд инструментов. Сейчас идёт разработка техдокументации по солнечному телескопу-короно­графу, на первом этапе полностью должен быть сдан радиотелескоп, а также осуществлён первый этап постройки системы радаров в Листвянке. «Мы должны показать работоспособность системы, а дальше, на следующих этапах, будут наращиваться мощности, – сказал Гелий Жеребцов. – Будет введён комплекс оптических инструментов в Торах и система высокочастотных радаров. Первый радар в Екатеринбурге мы уже установили». Далее, на втором этапе, будут строиться лидар, нагревной стенд, здание сбора и обработки информации, и учёные приступят к созданию собственно оптического телескопа. Весь проект планируется завершить в 2020 году. Трудность заключается в том, что госэкспертиза должна быть пройдена по всем проектам первого этапа, только тогда открывается финансирование на строительные работы. Первым объектом, к которому приступят строители после прохождения госэкспертизы, вероятно, будет радиотелескоп, сказал Жеребцов.

Как сообщил Александр Асеев, в Министерстве экономического развития этим проектом занималась команда во главе с начальником  департамента  Юрием Колочковым. Большой вклад внёс бывший заместитель министра экономического развития Олег Савельев. Глава ФАНО Михаил Костюков, после того как вник в содержание проекта, стал его горячим сторонником. 

– Это действительно мегапроект для российской науки и для России в целом. Общая стоимость проекта, рассчитанного на два этапа, – порядка 19 миллиардов рублей, – сказал заместитель руководителя ФАНО Сергей Кузьмин. – Поверьте, в условиях серьёзных финансовых ограничений, в которых мы сейчас находимся, это очень значительные ресурсы. Первый этап проекта – 2014–2017 годы. Общий объём финансирования – порядка 7,2 миллиарда рублей. Под первый этап 26 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ № 1504, предусматривающее все объёмы бюджетных ассигнований. Объекты первого этапа находятся в стадии проектирования, и я надеюсь, что мы вскоре приступим уже к практической реализации – стройке. Второй этап проекта проходит стадию согласования в бюджетном цикле 2016–2018. Он получил поддержку профильных министерств – Министерства экономики, Министерства финансов. И я надеюсь, что в новый бюджетный цикл новый закон о федеральном бюджете войдёт с цифрами на финансирование данного проекта. В ФАНО это основной и самый крупный проект, рядом с ним и близко ничто не стоит по объёмам и затратам. 

Президент РАН Владимир Фортов призвал не пребывать в эйфории, а взяться за проект «оперативно и агрессивно»

Заказчиком работ является Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту. Подрядчик и главный исполнитель проекта – госкорпорация «Ростехнологии». «Фактически с конца 2013 года мы плотно приступили к погружению в этот проект, понимая, насколько это важно, сложно и быстро нужно сделать, – сказал директор координационного центра по созданию комплекса ГК «Ростехнологии» Алексей Добровольский. – В сентябре этого года мы планируем получить положительные заключения главгосэкспертизы на часть объектов и приступить к строительно-монтажным работам. Наша основная задача – «открыть» строительные средства до конца года и, не сорвав графика, приступить к строительству». Непосредственным подрядчиком является концерн «Швабе». «В проект привлекаются, как мы считаем, самые крупные и надёжные поставщики и производители различного рода оборудования, – сказал директор ФГБУ «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту» ФАНО РФ Герман Иванов. –  Например, санкт-петербургский завод ЛОМО, Лыткаринский завод оптического стекла, Красногорский оптико-механический завод, Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца и много других организаций». 

«Эйфории у нас не должно быть, мы обязаны работать очень быстро, – подчеркнул президент РАН Владимир Фортов. – Я предлагаю не расслабляться, а сделать работу очень быстро и агрессивно. Мы можем потерять это дело, так как экономическая и политическая ситуации могут измениться». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры