«В Сибири солнце восходит раньше»
Не каждому выпадает возможность познакомиться с классиком. Студентам и преподавателям ИГУ повезло – 23 июня они встретились с Евгением Евтушенко. Сейчас поэт гастролирует по городам России. В Иркутске Евгений Александрович решил не ограничиваться творческим вечером и провёл встречу со студентами. Предполагалось, что мероприятие пройдёт в формате диалога. Но из-за того, что организационные моменты затянулись, желающие не успели задать вопросы. Зато поэт подробно рассказал о том, что связывает его с Иркутской областью, и поделился воспоминаниями о своих сибирских друзьях.
Евгений Евтушенко приехал в Иркутск во вторник вместе с женой Марией Новиковой в рамках тура по городам России в честь Года литературы. Знаменитого земляка, 18 июля отмечающего своё 82-летие, здесь ждали давно: последний раз он приезжал на родину семь лет назад. Творческий коллектив под руководством поэта выступает на разных концертных площадках с программой «Поэт в России – больше, чем поэт!». Во вторник у Евгения Евтушенко были запланированы встреча со студентами и преподавателями ИГУ и концерт в драматическом театре, все билеты на который были распроданы задолго до 23 июня.
Встреча в госуниверситете началась с вручения Евгению Евтушенко диплома о присвоении звания почётного доктора ИГУ. «Это одна из значимых наград нашего университета. Она присуждается учёным, общественным и культурным деятелям, внёсшим ценный вклад в развитие мировой и российской культуры, науки, искусства. Нет сомнений, что Евгений Александрович достоин такого звания», – выступил ректор ИГУ Александр Аргучинцев.
Поскольку к званию прилагаются академическая мантия и чернильница, организаторы встречи решили, что Евгению Александровичу тут же нужно примерить мантию. Евтушенко такой настойчивости не противился. Когда на него надевали шапочку-конфедератку, он попросил сдвинуть её немного набекрень – так носят весёлые люди.
Евгений Евтушенко поблагодарил руководство университета за тёплый приём:
– Я очень тронут этим. То, что случилось сейчас, с моей точки зрения, естественно, потому что я столько сил и энергии отдал воспеванию Сибири в литературе. Я сделал всё, чтобы об этой замечательной зимней части России узнал весь мир. Я не только позаботился о том, чтобы люди знали такие слова, как «Иркутск» или «Байкал», но и открыл для многих название станции Зима. Хотя родился я в Нижнеудинске, моё появление на свет было зарегистрировано в Зиме. Я считаю этот город своей родиной. Я приезжал туда в разные моменты: когда мне было хорошо и когда мне было плохо. Когда меня «били под дых», я возвращался туда, и меня хорошо там встречали даже партийные работники, хотя я никогда не был членом партии.
Один из тех, о ком говорил Евгений Евтушенко, – заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области Виктор Спирин. Он тоже присутствовал на встрече. Когда Евтушенко работал над фильмом «Детский сад», Виктор Михайлович был секретарём Зиминского горкома. «Без его братской помощи я не смог бы поставить свой первый фильм «Детский сад». Я даже пытался соблазнить его на роль главного инженера завода, вручающего Красное знамя ребятам, работающим на военной фабрике. Он как застенчивый человек отказался, – вспоминает Евгений Евтушенко. – Но Виктор Михайлович был одним из немногих, кто поддержал этот, как выразился один из случайных секретарей обкома партии, «неоднозначный фильм». Затем этот фильм обошёл весь мир».
Во время своего монолога Евгений Александрович много раз отмечал, что в Иркутской области даже в самые трудные моменты жизни к нему относились хорошо. На малой родине он получал поддержку, которой не видел в центре страны. «В партии были разные люди: и хорошие, и плохие. Там были и карьеристы, и бессовестные люди с руками «по локоть в крови». В то время велась большая борьба за свободу совести, слова, борьба за настоящую литературу, – рассказывает Евтушенко. – Когда однажды мне позвонил секретарь по идеологии Иркутского обкома партии Саша Макаров и пригласил меня для беседы, я укрывался от заушательской критики в Зиме у своего дяди. Я думал, что меня зовут на проработку. На самом деле Саша встретил меня на маленьком аэродромчике с шампанским. Мы сели на травушку-муравушку, и он спросил: «Сколько ты сможешь тут выступать?» Я ответил, что пробуду месяц. Он предложил выступить 30 раз и сказал, что меня ждут на Братской ГЭС. На следующий же день я отправился в Братск. Потом я поинтересовался: «Саша, вам не влетит за то, что вы так хорошо меня принимаете?» Он ответил: «Ты сибиряк, и ты знаешь, что в Сибири солнце восходит на пять часов раньше, чем в Москве».
Евгений Евтушенко отметил, что и сейчас он охотно выступит в Братске. «Мы с женой Машей начали тур с Петербурга и уже провели 15 выступлений. Наш путь пролегает до Владивостока. После этого я ненадолго останусь в Иркутской области. Люди просили, чтобы здесь я несколько раз выступил со своими творческими вечерами. Я с удовольствием съезжу на Братскую ГЭС, если там подтвердят моё приглашение. Братск – это этап, неотрывный от моей биографии. Также я хочу побывать в Ангарске», – заявил поэт.
«Но терял я друзей лишь снаружи, а внутри никого не терял»
Евгений Александрович не смог обойти стороной тему его отношений с Валентином Распутиным. «Я не хочу ничего от вас прятать, да вы и сами знаете, что когда-то моими самыми близкими друзьями из всех сибирских писателей были Саша Вампилов и Валя Распутин. Но потом, как часто бывает, нас начали ссорить. Когда люди, неспособные к любви, видят чью-то любовь, они распространяют всякие сплетни. То же самое с дружбой. Те, кого я, с их точки зрения, недооценил, старались поссорить меня с Валей и распространяли слухи, основанные на «испорченном телефоне», – делится поэт.
– Знаю, солгали, что якобы я подписал письмо от наших писателей к Ельцину (вероятно, Евгений Александрович имел в виду письмо 42 писателей и деятелей искусств в поддержку Бориса Ельцина, опубликованное 5 октября 1993 года в «Известиях». – «Конкурент»), – вспоминает он. – Писатели требовали, чтобы президент применил силу. Я никогда не подписывал этого письма. Но Валю обманули и дезинформировали. К сожалению, мы упустили многие годы и потеряли контакт. К счастью, перед его смертью нам удалось пожать друг другу руки. Мы столкнулись на Арбате на открытии мемориальной доски. Мы просто протянули друг другу руки, и на этом закончилось наше отдаление. В сердце я всегда очень его уважал, и я знаю, что он тоже по-своему любил меня. Одно из первых дел, которое я сделаю в Иркутске, – съезжу к Валентину Григорьевичу на могилу, хотя меня никто не приглашал.
Слухи и сплетни, которые распространены вокруг поэта, болезненны для Евтушенко. Как он говорит, сейчас ходит слишком много разговоров о его жизни в Америке – с начала девяностых годов он преподаёт в университете города Талсы штата Оклахома. «Меня спрашивают, почему я там живу. Я всегда на это отвечаю: «А вы что, нашего посла тоже обвиняете в том, что он живёт в Америке? Или он всё-таки там работает? Меня, конечно, никто послом России не назначал, но я тоже работаю там. Я преподаю русскую литературу, русское и европейское кино», – пояснил Евтушенко.
Евгений Александрович обратился к своему читателю с просьбой: «Не слушайте сплетни про писателей – читайте их произведения, потому что настоящая литература – это всегда исповедь. Только так вы можете понять душу писателя. У крупного национального писателя его исповедь перерастает в исповедь тех, кто сам не пишет. Он исповедуется за свой народ».
Завершил встречу поэт чтением стихотворения «В университетском киноклассе», написанного в США. Несмотря на то что студентам не удалось задать вопросы, они остались довольны встречей. «Очень радостно и волнующе было наконец-то увидеть Евгения Александровича, поэта той гениальной эпохи. Улыбающийся, в ярком разноцветном пиджаке и беретке… Он восхищает! Жаль, что было мало времени и мы не узнали его отношение к современной литературе, но зато узнали истории из его жизни, связанные с нашим краем», – говорит студентка первого курса факультета филологии и журналистики ИГУ Лена Рютина. Неизгладимое впечатление произвела его манера чтения стихов: громко, вызывающе, сильно, говорили молодые люди и завидовали тем, кому ещё предстояло побывать на его концерте.