Балетная симфония любви
Это стало уже доброй традицией: как только заканчивается театральный сезон Иркутского музыкального театра им. Загурского, Бурятский академический театр оперы и балета им. Цыдынжапова отправляется в свои отчётные гастроли в город Иркутск. Здесь его ждут, здесь знают и ценят бурятский театр как кладезь удивительных талантов, как ответственных и ярких художников, как сторонников и носителей величайших музыкальных творений оперного и балетного искусства.
Это особенно остро ощущается в нынешний год, когда театр перешагнул порог семидесятипятилетия и в дни своего отчётного юбилея продемонстрировал эти достижения на трёх грандиозных юбилейных концертах, присутствовать на которых мне посчастливилось.
Свою нынешнюю гастрольную афишу театр построил по уже наработанному принципу: первая половина гастролей отдана балетным спектаклям, вторая – оперному искусству. Однако юбилейная отчётность, мне кажется, достаточно ярко проявилась в репертуарном перечне представленных произведений: четыре балета и четыре оперы, из которых две премьеры – опера Пуччини «Тоска» и балет Минкуса «Баядерка».
Безусловно, в перечне балетных шедевров есть и бессмертная визитная карточка театра – балет Книппера и Ямпилова «Красавица Ангара», дань великому юбилею Чайковского «Лебединое озеро» и балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». Но мне кажется, что вечер балета, которым открыл Бурятский академический свои гастроли в Иркутске, значительно раздвинул репертуарные рамки. Это прекрасные фрагменты балетов «Щелкунчик» Чайковского и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Арлекинада» Дриго и «Пенелопа» Эйнауди, «Корсар» и «Эсмеральда» Пуни. Особо место в балетном репертуаре театра стал занимать современный балет, что связано с деятельностью нового художественного руководителя балетной труппы, кавалера ордена Дружбы и многих других почётных наград и званий Морихиро Ивата. К его чести, в театре сохраняется культ классического балета, и современный танец Морихиро Ивата создаёт на основе бессмертных и выразительных структурных построений, которые определяют и сюжетную драматургию его балетов, и их национальную и интернациональную поэзию. Это, несомненно, возможно именно потому, что театр на протяжении всей своей истории сохраняет и воспитывает высокий культурный потенциал артистов балета и кордебалет. Это и легендарные
Л. Сахьянова, О. Короткова, Е. Самбуева, Ц. Абашеев, А. Павленко, и нынешние звёзды мирового балетного искусства – Б. Цыбикова, В. Миронова, Л. Балданова, Е. Хишиктуева, Б. Раднаев, Б. Дамбаев и многие, многие другие.
Сегодняшний балетный репертуар пополнился замечательным классическим балетом композитора Людвига Минкуса «Баядерка». Сюжетная канва балета многократно использовалась в балетной практике различных композиторов, но именно либретто Худякова и хореография легендарного Мариуса Петипа представляют совершенное классическое творение балета «Баядерка». Принципиально разнится только количество актов: в разных театрах представлены три и четыре. Спектакль Бурятского академического театра содержит три действия и поставлен художественным руководителем балета Морихиро Ивата совместно с постановщиками из Большого театра России – дирижёром А. Сотниковым, художником Н. Шароновым, художником по свету К. Никитиным.
В центре балета любовные коллизии танцовщицы-баядерки Никии и храброго воина Солора. Великий брамин тоже любит Никию, но отвергнут ею и горит желанием отомстить баядерке. На горе Никии дочь раджи Гамзатти любит Солора и тоже мечтает об устранении танцовщицы. Так трагически переплетаются драматические события «Баядерки», чтобы завершиться печальным финалом.
Впервые балет «Баядерка» был представлен в Петербурге в 1877 году, и с той поры в числе исполнителей блистали Е. Вазем и М. Кшесинская, Л. Иванов и В. Чебукиани. В сегодняшней премьере бурятского театра партию Никии исполняют ведущие балерины – народная артистка Бурятии Вероника Миронова и заслуженная артистка Бурятии, лауреат Государственной премии Бурятии Баярма Цыбикова. Обеим балеринам удаётся ярко и убедительно передать трагедию несостоявшейся любви, искренность и чистоту великого чувства. Быть может, Вероника Миронова более нежна и пластична, а Баярма Цыбикова ощутимую лирику образа обрамляет выраженным трепетом чувственного порыва, но обе исполнительницы естественно и правдиво передают сложности социальной и человеческой трагедии баядерки. В премьерном спектакле Баярма Цыбикова исполняет партию дочери раджи Гамзатти, и здесь особенно проявляется прекрасный дар балерины, которому присуща предельная динамичность, сопряжённая с особым накалом страстей, характерным откровением используемых сценических средств. Именно эти качества балерины до сих пор оставляют неизгладимое впечатление от исполнения партии Одиллии в балете Чайковского «Лебединое озеро».
Мужественный образ воина Солора исполняют заслуженный артист Бурятии, лауреат Государственно премии Бурятии Булыт Раднаев и солист балета Баир Цыдыпылов. Танцовщикам несомненно удаётся средствами балета рассказать о превратностях любви, оба исполнителя достаточно техничны, выразительны в полётности прыжков и поддержках, а также в элементах пантомимы. Кстати, пантомима занимает значительное место в постановке «Баядерки» (к примеру, вторая картина первого действия практически полностью пантомимична, и это требует от артистов балета особо яркого драматического таланта).
Хочется особенно отметить сценографию спектакля (художник Н. Шаронов): она многокрасочна, эффектна в цветовой гамме, создаёт необходимый сказочный колорит и пространственна, что обеспечивает возможность художественного восприятия балетных номеров и соответствует духу сюжетных коллизий балета.
Оркестр под управлением дирижёра Александра Сотникова ярко передаёт особенности драматургии балета, внимательно и органично создаёт его атмосферу.
Несомненно, успех премьеры, её зрелищность и художественные достоинства определяются всем ансамблем прекрасных балерин и танцовщиков, динамичным и выразительным кордебалетом Бурятского академического театра, но, к сожалению, нет возможности говорить обо всех персонально, хотя безусловен факт наличия в театре подвижников балетного искусства, которые закономерно определяют успех спектаклей.
Без малого сто сорок лет назад Россия познакомилась с балетом Людвига Минкуса «Баядерка», и он по-прежнему волнует зрителя, потому что в его основе искренность и бессмертие великого человеческого чувства – любви – с его особенностями, непредсказуемостью, неожиданным финалом, что и позволяет отнести новую премьеру Бурятского академического театра оперы и балета к прекрасной симфонии любви.