«Здесь сегодня к буржуазной культуре приобщаются?»
Работы известных модернистов можно увидеть в Иркутске
Выставка самых ярких представителей течения модернизм Анри Матисса, Сальвадора Дали, Марка Шагала открылась 17 июня в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачёва. Графические работы художников, выполненные в технике литографии и офорт, впервые представлены в нашем городе при поддержке компании «Gallery TRADE». Эта экспозиция является продолжением выставки, прошедшей в 2014 году, под названием «Великие классики XX века. Кандинский, Пикассо, Миро».
За полчаса перед официальным открытием посетители музея нетерпеливо посматривают то на часы, то на входную дверь. Чувство ожидания и волнение, как будто предстоит встреча не только с великими творениями, но и с самими мастерами. Интеллигентный мужчина разряжает атмосферу вопросом: «Здесь сегодня к буржуазной культуре приобщаются?»
Стрелки на циферблате достигают 16-00, и людская волна плавно вливается в выставочный зал. Публика жадно устремляется к экспонатам. Постепенно зал наполняется. Среди публики и семьи с детьми, и авангардная молодёжь, и депутаты и чиновники.
По словам заместителя директора по науке Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачёва Татьяны Огородниковой, коллекция собиралась по всему миру красноярской компанией «Gallery TRADE» с целью организации выставок для жителей Сибири. В общем посетителям представлено 57 работ, которые занимают небольшую музейную комнату, но, как отметил генеральный директор музея Александр Гимельштейн, «невелика по объёму, велика по смыслу».
Творения мастеров выполнены в технике литографии (способ плоской печати, при котором краска под давлением переносится с литографического камня на бумагу) и офорта (разновидность гравюры на металле). Этим способом авторы тиражировали свои творения. Не подлежит сомнению подлинность оттисков, так как они подписаны самими авторами.
Выставленные работы охватывают разные направления модернизма: экспрессионизм, фовизм, кубизм и сюрреализм. Экскурсия по выставке начинается у работ одного из самых известных представителей сюрреализма Сальвадора Дали: «Макияж для циклопа», «Телефон-омар», «Биологические сады», «Дыхание пневматического кресла» и другие. Далее представлена серия офортов к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души» и литографий Шагала, который создал уникальный стиль под влиянием примитивизма, кубизма и экспрессионизма. Аппликации Матисса, основоположника фовизма, вызывают недоумение и непонимание у некоторой публики, и только искушенный зритель видит гармонию формы и линий и всех составных компонентов.
Параллельно в зале образуется второй неформальный кружок – из студентов Иркутского художественного училища. Их восторженные взгляды обращены к заслуженному художнику России Александру Шипицыну, рассказывающему о чувственной стороне работ:
– Дали. Это реальные ассоциации, выраженные через философию и воплощённые в графике. Дали ломает стереотипы. Гипнотизирует и затягивает зрителя внутрь картины… Шагал воплощает свои сказочные фантазийные миры, добрые и жизнерадостные. Особенность очарования, поэзии и музыки в прекрасной графике. Объединение набором символов, элементов, когда один сюжет накладывается на другой… Матисс создаёт аппликации, будучи больным. Раскрашивает бумагу и вырезает фигурки. Он обращается в далёкое детство искусства.