«Творить на глазах у зрителей…»
В Иркутске состоялась презентация книги актёра и солдата Великой Отечественной Василия Лещёва «Опалённые встречи»
Лауреат Государственной премии СССР Василий Лещёв не был писателем – он был актёром. Он прошёл всю Великую Отечественную войну с июльских дней до конца. Прошёл как реальный участник боевых событий, в отличие от многих деятелей искусства, выезжавших на фронт с концертами.
До последнего времени были ещё живы свидетели момента, когда районный военком города Калинина (так тогда называлась древняя Тверь) битый час уговаривал ведущего актёра местного ТЮЗа забрать заявление об уходе на фронт добровольцем. Молодой, но уже популярный в городе актёр имел бронь, был уже известен и любим зрителями. Военком упрямца не уговорил… Василию, как и многим тогда, казалось, что исход дела зависит именно от его действий. Но, если вдуматься, так оно и было: победа наша в той войне зависела от совокупности усилий каждого…
Василий Лещёв родился и вырос в самом центре земли российской – в древнем городе Вышнем Волочке. В рабочей семье, где росли четверо братьев, театральная карьера не одобрялась. Но Василий Лещёв, слесарь 6-го разряда, настоял на своём: окончив Калининский театральный техникум, стал ведущим актером ТЮЗа.
Воевали все четверо братьев Лещёвых. Не вернулся с войны Виктор, пропавший без вести. Он, как и Василий, был художественно одарён. Известный в Твери балетмейстер Георгий Гангес, создатель впоследствии знаменитого ансамбля «Ленок», прочил способному юноше карьеру танцовщика. Но вместо балетного класса Виктор оказался в аудитории 2-го Ленинградского авиационного училища, которое и окончил в мае 1941-го в звании военного техника по вооружению на самолётах. Он получил назначение на один из военных аэродромов в Латвийской ССР. От него было единственное письмо, в котором он сообщал, что прибыл на место и вступил в должность. О его судьбе так ничего и не удалось узнать…
Старший из братьев, Георгий, был призван на 45-й день войны. Попал в особую бригаду морской пехоты на Балтике. Ленинградский фронт. Ораниенбаумский «пятачок», Карельский перешеек… Заканчивал войну капитаном, командиром батальона. Значительным событием явилось участие батальона в освобождении польского города Казимежа. Там батальон Лещёва предотвратил задуманные отступавшими фашистами взрывы шахт. Георгий Васильевич был почётным гражданином Польши. А на могиле его погибших однополчан в городе Казимеже был установлен памятник с надписью: «Героическим солдатам Советской Армии, погибшим за свободу Польши. Благодарные поляки. 1945». Теперь одолевают мысли, жив ли тот памятник сегодня…
Самый младший из братьев, Анатолий, был призван 17-летним, после окончания школы. Служил в 75-м дивизионно-пушечном полку. Технику ремонтировали и в тылу и на фронте. Анатолий участвовал в боях за освобождение Венгрии и Австрии. Война решила его судьбу. Он стал кадровым военным. Служил в воздушно-десантных войсках. Окончил Ленинградскую военную академию связи имени Будённого. После войны подполковник Анатолий Лещёв служил в должности заместителя начальника учебного отдела Высшего объединённого училища ПВО в городе Одессе. Тогда к его боевым наградам добавились ордена иностранного происхождения – в училище повышали квалификацию офицеры стран Варшавского договора, Кубы, Азии и Африки.
Сейчас никого из братьев Лещёвых уже нет в живых. Среди многих они отдали свою молодость войне. Они отстояли родную страну, спасли её…
О военном пути Василия Лещёва ещё предстоит написать (успеть бы!…) Это был путь через всю Великую Отечественную, начавшийся для него с выхода из глубокого окружения. Он принял на себя командование группой и вывел её стылой осенью 41-го в форме и с оружием. Нужно рассказать и о том, как на Воронежской военной пересылке был создан Василием Лещёвым джаз-ансамбль в 40-й армии, как прошёл он с этой армией через Воронежско-Острогоржскую операцию, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Киева… Армия была в составе Воронежского, а после – 1-го Украинского фронта. Освобождала от фашистских захватчиков Украину… Звучит сегодня, по крайней мере, странно: что же, нам сегодня снова форсировать Днепр и брать Киев?! На что нас толкают заокеанские «друзья»?!..
Джаз-ансамбль 40-й армии одним из первых исполнил знаменитую «Песню о Днепре». Ансамблисты рассказывали мне, что, когда она звучала, зрители плакали…
В период наступления от Воронежа до Киева 40-й армией командовал генерал-лейтенант Кирилл Семёнович Москаленко, впоследствии маршал Советского Союза. После освобождения Киева он был переведён в 38-ю армию. Туда же откомандировали лейтенанта Лещёва. По пути в расположение 38-й армии Лещёв был тяжело ранен, лечился в госпитале города Белая Церковь.
После госпиталя лейтенант Лещёв ещё в воинской шинели был назначен директором Череповецкой филармонии. Западная Украина… Здесь и в самом конце войны было небезопасно: известно – место дислокации сторонников фашиста Бандеры. Рядом Румыния, как известно, воевавшая на стороне Гитлера. Бригады Черновицкой филармонии выезжали с концертами на территорию Румынии, где базировались наши части. Выезжал с группами актёров и директор филармонии лейтенант Лещёв, поскольку нёс не только административную обязанность, но и не переставал быть актёром.
Закончилась война для лейтенанта Лещёва лишь поздней осенью 1945-го. Не хотели отпускать с должности директора филармонии, потому не демобилизовывали. Пришлось ехать в Киев на приём к новому министру культуры Украины. Им был драматург Александр Корнейчук.
Я не собираюсь писать творческий портрет актёра Лещёва. О нём достаточно много писали, в том числе и в Иркутске. Ещё живы зрители-иркутяне, которые помнят и любят его – одного из премьеров той легендарной труппы 50–60-х годов.
Но об одной роли в связи с войной стоит упомянуть. Она пользовалась огромным зрительским успехом – роль Иосифа Сталина в пьесе Всеволода Вишневского «Незабываемый 1919-й».
Играл Лещёв Сталина ещё при жизни вождя, это налагало великую ответственность. Василий Васильевич вспоминал, что «неусыпное око» всегда было рядом: на каждом представлении спектакля в зале инкогнито находился представитель определённых органов. Актёр уходил за кулисы, отыграв очередную сцену, с кровоточащими руками – началась нервная экзема. Пришлось долго лечиться…
Актёрская профессия, если ею заниматься с душой и сердцем, уносит много сил. Сколько их потребовалось, чтобы сыграть те почти 250 (!) ролей, которые сыграл Василий Лещёв?! А ведь были ещё занятия режиссурой. Им поставлено более 10 спектаклей. Были занятия театральной педагогикой. Более 60 его учеников играли и до сих пор играют на сценах страны.
Василий Лещёв – один из создателей Иркутского театрального училища. Среди театральных и нетеатральных иркутян у него было много друзей, ценивших его талант – и актёрский, и человеческий. Коллеги его ценили и как общественного театрального деятеля, более десяти лет занимавшего пост (выборный) председателя Иркутского отделения Союза театральных деятелей (бывшего Всероссийского театрального общества).
Уехал Василий Васильевич из ставшей второй родиной Сибири по ряду причин. Но главной были перемены в театре, порождённые тем, что иркутские партийные власти убрали легендарного директора Осипа Волина. Театр начал терять свой прежний творческий облик. Творческое равновесие установилось много позже, с приходом на пост руководителя театра Анатолия Стрельцова.
Но это уже другая история. Мы же о книге о войне. Она не строго документальна. Автор менял имена реальных людей, пережитых ими событий. Почему он это делал, мы не сможем объяснить в точности. Возможно, потому, что хотел как можно полнее отразить происходившее не только с ним лично, но и вокруг него. Война, пережитое на ней продолжали жить в нём всегда, продолжали волновать. Он ревниво следил за тем, что вспоминают о войне, что показывают, что пишут. Она не переставала жить в его памяти и сердце. Он никогда, например, не пропускал демонстрацию на телеэкране фильма Озерова «Освобождение» – считал, что многое там очень правдиво.
Только закончив свою повесть о войне, начал писать вполне документальные воспоминания о своей жизни, о профессии. Успел немного… Его не стало в самом начале работы над книгой. А начал он с очерков о замечательных мастерах сцены, своих товарищах, у которых было чему учиться. Великолепны его очерки-главы о Павле Маляревском, о Галине Крамовой и Екатерине Барановой, об Александре Терентьеве, о Николае Харченко, о друге и учителе на ниве режиссуры Александре Шатрине, о начинающем тогда молодом актёре Виталии Венгере.
Обидно, что книга была только начата. Но и начало говорит о способности автора ценить мастерство других, восхищаться им. К счастью, это начало большой книги увидело свет. Оно было издано Иркутским облдрамтеатром к его 150-летию стараниями дирекции.
Актёр Василий Лещёв много думал о роли искусства, в частности театрального, в нашей жизни. Позволю себе процитировать несколько строк из его давней статьи «Театр и общество», опубликованной в нашей любимой «Восточке» к международному Дню театра 27 марта 1965 года. Председатель Иркутского отделения ВТО писал:
«…Путь театра заключается в совершенствовании, укреплении его способности творить на глазах у зрителей в тесном душевном контакте с ним. Это предполагает глубокое проникновение в психологический мир человека – и героя пьесы, и зрителя, развитие такой актёрской техники, мастерства, приёмов режиссуры, которые способны воспроизводить «жизнь человеческого духа» во всём его богатстве, сложности, движении. Мы призываем театральных деятелей всех стран к усилению роли театра в укреплении мира и взаимопонимания между народами, к тому, чтобы поставить театр на служение прогрессу общества».
Не правда ли, звучит очень современно!
Театр наш (я имею в виду только иркутскую сцену) вдруг увлёкся не только «развлекаловкой», но и парадоксами, не имеющими отношения к явлениям жизни: чем нелепее выдумка, тем гениальнее режиссёрская трактовка! Позиция, как кажется, далёкая от всегдашней позиции российской сцены. Но не наша цель в данном случае выискивать изъяны в собственном доме! Однако, когда вспоминаешь наш российский и советский театр недавнего прошлого, вспоминаешь потрясения, которых теперь нет.
Вот и приходит на ум средняя по своим достоинствам пьеса Ю. Буряковского «Прага остаётся моей», в которой Василий Лещёв играл выдающегося чешского писателя Юлиуса Фучика с его страстным предупреждением будущим поколениям: «Люди, будьте бдительны!» Он предупреждал человечество об опасности, которая возникает, когда фашиствующая политика натравливает один народ на другой. Разве мы сейчас не в такой ситуации?!
«Люди, будьте бдительны!» Поставьте на службу добру искусство, в том числе и театр! И нет ничего в том служении предосудительного! Так думал, так действовал всю свою жизнь и Василий Лещёв.
Осталось сообщить, что книга «Опалённые встречи», с двумя небольшими главами из которой уже познакомился читатель, издана.
Это осуществил сын Василия Васильевича Андрей Лещёв. По актёрским стопам отца он не пошёл, но память о нём хранит трепетно. Когда-то вместе с будущей женой он окончил Иркутский медицинский институт. Они давно живут в городе Сочи. Успешно практикуют. Их дочь Людмила также стала врачом. Живёт с семьёй в Санкт-Петербурге. У неё сын и совсем маленькая дочка.
Жаль, что Василий Васильевич так и не успел узнать, что стал дедом и прадедом. У дочери Василия Васильевича Веры тоже взрослая дочь – Екатерина. Живут они под Санкт-Петербургом.
Василий Лещёв ушёл из жизни в марте 1982 года… Похоронен на Дмитрово-Черкасском кладбище в городе Твери. На надгробии выбито: «Актёр и солдат». Через год мы будем отмечать его столетие. А совсем недавно в адрес родного охлопковского театра пришла его военная книга – Андрей Васильевич выслал посылку!..
На состоявшейся презентации, организованной друзьями и коллегами Василия Васильевича, были душевные воспоминания, слова любви и признательности человеку, смыслом жизни для которого было служение людям, театру, великая, самоотверженная любовь к Родине.
Со сцены звучали отрывки из книги Василия Лещёва, его мысли о том, какой дорогой, слишком дорогой ценой нам досталась победа. «И если бы каждый участник войны, – размышляет автор, – запечатлел хотя бы один фронтовой эпизод и кто-то собрал их воедино, появилась бы на земле великая мудрая книга, которая бы охраняла мир».