«В Китае есть всё, что угодно»
Одной из первых крупных российских компаний, начавших работать с поставщиками оборудования из КНР, стало ОАО «ЕвроСибЭнерго». Несколько лет назад взаимодействие с предприятиями из Поднебесной носило скорее эпизодический характер, но сейчас, в силу известных причин, оно становится стратегией. О развитии сотрудничества с азиатским рынком «Сибирскому энергетику» рассказал коммерческий директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» Давид Погосбеков, признанный лучшим спикером на недавней Всероссийской конференции «Управление корпоративными закупками – 2015».
– Каковы были предпосылки для расширения географии закупок на Восток?
– Предпосылки были, по большей части, географические: основные активы «ЕвроСибЭнерго» находятся в Сибири, так что близость Китая стала одним из факторов. Другой фактор – сегодняшний Китай является активно развивающейся индустриальной страной. Качество продукции, производимой здесь, ничуть не уступает тому, что выпускают в остальном мире. Немалую роль играют и экономические соображения. Мы понимаем, что продукция, произведённая в Китае, дешевле предлагаемой западными производителями. Поэтому компания взяла курс на изучение рынка КНР. В прошлом году мы дважды провели технический аудит, проверив порядка 15 заводов. Это предприятия, производящие высоковольтное и вторичное оборудование, электродвигатели, турбины и тому подобное. Результатами проверок мы остались довольны. Конечно, есть небольшой процент заводов, чья продукция не соответствует требованиям, которые предъявляются к электроэнергетическому оборудованию в России. Но в целом итоги аудита обнадёживают. С какими-то заводами мы уже сотрудничаем, какие-то пока рассматриваем в качестве потенциальных поставщиков и приглашаем принять участие в наших конкурсах, где они могли бы вести конкурентную борьбу с другими производителями. Подчеркну: ни о каких преференциях речи не идёт, только об участии на общих с российскими и западными предприятиями основаниях.
В перечне прошедших аккредитацию компаний, с которыми работает «ЕвроСибЭнерго», числятся, к примеру, Shandong Electric Power Equipment, выпускающая трансформаторы и иное высоковольтное оборудование, NR Electric (один из пяти крупнейших производителей вторичного оборудования, автоматизированных систем управления и систем передачи тока в мире) и Hunan Changgao Highvoltage Switchgear Group – ведущий поставщик распределительных устройств для Государственной электросетевой корпорации Китая. Каждая из них может похвастать высокой культурой производства, соответствующей мировым стандартам, и тщательным контролем качества продукции. Некоторые компании, как, например, Huaming Group, поставляют оборудование для всемирно известных концернов вроде Alstom, ABB и General Electric.
– Говоря о расширении географии поставок, вы ограничиваетесь только предприятиями из Китая?
– Пока да. Безусловно, интересно посмотреть на корейских производителей, которые тоже на сегодняшний день зарекомендовали себя достаточно хорошо – их высоковольтное оборудование, к примеру, использует Федеральная сетевая компания [Единой энергетической системы]. Но мы пока ограничиваемся Китаем, хотя смотрим и на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Неблагоприятная внешнеполитическая обстановка и санкции со стороны западных стран скорее активизировали эту работу, чем стали её предпосылкой?
– Мы начали работать в этом направлении намного раньше, чем возникли санкции. Например, в 2011 году заказали три трансформатора для Братской ГЭС у TBEA Shenyang Transformer Group. Предпосылки, как я уже говорил, были географические и экономические, а не санкционные. События последнего года только ускорили процесс.
– Проводя технический аудит или готовясь к конкурсам, применяете ли вы какие-то особые критерии по отношению к поставщикам из Китая?
– Нет, особых требований к ним нет – они такие же, какие действуют в отношении всех поставщиков. Набор стандартный. Это, безусловно, качество поставляемой продукции, её цена и сроки поставки.
– Стоимость оборудования, с учётом изменений на валютном рынке, по-прежнему является сильной стороной китайских предприятий?
– Если говорить только про цену, то это преимущество было существенным до резкого ослабления рубля. К сожалению, юань очень сильно вырос. Он очень сильно зависит от доллара: доллар подорожал в два раза – юань подорожал в два раза. И то преимущество, которое было у китайских производителей перед европейскими и российскими, в значительной степени ниве-
лировалось. Поэтому в начале 2015 года они проиграли много конкурсов – предложения отечественных компаний по цене оказались предпочтительнее. Но надо отдать должное китайцам: они быстро сориентировались в конъюнктуре рынка и пересмотрели принципы ценообразования, так что на последних конкурсах вернулись к конкурентной борьбе.
– А качество продукции? Лет десять-пятнадцать назад были нарекания не только к электрооборудованию, но и к технике из Китая в целом.
– Нарекания время от времени возникают к любой продукции. У нас, к примеру, есть рекламации и по импортному, и по российскому оборудованию. Но надо понимать, что Китай сейчас и Китай пятнадцать лет назад – это две большие разницы. Мы видим, что они действительно работают над культурой производства. Для того чтобы в этом удостовериться, и проводится технический аудит. В Китае есть всё, что угодно. Есть гаражная сборка, а есть крупномасштабное производство в соответствии со всеми мировыми стандартами, сертификатами ISO и принципами производственной системы.
– Те, кто пользуется китайским оборудованием, замечают, что далеко не у всех компаний из КНР есть сервисные центры в России, что осложняет гарантийное и постгарантийное обслуживание. Как обстоят дела в энергетике?
– Безусловно, определённые проблемы есть, но они активно работают над их решением. Заключают контракты с российскими компаниями, которые фактически становятся их сервисными центрами. Компании помельче сами берутся за гарантийное и постгарантийное обслуживание своего оборудование. У нас был случай, когда на Братской ГЭС из-за повреждения обмотки вышла из строя одна фаза трансформатора. Несмотря на то, что у нас не было прямого договора, из Китая приехали специалисты, оперативно устранившие все технические неполадки. В принципе, оперативность – это единственная сложность: сотрудникам китайских фирм нужно определённое время, чтобы оформить командировку и приехать в Россию. Тем не менее они над этим работают и стараются развивать сеть сервисных центров в нашей стране.
– Существуют ли, при всех плюсах, какие-то риски в работе с поставщиками из КНР?
– Я бы не назвал это рисками. При работе с китайцами нужен чёткий контроль на каждом этапе. Мы, например, обязательно ездим в КНР на приёмку оборудования, когда оно проходит определённые стадии производства. В России требуется жёсткий входной контроль, чтобы убедиться, что та техника, которую мы видели на заводе, доставлена в целости, без каких-либо нарушений в процессе транспортировки. Есть некий риск, который в каких-то случаях подтверждается, а в каких-то нет, в том, что первую партию оборудования китайцы делают хорошо, а в последующих партиях качество падает. Здесь нужно быть, скажем так, чуть более внимательными, чем при работе с отечественными и западными производителями. Это связано с тем, что с российскими предприятиями у нас есть многолетний опыт и практика взаимодействия, а с заводами из Китая у нас пока некий период притирки: они стараются понять наши требования, а мы – специфику их работы. Есть некоторые сложности, которые, я уверен, по мере взаимодействия будут нивелироваться.