Будущий «драйвер» экономики
Встречу с объединённым советом научной молодёжи ИНЦ СО РАН провёл временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. Глава региона отметил, что молодым учёным важно участвовать в значимых проектах, развивающихся на территории Приангарья.
«Традиционно встреча губернатора с молодыми учёными проходит в процессе конструктивного диалога – нет отчётности и констатации фактов. Как правило, мы задаём вопросы и получаем конкретные ответы. Часть вопросов, которые мы озвучивали, уже прорабатывается областной властью, – говорит председатель объединённого совета научной молодёжи Иркутского научного центра СО РАН, заместитель директора Института земной коры Александр Кононов. – Приятно, что в этом году с нами взаимодействуют минэконразвития и министерство по физической культуре, спорту и молодёжной политике региона. С министерством образования мы давно сотрудничаем. Сейчас все понимают значимость науки и осознают, что она должна стать «драйвером» экономических процессов. Радует, что молодые иркутяне заинтересованы в этом. Они не покидают область и думают о её развитии. Хорошо, что власть поддерживает научную молодёжь».
Сергей Ерощенко заявил, что молодым учёным важно участвовать в значимых проектах, реализующихся на территории области. Он посоветовал учёным «быть ближе к реальности», соответствовать потребностям региона и активнее участвовать в таких проектах, как «Сила Сибири», модернизация БАМа и Транссиба. «Точками приложения сил могут стать проекты, направленные на эффективное использование месторождений нефти, газа, золота. Региону необходимы новые передовые разработки, которые найдут применение при реализации крупных инвестиционных проектов, а также на промышленных площадках моногородов Иркутской области», – подчеркнул глава региона.
Учёные утверждают, что наука Восточной Сибири была и будет нацелена прежде всего на практические цели. «Надо помнить, на каком основании наука родилась в Приангарье. Все академические институты, сформированные в регионе, начали закладываться после 1949 года и были ориентированы на развитие экономики. Они никогда не отрывались от производства и были нацелены на решение задач, стоящих перед областью. Сейчас наука продолжает развиваться в этом направлении. Меняются только время и формат научных организаций, – считает Александр Кононов. – У нас есть многопрофильные институты, которые необходимо сохранить. Фундаментальные направления, прорабатывающиеся в них, нужно поддерживать, чтобы мы не потеряли багаж, приобретённый за столько лет. Иркутская молодёжь участвует в крупных международных проектах. Молодые исследователи имеют высокий уровень публикаций. По численности учёных Иркутск – второй научный центр в Сибири и на Дальнем Востоке после Новосибирска. Но встреча показала, что в некоторых вопросах у нас недостаточно компетенции: что-то мы не видим, в чём-то нам надо задать ориентиры действия. Существуют крупные проекты, для реализации которых нам просто необходима воля высшего руководства страны и области».
Среди этих проектов есть и такие, которые направлены на привлечение школьников в науку. Например, ИНЦ СО РАН предлагает возродить в регионе малую школьную академию. «Это форма работы, которая существовала в советское время и показала свою эффективность. Она включала в себя организацию научных кружков, проведение олимпиад и конференций. В отдельных институтах эта работа сохранилась, – поясняет Александр Кононов. – Например, Институт солнечно-земной физики серьёзно подходит к формированию кадров. Его сотрудники активно работают со школьниками. Учащимся предлагают не просто выступить на конференции – у них есть руководители из научного центра, которые помогают делать первые исследовательские шаги. Те ребята, которые сейчас сидят на школьной скамье, в будущем смогут попасть в институт. Для них создаются рабочие места, где они смогут себя реализовать. Задача малой академии состоит в том, чтобы перенять опыт прошлых лет и развить продвижение науки среди молодёжи».
Сергей Ерощенко, в свою очередь, отметил, что одно из важнейших направлений деятельности молодых учёных – привлечение школьников в сферу науки. «Личное общение с вами, ваша помощь при подготовке к олимпиадам могут стать серьёзным стимулом для дальнейшей профориентации учеников», – заключил глава региона.