«Главное – не спугнуть тенденцию»
Уровень Байкала 9 июня поднялся на 2 см выше минимальной отметки, заданной правительством России, – 456,0 м в Тихоокеанской системе высот (ТО) и постепенно продолжает расти. Существует вероятность, что может повториться ситуация 1990 года, когда за лето малый приток в озеро сменился достаточно большим. Специалисты, тем не менее, предупреждают: делать какие-либо выводы преждевременно, ведь на поступление воды в Байкал влияет множество непредсказуемых факторов, чьё воздействие станет очевидным лишь в первой половине июля. Тем временем речники готовятся к навигации на минимальных отметках, а энергетики констатируют снижение выработки электричества на ГЭС и прогнозируют спад в дальнейшем.
Байкал обманул самые пессимистичные ожидания: уровень воды в нём к 26 апреля достиг отметки 455,86 м ТО и, задержавшись на ней на три дня, опять пошёл вверх. Данные, которые публикует лаборатория гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН, демонстрируют, что в мае «скороподъёмность» озера нарастала. А 5 июня вода в нём достигла отметки 456 м ТО – минимального уровня, который правительство РФ задало в постановлении № 234, вышедшем в 2001 году. За пять последующих дней озеро прибавило ещё три сантиметра в высоту. Вместе с тем, предупреждает Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Иркутской области и Республики Бурятия, а следовательно, и в бассейне Байкала и Ангары сохраняется низкая водность.
Говорить с высокой долей точности о том, как будет развиваться ситуация, пока рано – прогноз Гидрометцентра по притоку на третий квартал будет известен в конце июня. «Наш опыт анализа подсказывает, что относительно ясная картина формируется в лучшем случае не раньше конца июня, а обычно и вовсе к середине июля, – замечает главный специалист Института систем энергетики имени
Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН Вячеслав Никитин. – В это время заканчивается весеннее половодье и наполнение Байкала определяется атмосферными процессами. Тогда же выявляются наиболее характерные предпосылки для формирования осадков, циклонов и фронтов в границах водосборного бассейна озера».
Пока же имеется только вероятностный прогноз температуры и осадков на вегетационный период, который ещё в марте дал Гидрометцентр России. Согласно ему июнь в значительной части Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края будет более дождливым, чем обычно. Согласно названному прогнозу, есть вероятность, что в июле на юге Восточной Сибири будет избыток осадков, тогда как в августе и сентябре их количество окажется близким к средним многолетним значениям, равно как и температура атмосферного воздуха.
Пути Байкала
Данные метеорологов, в том числе глобальные климатические модели, в Институте систем энергетики используют при разработке сценариев изменения водности Байкала. Это не точный прогноз, подчёркивает наш собеседник, но аналогия, позволяющая за счёт ретроспективного анализа имеющихся наблюдений предположить, каким будет приток в озеро. «С июня прошлого года до середины апреля нынешнего мы шли по сценарию 1979-1980 годов, он был ближе всего к сложившейся ситуации по ежемесячным притокам, – рассказывает он. – Но в мае обстановка изменилась. Теперь мы говорим о том, что наиболее вероятными сценариями притока в июне могут быть 1976, 1979 и 1990 годы». Об этом, в частности, сказано в справке ИСЭМ СО РАН, которая была подготовлена в конце мая к заседанию межведомственной рабочей группы по установлению режимов пропуска паводков, специальных попусков и регулированию работы водохранилищ Енисейского бассейнового водного управления.
Сценарий 1979 года относится к периоду экстремального маловодья, когда уровень Байкала опускался гораздо ниже 456,0 м ТО. В том случае, если в 2015 году приток повторит показатели 1979 года, к маю 2016-го озеро вновь не дотянет до этой отметки. Но сложившаяся ситуация далека от того экстремального маловодья, которое было 36 лет назад. Больше всего она похожа на то, что происходило в 1990 году. «Если брать конец мая, то вероятность этого сценария – 80%, – добавляет Никитин. – Это не значит, что он обязательно будет, но он гораздо вероятнее других». Тогда уровень Байкала был выше 456,0 м ТО, с той лишь разницей, что отметка, с которой происходила «сработка» озера, осенью 1989 года была выше, чем в 2014 году. Тем не менее, если повторится упомянутый сценарий, к началу наполнения водохранилища Иркутской ГЭС его удастся удержать на той грани, которую установило федеральное правительство.
Примечательно, что 1990 год называют многоводным даже учёные из Бурятии, настаивающие на том, что сбросные расходы станции в начале прошлого года были необоснованно высокими. Между тем четверть века назад май не баловал большим количеством воды – приток в Байкал составил в среднем 2710 кубометров в секунду при норме 2960 кубов ежесекундно. Показатели июня тоже отстали от среднемноголетних значений, но июль оказался чуть более полноводным, чем обычно, – 5960 кубов вместо 5760 кубометров в секунду. Наибольший вклад в наполнение Байкала тогда внёс сентябрь: средний за месяц приток достиг 4230 кубометров ежесекундно при норме 2800 кубов. При этом сбросные расходы Иркутской ГЭС в 1990 году были существенно выше, чем сейчас.
Напомним, за исключением непродолжительного периода, когда позволяла ледовая обстановка в нижнем бьефе, Иркутская ГЭС с начала 2015 года работает с попусками в 1300 кубометров в секунду. Сделать их меньше нельзя – остановятся водозаборы в Ангарске, Усолье-Сибирском, Свирске и Черемхове. Такие же расходы Енисейское бассейновое водное управление установило на период с 3 июня по 1 июля. С одной оговоркой: «с осуществлением целевого попуска в размере 1600 кубометров в секунду на вывод пассажирского флота после восстановления уровня воды в озере Байкал 456,0 м ТО». Это означает, что для пропуска судов в нижнем бьефе Иркутской ГЭС сбросные расходы могут на какое-то время увеличить. Но пока, по информации ведомства, они сохраняются на уровне 1300 кубометров в секунду. «Нам не дают прогноза, что будет большая вода, – отмечает заместитель начальника Енисейского бассейнового управления – начальник отдела водных ресурсов по Иркутской области Михаил Людвиг. – Неизвестно, как пройдёт июнь. Пока были дожди, так что Байкал начал подниматься. Главное – не спугнуть эту тенденцию».
«Это самый пессимистичный вариант»
Исполнительный директор ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Виталий Кельманов уже заявил, что навигация 2015 года, по существующим прогнозам, пройдёт на критических глубинах в связи с низким уровнем воды в Байкале и Ангаре. По его словам, которые приводит пресс-служба предприятия, это не отразится на расписании и объёмах пассажирских перевозок. Лишь в том случае, если глубины в Иркутском водохранилище, нижнем бьефе ГЭС и на перекатах истока Ангары в районе Шаман-камня останутся малыми, будут внесены корректировки в маршруты: на участке от областного центра до Больших Котов вместо «Восходов» на подводных крыльях будут курсировать суда на воздушной подушке «Баргузин», а маршрут «Иркутск – Братск – Иркутск» может заменить маршрут «Балаганск – Братск». «Это самый пессимистичный вариант, – подчеркнул Кельманов. – Возможно, этого не случится».
Но снижение выработки электроэнергии в Иркутской области в таких условиях неизбежно: ГЭС Ангарского каскада работают с меньшими попусками, чем в 2014 году. «Приток в нижележащие водохранилища почти на 65% определяется Байкалом», – поясняет Никитин. Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области сообщило, что за январь–апрель 2015 года местные станции выработали немногим более 16,184 млрд кВт-ч – на 18,4% меньше показателя первых четырёх месяцев 2014 года. Генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко, 1 июня отвечая на вопросы журналистов по итогам годового общего собрания акционеров компании, поделился прогнозом о снижении выработки на 1,5–2% в целом за год. Это связано не только с маловодьем, но и с более тёплой, чем в прошлом году, погодой, сокращением электропотребления в регионе и тем, что крупные предприятия продолжают активно заниматься энергосбережением.