издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Символ Байкала или объект платной охоты?

  • Автор: Ева Нижегородцева

25 ноября 2014 года в Иркутске состоялась пресс-конференция, на которой выступил старший научный сотрудник методического центра «Сибохотнаука» Иркутской сельскохозяйственной академии Борис Дицевич. По его словам, в последнее время в Байкале резко возросла популяция нерпы.

Научный сотрудник опасается, что это приведёт к новой эпидемии чумы среди представителей вида, а также пагубно отразится на популяции омуля. Кроме того, Дицевич полагает, что организация платной охоты на байкальского тюленя принесёт неплохой доход местному бюджету. Ведь нерпа – это и ценный жир, и эксклюзивный мех, и мясо, из которого можно делать фирменные консервы.

Насколько оправданно такое отношение науки к любимому народом символу Байкала, мы решили узнать у старшего научного сотрудника Байкальского музея Анны Альбертовны Этинговой.

– Анна Альбертовна, действительно ли популяция нерпы настолько высока, что требует незамедлительных действия по её сокращению?

– Последний учёт нерпы на Байкале проходил в 2000–2006 годах. Проводила его международная организация Гринпис совместно с нашими учёными. Согласно полученным данным, в Байкале сейчас обитает около 85 тысяч нерп. Это вполне нормальная численность популяции.

– Нужно ли специально уничтожать нерпу в Байкале, чтобы больше эпидемий чумы с ней не случалось?

– Это очень сложный вопрос, но всё-таки лучше нерпу не трогать, тогда популяция сама будет контролировать свою численность, без вмешательства человека. Потом, это неэтично. Нерпа – очень умное, хорошее и высокоорганизованное животное. Человек не должен трогать таких зверей.

– На пресс-конференции 25 ноября прозвучало предложение использовать нерпу в коммерческих целях. Сделать охоту на неё развлечением для туристов. Брать за это деньги, конечно. Нерпа славится своим целебным жиром и красивым мехом. А мясо предлагается использовать в пищу. Что вы думаете по этому поводу?

– Давайте вспомним о том, как промысел нерпы осуществлялся в предыдущие годы. До развала Советского Союза на севере Байкала существовал колхоз «Победа». Размещался он в селе Байкальское, старое название его – Горемыки. Примерно в течение тридцати лет, до 1990 года, колхоз получал лицензии на добычу нерпы. От полутора до двенадцати тысяч в год. Всё это были государственные задания на добычу нерпы, которые следовало выполнять.

В колхозе существовала своя первичная переработка нерпы: с неё снимали шкуру и срезали жир. Из-за сильного запаха рыбы мясо нерпы в пищу человеком никогда не употреблялось. Добывали этого зверя только с определёнными целями. Отходами кормили животных на звероферме, а из жира нерпы изготавливались косметические и моющие средства.

В колхозе построили фабрику по переработке шкур, но перерабатывались они некачественно, и изделия получались очень недолговечные.

– По словам Бориса Дицевича, нерпа перешла на питание омулем, так как с бычком в Байкале сейчас проблема. Так ли это?

– Прежде чем говорить, что с бычком сейчас проблема, нужно провести специальные исследования. Насколько мне известно, подсчёт численности бычка в Байкале вообще никогда не проводился. Это очень многочисленная байкальская рыба. Разновидности бычка обитают на всех байкальских глубинах. По данным учёных, этих рыб, включая голомянку, в десять раз больше, чем всех других вместе взятых. Проблем с бычками в Байкале никогда не было и, надеюсь, не будет. Нерпа никогда не питалась омулем, так как это очень быстрая рыба, поймать которую нерпе непросто. Главная пища байкальского тюленя именно бычки, в особенности голомянка.

– Как вы считаете, можно ли жителям нашего региона зарабатывать на нерпе?

– Зарабатывать можно. Если турист, приехав в Листвянку, увидит в Байкале свободно плавающую нерпу, то он обязательно расскажет об этом своим друзьям. Те тоже захотят посмотреть и по примеру товарища поедут на Байкал. Здесь заплатят за гостиницу, будут питаться в кафе, сходят в музей, прокатятся на катере, купят сувениры… Тем самым наш регион получит необходимый бюджету доход. Нерпа – символ Байкала. Потому мы должны относиться к этому животному бережно, не опускаясь до варварских способов заработка, которые не привлекут, а только отпугнут туристов от Байкала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры