«Влюбилась с первого взгляда»
– В Иркутск я влюбилась сразу же, как приехала, – так началась наша беседа с художницей Ольгой Ильиной-Квасовой. – Как тут не поверить в то, – добавила она, – что она есть на свете – любовь с первого взгляда…
С Ольгой Александровной мы встретились в сибирском отделе Иркутского художественного музея, где экспонировалась её юбилейная персональная выставка. В основном это работы последних лет – городские пейзажи, портреты, натюрморты с букетами цветов. Напротив скамейки, где мы ведём неторопливый разговор, выстроилась целая галерея больших живописных портретов. Конечно же, героев картин невозможно не узнать – вот Валерий Кирюнин, главный наш спец по народным театрам, композитор и режиссёр Владимир Соколов… А это кто? На холсте под названием «Браконьер» знакомое лицо. Да это же Юрий Квасов, известный иркутский художник, портретист, по совместительству, как заметила с улыбкой Ольга Александровна, её любимый муж.
Речь заходит о творческих приоритетах художницы, её, так сказать, кумирах, повлиявших на строй художнического мышления, во многом определивших поиск сюжетов и композиций. Это и Владимир Тетенькин с его глубиной и виртуозностью, изумительным чувством цвета. Это и Владимир Кузьмин с его пронзительными по лирическому звучанию картинами старого, уходящего Иркутска. Это и Галина Новикова с её эксцентрикой в создании образов окружающих её личностей, и в первую очередь собственных автопортретов… Словом, учиться есть у кого, многое даёт и Юрий Квасов, по праву считающийся одним из лучших портретистов Иркутска.
Интересуюсь, как она стала художницей. Нельзя сказать, что случайно. Скорее всего, сказались гены – её дедом является никто иной, как Валентин Серов, и не исключено, что его «Девочка с персиками» – мама Олечки Ильиной.
– А вообще-то меня всегда тянуло на сцену, – замечает моя собеседница. – Но, как говорится, ростом не вышла. Да и характер для театра не вполне подходящий. Слишком уж не терплю диктата, в том числе режиссёрского. Можно сказать, независимость спасла от театра. Серьёзно увлекалась танцами…
В Иркутске Ольга Александровна живёт и работает с 2002 года. А родилась в Комсомольске-на-Амуре. В 1976 году закончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Иркутск, по её словам, дал ей второе дыхание. Любит работать на пленэре (но чтобы никто не мешал!). С удовольствием занимается с ребятишками – преподаёт в православной гимназии рисунок, живопись, композицию.
– Одной из основных для меня является тема «Иркутск уходящий», – уточняет Ольга Александровна. – Когда я увидела старый деревянный Иркутск, он поразил меня своими резными окнами, деревянной кружевной резьбой на домах, необычными воротами с крышами. К сожалению, всё тает, исчезает… И мне очень приятно, когда в моих картинах узнают улицы, по которым бегали в детстве, или просто говорят: «Мы здесь раньше жили…»
Важная тема в творчестве художницы – портреты. В них, не ярких по колориту, часто помещённых на фоне иркутских улочек, убедительное внешнее сходство согласуется с внутренним миром модели. В портретах Юрия Квасова, к примеру, Галины Солуяновой и других Ольга Александровна создаёт хорошо знакомые и близкие ей образы наших современников. В «Автопортрете в мастерской» художница открывает свой мир, наполненный радостью и печалью, мир тревожный и прекрасный. Не случайно, по мнению зрителей, в её взгляде спокойная сосредоточенность и некоторая отрешённость.
Ярким событием в жизни и творчестве Ольги Ильиной стала совместная с Юрием Квасовым выставка «Портреты выдающихся деятелей культуры и искусства России и Иркутской области», прошедшая два года назад в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Именно в это время она по заказу музея А.В. Суворова в северной столице написала свою «Суворочку» (так Александр Васильевич называл свою дочь), которая вошла в экспозицию музея.
К этому нелишне добавить, что Ольга Ильина-Квасова – участник городских, областных, региональных, республиканских и международных выставок. Её работы находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, США и Китая.