«За Отчизну! Во имя Победы!»
Тема Великой Отечественной войны в юбилейный 2015 год звучит аккордами мероприятий и событий по всей стране. Выставки и концерты, вечера памяти и театральные постановки – на фоне непростой политической ситуации в мире как никогда для нас становится актуальным вопрос патриотизма, а главное – памяти (не искажённой в угоду политики) событий тех времён.
Искусство и война – казалось бы, несовместимые понятия. Одно несёт разрушение, другое призывает к созиданию, сотворению. И, тем не менее, военная тематика нередко становилась ведущей в творчестве того или иного художника XX века.
Выставка «За Отчизну! Во имя Победы!», которая проходит в стенах Иркутского художественного музея, представляет произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из собрания Иркутского областного художественного музея, созданные русскими и советскими столичными художниками во славу подвигов великого народа.
Предваряет ряд произведений картина народного художника РСФСР Фёдора Решетникова, автора тематических полотен, портретов, пейзажей, знакомого каждому зрителю по картине «Опять двойка» (1952, Государственная Третьяковская галерея). В 1947 году после войны Решетников пишет картину-праздник «С Победой». Счастливые лица людей, яркие цвета, динамичная композиция – всё в этой картине являет образ великой победы великого народа.
В годы Великой Отечественной войны советские художники обращаются к историческому жанру, ища на страницах истории Отечества примеры мужества, стойкости, свободолюбия русского народа. Так, Константин Юон, замечательный русский и советский художник, создает «Суд народа в Древнем Новгороде» (1943). После тяжёлых оборонительных боёв 15 августа 1941 года войска Красной Армии вынуждены были оставить Новгород, фашисты оккупировали город на 883 дня. Отступая, немецкие войска сжигали и разрушали за собой всё. Юон в живописном холсте воссоздаёт образ разрушенных памятников, являя неукротимый свободолюбивый дух русского народа, ведь Великий Новгород во времена русского средневековья являлся городом, в котором воплотились общественные идеалы свободы.
Ещё одно произведение военных лет на выставке – картина Юона «Утро Москвы» (1942). Художник пишет городской пейзаж самого центра столицы (Красная площадь) в холодных голубоватых тонах, выделяя тёплым розовым светом зари верхушки соборов и башен Кремля, таким образом даря зрителю надежду на окончание войны и победу советских войск.
Самое заметное и монументальное по размерам произведение выставки – это возрождённый отреставрированный шедевр Иркутского художественного музея картина «Ведут псов-рыцарей во Псков» советского художника, лауреата Сталинской премии Гавриила Горелова. Картина написана в 1947 году, хотя личность Александра Невского и исторические события, связанные с ним, волновали художника и ранее. Картина представляет торжество героизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
В произведениях о Великой Отечественной войне советские художники говорят от первого лица, многие из них воевали с беспощадным врагом.
Произведение художника Павла Соколова-Скаля «Освобождение Калуги» написано в 1946-м, но идею картины художник осмысливал уже в 1942-м. Основой для картины послужили события, очевидцем которых стал живописец. 2 января 1942 года Соколов-Скаля как фронтовой художник командирован в Калугу после получения сообщения о взятии города. Но, прибыв на место, художник обнаружил, что бои в городе всё ещё идут, и на одной из центральных улиц города увидел поразившую его картину: погибшие персонажи драмы застыли в различных позах среди обгоревших машин. Сделав несколько набросков, художник начал работу над картиной сразу же по приезде с фронта.
Андрей Плотнов в 1943 году после защиты диплома становится военным художником при Главном политическом управлении приграничных войск. Он выезжает на линию фронта, чтобы писать портреты солдат и офицеров, работает над военными плакатами. Его «Портрет Рихарда Зорге» являет образ выдающегося знаменитого советского разведчика. Именно он предупреждал советское правительство о нападении Германии на русские земли. В 60-е годы XX века, когда некоторые засекреченные военные документы раскрываются, личность Рихарда Зорге становится особенно популярна. В 1965 году Плотнов пишет два портрета Зорге: один из них, наиболее выразительный, находится в Иркутском художественном музее, второй – в Данковской картинной галерее (Липецкая область), основанной Андреем Плотновым.
Картина «Твоё далёкое детство» московского художника Бориса Неменского написана под впечатлением от реальных событий. Неменский прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер и штурме Берлина. Он видел много сирот, оставленных войной без родителей. Долгое время замысел картины оставался во фронтовых набросках. В 1969 году, после того как у художника родился сын и тема отцовства и хрупкости детства стала особенно волновать его, была написана эта картина. На полотне изображена исхудавшая, измученная девочка-сиротка из Великих Лук, встреченная двумя советскими солдатами. Художник на замечания критиков по поводу слишком экспрессивного образа девочки отвечал: «Она ведь такая и была». Тема настолько захватила художника, что он создал несколько вариантов картин на эту тему. Первые два варианта не устроили художника и были уничтожены им самим, третий вариант хранится в Иркутском художественном музее. Четвёртый, последний вариант, – в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Фёдор Модоров – известный советский художник, автор жанровых картин, таких как «Ходоки у Ленина», «Герои Первой конной», член Ассоциации художников Революционной России, народный художник РСФСР. Неоднократно живописец обращался к теме встреч советских вождей с простыми людьми. Таким является и полотно «Партизаны в Кремле» (1945), написанное по правилам жанровой картины: с большим количеством персонажей, среди которых ясно просматриваются образы первых лиц страны.
Особое место на выставке занимают разнообразные произведения советских графиков: уникальная графика, эстампы. Именно в годы войны графика становится наиболее востребованным видом искусства благодаря таким своим качествам, как тиражность, мобильность, быстрота исполнения образов. В экспозиции представлены графические листы именитых советских графиков.
Кукрыниксы (трио художников Куприянова, Крылова и Соколова) – мастера политической карикатуры, авторы иллюстраций к произведениям русской и зарубежной литературы. Графика художников Ореста Верейского, Владимира Богаткина, Алексея Пахомова и других отображает дух военного времени, звучит пронзительно и трагично, но правдиво.
Сарра Лебедева – выдающийся мастер скульптурного портрета. Её работы отличают тонкий психологизм и сложное понимание натуры, что, органично соединяясь в пластике мастера, помогает создать неповторимый образ героя. Именно таким, сразу повзрослевшим и сосредоточенным, увидела художница молодого поэта, солдата Александра Твардовского. В 1941–1942 годах он приступил к работе над знаменитой поэмой «Василий Тёркин» (1941–1945) – «книгой про бойца без начала и конца».
События войны звучат отголоском и в более поздних картинах советских художников. Живописцы создают их как дань памяти Великой войне.
Художники Евгений Грибов и Марк Малютин в соавторстве создают несколько значительных для советского искусства полотен: «По заданию партии», «Испания 1937 год. После боя», среди них и «Год 1941. Брестская крепость». На картине запечатлён трагический эпизод начала войны: солдаты-защитники решительно отправляются на последний бой, оставив в укрытии женщин, детей, стариков, раненых.
«Сталинградская весна» (1968), картина заслуженного художника РСФСР Бориса Малуева, – воспоминание о военном детстве. В 1944 году пятнадцатилетний мальчишка вернулся из эвакуации. Город ещё лежал в руинах после знаменитой Сталинградской битвы (17.07.1942–02.02.1943), но среди зияющих ран на когда-то прекрасных улицах уже раздавались звонкие голоса мальчишек.
Художники XX века оставили нам свидетельства событий Великой Отечественной войны. Но главной идеей, объединившей все произведения выставки, звучит всё-таки тема Победы, тема мира на этой планете. И не должно быть в жизни общества XXI века вопросов, ценой решения которых стала бы человеческая жизнь. Об этом нельзя забывать ни на минуту.
Задача нашего поколения – не забывать об этих событиях и героях, чтить память своих великих предков, посвящать им новые и новые произведения.