В Иркутской области вынесен на широкое обсуждение проект закона об общественном контроле
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания рекомендовал принять на ближайшей сессии в первом чтении законопроект «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Иркутской области». Он регламентирует процедуру общественного контроля за работой органов государственной власти региона. В частности, законопроектом регулируется деятельность общественных советов, различных групп общественного контроля, прописан порядок общественного обсуждения и экспертизы, посещения общественниками подконтрольных организаций.
«В современном мире общественный контроль является важнейшим элементом развития общества и государства. Люди хотят участвовать в решении общественных дел, контролировать государственные институты, иметь больше возможностей для своего развития, — отметил председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Приангарья Борис Алексеев. — Федеральный закон от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в РФ» впервые в российском законодательстве дает юридическое понимание общественного контроля, устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных муниципальных организаций».
Таким образом, необходимость принятия областного закона об общественном контроле возникла в связи с появлением соответствующего федерального закона. Разработанным на региональном уровне законопроектом регулируется деятельность общественных советов, различных групп общественного контроля, прописан порядок общественного обсуждения и экспертизы, посещения общественниками подконтрольных организаций. В нем прописаны случаи, в которых обязательно должен быть проведен анализ выводов, сделанных общественниками в результате их контрольных мероприятий, прописано, когда проверенные структуры обязаны дать ответ. Как отмечает директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров, если таких положений в законе не будет, то потеряется весь смысл общественного контроля.
Также, по его словам, при подготовке законопроекта разработчики старались соблюсти баланс в общественном контроле, прописав, сколько общественных организаций могут проверять тот или иной орган, чтобы этот процесс был упорядочен и не провоцировал конфликты.
По словам Алексея Петрова, документ готовился не в самых простых правовых условиях. Во-первых, соответствующий федеральный закон в этой сфере только появился, и, как это обычно бывает с новыми законами, еще далек от идеала. Например, в нем содержится много ссылок на другие законы, положения которых порой противоречат друг другу. Во-вторых, в стране еще нет опыта применения этого закона, Иркутская область является одним из первых регионов, принимающих соответствующий областной закон, и при его подготовке у Приангарья не было возможности изучить опыт других территорий.
В настоящее время документ находится на широкой общественной дискуссии. Его рассмотрели общественные палаты Иркутской области и Иркутска, Ассоциация муниципальных образований, он также размещен в интернете. Кроме того, в Законодательном Собрании был организован круглый стол по обсуждению законопроекта.
Участники круглого стола отметили, что ни федеральный закон, ни областной не обязывают должностных лиц из проверяемых организаций являться на общественные советы для рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Между тем, по словам участников обсуждения, чиновники порой игнорируют собрания общественности.
Как отметил Алексей Петров, появление в законе такой нормы вряд ли решит эту проблему, ведь эту норму тоже можно проигнорировать. По его мнению, эффективнее было бы придавать огласке факты неявки должностных лиц на обсуждение результатов общественного контроля. Борис Алексеев в свою очередь подчеркнул, что случаи, когда чиновники не приходят на общественные советы, происходят все реже, поскольку те понимают, что рано или поздно все равно понесут ответственность.
Между тем Ассоциация муниципальных образований Иркутской области предложила ввести в практику общественный контроль за работой не только органов власти региона, но и органов местного самоуправления. Однако, по словам Алексея Петрова, общественный контроль на муниципальном уровне не может быть предметом регулирования закона. В то же время, как отметил Борис Алексеев, в помощь муниципалитетам может быть разработан модельный документ, на основании которого территории подготовили бы собственные положения об общественном контроле. Институт Сперанского согласился подготовить такой модельный акт.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова отметила, что в законе необходимо определить четкие сроки проведения общественных проверок.
Предложения к законопроекту будут приниматься до 20 мая. Потом их рассмотрит рабочая группа. В окончательном виде проект закона планируется принять в июне.