Из «Леса» на большую сцену
В Иркутском театральном училище наступает ответственная пора. Совсем скоро члены Государственной экзаменационной комиссии займут места в зрительном зале учебного театра, прозвенит третий звонок, и будущие актёры, а пока студенты-выпускники выйдут на сцену, чтобы играть дипломные спектакли, приготовленные для показа.
В этом году художественным руководителем выпускного курса был заслуженный артист России Николай Константинов. Со своими студентами в течении всего учебного процесса он готовил спектакли по пьесам и инсценировкам произведений Бориса Васильева, американского драматурга Ричарда Нэша, современного автора Ярославы Пулинович и любимого иркутянами Александра Вампилова. Из ряда дипломных спектаклей хочется выделить постановку «Леса» Александра Николаевича Островского.
Николай Константинов взял именно эту пьесу, чтобы приблизить представление ребят об их будущей профессии – далеко не пафосной, трудной, но такой нужной людям. Актёры переживают в театре горе и радость, чувствуют сопричастность происходящим на сцене событиям. По большому счёту, педагог стремился показать полёт души актёров, их умение возвыситься над любыми, даже унижающими их достоинство обстоятельствами жизни.
Студенты с поставленными перед ними задачами справились. На сцене у каждого исполнителя образ героя показан в развитии, в проявлении его сущностной основы, в представлении о добродетели, чести, достоинстве. Именно на этих качествах человека заостряет внимание Николай Константинов, именно их выражение становится камертоном всего действия.
Итак, актёры Геннадий Несчастливцев и Аркашка Счастливцев, случайно встретившиеся на перепутье дорог, входят в усадьбу богатой помещицы Гурмыжской. Придумали легенду, чтобы казаться равными в обществе благороднейших персон. Студент Артём Яцухно – Несчастливцев, оказавшийся племянником знатной дамы, разыгрывает роль офицера в отставке: держит спину, выражает благородство манер. Он кажется чуть напыщенным, картинным, но вполне убедительным. Замечательная деталь придумана постановщиками спектакля для образа: с вытянутой рукой, в ладони которой лежит воображаемый череп бедного Йорика, Несчастливцев иногда «зависает» в роли Гамлета. Чтобы оправдать присутствие Счастливцева в усадьбе, предлагает ему перевоплотиться в лакея.
Студент Кирилл Ильин – Счастливцев, для вида посопротивлявшийся унизительному предложению, быстро адаптируется в усадьбе, где есть добрые слуги и отзывчивая на любую просьбу ключница Улита. Счастливцев действует сообразно своему театральному амплуа простака, правда, вспоминает, что начинал карьеру с героев-любовников. Здесь Кирилл Ильин демонстрирует все качества Счастливцева, приобретённые им в театральной карьере, флирт с Улитой разыгрывает мастерски.
А Улита студентки Екатерины Куликовой – не то блаженная, не то тень госпожи Гурмыжской. В первом и последующих своих появлениях она скользит по сцене, причём стремительно, выписывая круги, неожиданно появляясь и так же неожиданно исчезая. Для неё Счастливцев становится объектом проявления нежных чувств, последней любовью. И преображается Улита, наряжается в пышное платье, вместо платка надевает нарядный капор. Мезальянс состоялся.
И всё бы хорошо, но в усадьбе страсти кипят нешуточные. Оказывается, Гурмыжская влюблена в недоросля Буланова, а её племянница – в купеческого сына Петра. Здесь, как «в доме Облонских», смешалось всё. Это состояние персонажей постановщик подчёркивает пластической выразительностью исполнителей: у Гурмыжской (Александра Николенко) монументальная стать с элементами обольстительницы, у её избранника Буланова (Даниил Цветков) – откровенное лизоблюдство приживалы, почти вытанцовывающего почтение к благодетельнице. Скромна племянница Аксюша (Дарья Березовская), долго в тени остаётся её возлюбленный Пётр (Артём Дубинин).
В пьесе Островского интрига выписана блистательно. Её герои с разными характерами и поступками живут чувствами, которые, увы, зависят от денег. Гурмыжская покупает себе мужа, а счастье Аксюши зависит от приданного, которое оценено сначала в три тысячи рублей, потом снижено до тысячи. И только Несчастливцев возвышается над материальным.
Именно деньги сыграли решающую роль в счастливом разрешении любви Аксюши и Петра, именно они высветили характеры всех героев. Тысяча, ходившая из рук в руки, оказывается у Несчастливцева, он уже и тройку заказал, чтобы ехать на пристань. Но от этой тысячи зависит судьба Аксюши. Поначалу Несчастливцев, наивно полагая, что слова имеют значение, начинает убеждать Гурмыжскую дать племяннице приданное. Услышав решительный отказ (барыня оказалось жадной), вспоминает о сумме в кармане и широким жестом передаёт её сестре. А далее – блистательный монолог, в котором Несчастливцев клеймит богатых, развратных, равнодушных и превозносит профессию актёра, служению которой отдал свою жизнь. И Аркашка Счастливцев вдруг распрямляется, тоже чувствуя гордость и достоинство своего таланта. Актёры могут быть счастливы и без денег.