издательская группа
Восточно-Сибирская правда

БППК проигрывает и побеждает

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», которое через суд пытается взыскать с Иркутской области убытки в размере более 28 млн рублей, проиграло в первой инстанции. 14 мая Арбитражный суд региона встал на сторону ответчика. Между тем в споре с властями Республики Бурятия, которые, по мнению компании, задолжали 24,5 млн рублей только за второе полугодие 2011 года, перевозчик пока одерживает верх – решение первой инстанции в пользу БППК устояло в апелляционном суде.

ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (50% плюс одна акция компании принадлежат региону, остальное – РЖД) подало иск к Иркутской области в лице министерства финансов и министерства транспорта о взыскании более 28 млн рублей убытков, полученных с 1 мая по 31 декабря 2011 года. Напомним, БППК – оператор пригородных пассажирских перевозок по железной дороге в Приангарье и Республике Бурятия, её деятельность субсидируется из региональных бюджетов, поскольку стоимость билетов на электрички не покрывает затрат компании. 

«Суть спора сводится к тому, что службой по тарифам [Иркутской области] не были приняты наши расходы в части выплат по коллективному договору, оплаты за аренду подвижного состава и формирования оценочных резервов, – пояснил представитель БППК в судебном заседании 14 мая. – Также были завышены наши доходы на большую сумму». 

Служба по тарифам не приняла затраты на аренду рельсовых автобусов и оплату детских садов детей сотрудников, сообщил представитель ведомства. Оценочные резервы – это средства, которые компания закладывает на оплату очередных отпусков работников.

«Размер субсидии был рассчитан по представленным истцом документам, а всё, что свыше, либо не подтверждено материалами, либо в службу по тарифам не представлялось, а представляется в суде», – добавил представитель областной структуры. Кроме того, оснований для пересчёта субсидий не было предоставлено, полагают в региональном минтрансе. 

В итоге суд поддержал позицию ответчиков, которые считают размеры и состав убытков недоказанными. БППК намерена обжаловать это решение в апелляционной инстанции, сообщил представитель компании «Конкуренту».

Основания для боевого настроя у БППК есть: в начале года перевозчик вышел победителем в судебном споре с республиканскими властями Бурятии по иску о взыскании 24,5 млн рублей. Это убытки компании, полученные от работы на территории соседнего региона за июль–декабрь 2011 года. При расчёте тарифов на 2011 год республиканская служба по тарифам опиралась на населённость вагонов в размере 36,4%, однако фактическая населённость дотянула лишь до 23,1%. Привлечённый эксперт из Дальневосточного госуниверситета путей и сообщения рассчитал, что размер экономически обоснованного тарифа в среднем превышает установленный в 2,2 раза, говорится в документах суда. 

Власти Бурятии пытались оспорить решение первой инстанции, однако оно устояло и в апелляционной. Тем не менее ответчик подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, который рассмотрит её 23 июня.

Между тем проблема убыточности пригородных перевозок остаётся системной. По мнению экспертов Института проблем естественных монополий, положение пригородных пассажирских компаний, несмотря на утверждение правительством РФ в мае про­шлого года Концепции развития пригородных перевозок, по-прежнему неудовлетворительное. Перевозчики продолжают работать в условиях постоянного недофинансирования, отсутствия долгосрочного заказа со стороны регионов, им приходится конкурировать как с официальными, так и с нелегальными автоперевозчиками. План мероприятий, определённый в концепции, до сих пор не выполнен в полном объёме, хотя срок по его выполнению был назначен до 31 декабря 2014 года, напоминает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. При этом ни один регион на данный момент не представил публично стратегию транспортного обслуживания населения, как того требует концепция.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры