издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В народе говорят – выродился картофель»

В Прибайкалье растёт число территорий, поражённых золотистой картофельной нематодой

По официальным подсчётам областного Управления Россельхознадзора, около 800 га сельскохозяйственных земель Приангарья считаются заражёнными одним из самых агрессивных и живучих вредителей, хотя специалисты признают, что на самом деле цифра намного больше. Паразит угрожает посадкам не только картофеля, но и других растений – томата, перца, баклажана, оставляя садоводов и фермеров без урожая. Тем не менее, дачники, которых называют основными виновниками эпидемии картофельной нематоды, чаще всего и не догадываются о том, что их участок стал очагом распространения заразы.

Впервые случаи заражения опасным вредителем в Приангарье были зафиксированы 20 лет назад, сначала в Тайшете, а затем в Заларях. С тех пор территория распространения паразита ощутимо расширилась – к 2015 году золотистая картофельная нематода была обнаружена в 19 областных районах, а её последствия ощутили владельцы 1803 приусадебных участков и работники десятка крупных сельхозпредприятий. При этом, признают специалисты, вероятнее всего, в будущем эти цифры будут только увеличиваться. «Проблема в том, что методы борьбы у нас ограничены, – говорит заместитель начальника отдела карантина растений Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Нафиса Юсупова. – Сегодня у нас нет препаратов  для борьбы с нематодой – все существующие считаются слишком токсичными и запрещены для использования». Другие же меры пока желаемого результата не приносят. Поэтому специалисты советуют бить тревогу садоводам, агрономам и фермерам, как только те заметили странный неурожай картофеля или других растений на своих участках. «Сначала никто не понимает, что происходит – на участках просто появляются проплешины, в народе говорят «выродилась картошка», – рассказывает Валентина Эпова, заведующая Испытательным центром Иркутского филиала ФГБУ «ВНИИКР», который занимается выявлением очагов заражения золотистой нематоды. – А это паразит, который появляется в корнях растений, и оно засыхает. Если в июле вытащить заражённый куст, то на отростках корня видны белые светлые маковые зёрнышки – это цисты. Со временем они приобретают золотистый цвет – отсюда название. Если не бороться с этой болезнью, то она с каждым годом прогрессирует сильнее. Часто это приводит к тому, что люди бросают свои участки – там просто нет урожая».

Виноваты дачники

Хотя золотистая нематода была завезена в область, основным источником распространения этого паразита является сама почва, загрязнённая цистами с личинками. «Началось всё с приусадебных участков, – объясняет Нафиса Юсупова. – Люди стараются привезти новые семена из поездок: увидели хороший картофель – купили, посадили, а потом сосед увидел – ему дали. Поэтому среди частников эпидемия распространяется молниеносно – если на одном участке есть болезнь, то наверняка все соседние тоже заражены. В крупных хозяйствах прецедентов обнаружения нематоды сегодня не так много. Причин возникновения проблем у них две: либо потому, что купили немытый картофель, на котором остались цисты, и занесли болезнь сами; либо потому, что отдавали участок своих угодий в аренду огородникам, которые засадили его заражёнными семенами».

Бороться с нематодой непросто – цисты остаются в почве на протяжении десятка лет, говорят учёные: «Всё может быть прекрасно, пока участок засеян свеклой или морковью, но как только вы попробуете высадить на нём картофель или паслёновые  растения – например, томаты или перцы – урожая не будет». Пока большие сельхозпредприятия борются с напастью своими методами, применяя на участках севооборот – переходя с картофеля на зерно и обратно, садоводам не остаётся ничего другого, как удобрять свои огороды и соблюдать нехитрые правила. Так как заражение идёт через почву, объясняют специалисты, нужно меньше контактировать с заражённой землей: обувь, техника, инвентарь, комки почвы на картофеле – всё это может стать источником заражения. Поэтому семенной материал перед посевом нужно мыть, причём так, чтобы вода не попала на остальной участок – через неё тоже можно перенести заразу. 

«Как только вы заметили пустые участки на огороде, пожелтевшее с нижних листьев растение, вам нужно его выкопать вместе с почвой вокруг и увезти в лабораторию для анализа, – советует Валентина Эпова. – Если подозрения подтверждаются, то нужно следовать инструкциям, которые будут вам даны в зависимости от степени заражения участка». В Иркутске такая лаборатория находится по адресу: Ново-Ленино, Горка-5. Экспертиза обойдётся примерно в 200 рублей. Дополнительную информацию можно получить по телефону 47-57-71.

При выявлении на участке очага болезни специалисты областного Управления Россельхознадзора берут с его владельца документальное обязательство по соблюдению свода предписаний. «Хозяину запрещена реализация урожая и работа на технике общего пользования,– говорит замначальника отдела карантина растений областного ведомства. – Также он обязан оградить заражённую территорию. Мы со своей стороны уведомляем местные власти и соседей – распространяем листовки, ведём разъяснительную работу. Когда приезжаем на проверку, соседи могут рассказать о нарушениях, за которые мы можем привлечь виновного к административной ответственности». Для физических лиц штраф за невыполнение предписаний Россельхознадзора составляет 500 рублей, для юридических  – до 10 тыс. Так, в 2014 году при обнаружении 424 заражённых приусадебных участков нарушителями стали 156 человек и одно предприятие, которое пыталось вывезти с заражённой территории урожай. «Нарушение обнаружилось на посту проверки в Слюдянке. Мы не можем запретить собственникам выращивать овощи на поражённых паразитом территориях для внутреннего потребления, – поясняет Нафиса Юсупова. – Но заниматься его распространением – вполне. Виновник уже понёс наказание».

Семян нет

Одно из обязательств, которое владельцы частных участков обязаны выполнить – посадка на заражённой земле устойчивых к паразиту сортов картофеля. Если заражённость слабая, то нематодоустойчивые сорта очень хорошо очищают почву, говорит Валентина Эпова. Есть реестр нематодоустойчивых сортов. У нас в регионе это «Рэд скарлет», «Розара», «Санте» – все голландской селекции. Ввозятся и другие сорта – «Зекура», «Гала», «Рождественский», «Фреско», «Рябинушка». 

Только тонкость состоит в том, что купить устойчивые к вредителю сорта картофеля садоводам в регионе негде. У нематодоустойчивых сортов голландкой селекции есть проблема, признают специалисты, – с каждым годом их защитные свойства снижаются. Покупатели элитных сортов, которые попадают к нам из-за рубежа  – крупные сельхозпроизводители, они приобретают их для собственных нужд и не реализуют. Таким образом, до мелких покупателей – садоводов – нематодоустойчивые сорта доходят уже в качестве репродукции, выращенной в регионе – со сниженными защитными свойствами. Гарантировать, что они смогут противостоять вредителю, никто не может. Между тем своих предприятий по распространению семенного картофеля с нематодо­устойчивыми свойствами в Приангарье нет. Тулунская селекционная станция, которая раньше занималась выведением особых видов картофеля, сегодня переживает тяжёлые времена.

«На уровне Минсельхоза обсуждается вопрос о создании предприятий, которые бы выращивали и распространяли нематодоустойчивые сорта и занимались селекционным материалом, – отмечает  Нафиса Юсупова. – Но уже сейчас понятно, что это убыточно и что необходимы субсидии. Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию, никакие меры не приняты, финансирования в рамках программ не предусмотрено».

Поэтому покупать устойчивые к паразитам сорта картофеля жителям области предлагают на территории других регионов, проверяя сертификаты соответствия.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры