В Иркутске жил он...
...Значительная часть примыкающего к посёлку свободного берега Иркутского водохранилища, которую местные жители как само собой разумеющееся считали общей, а потому даже на участки под новое строительство не претендовали, уже застроена богатыми коттеджами горожан. В поселковой черте водохранилище для местных жителей недоступно – оно за заборами.
А берега соседних заливов, пока ещё поросшие лесом, к застройке готовятся. Туда, в прибрежный лес и на бывшие сенокосы, где нет пока ни одного жилого дома, уже проведена линия электропередачи. Среди берёз высоким напряжением гудят несколько подстанций. Землеройной техникой уничтожены прибрежные родники. Уже появились собственники первых земельных участков, и много деревьев, несмотря на законные запреты, уже вырублено при прокладке дороги к этим участкам. Здесь хозяйствует (возможно, правильнее сказать – хозяйничает) некое ДНТ «Ангара» – дачное некоммерческое товарищество. Слово «некоммерческое» в названии звучит издевательски, поскольку все догадываются, что речь здесь идёт о торговле прибрежной, особо дорогой землёй. Подробности в материале ГЕОРГИЯ КУЗНЕЦОВА «Прибрежный тупик» в разделе «Губерния» этого номера «Восточно-Сибирской правды».
…Кто уходил на Великую Отечественную из Иркутской области? В большинстве своём крестьяне, это был рядовой состав и состав младших командиров. Это были те люди, которые гибли на фронте в первую очередь. Мы не знаем даже, где могилы многих из них. И это спустя 70 лет после войны. Они остались в памяти матерей и жён, может быть, детей. Накануне 70-летия Победы в Иркутске вышла книга «Иркутяне в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг.». В ней – ранее не публиковавшиеся сведения о 46 дивизии и 272 стрелковом полке 10 армии ВВ НКВД СССР, сформированных в Иркутске. 46 дивизия сгорела под Смоленском, остановив наступление фашистов на Москву, 272 полк почти полностью лёг в Сталинграде. В книге приводятся подлинные факты о той войне.
Это не художественный вымысел, а война – такая, какой она была. О книге и о войне в материале ЮЛИИ ПЕРЕЛОМОВОЙ «Сгорели под Смоленском и Сталинградом» в разделе «Конкурент».
…Очень хотелось вернуть Иркутску забытого героя. Забегая в конец, сразу приходится признать – не получилось. Герой из стихотворения оказался персонажем литературным, поэтому этот небольшой очерк будет не о его недолгой жизни и трагической смерти, а о людях, которым это оказалось не всё равно. Началось всё с одного малоизвестного стихотворения военных лет сибирского писателя Константина Седых, более известного как автор романа «Даурия». Как говорил старый журналистский штамп тех времён, «в дорогу позвали» последние строки стихотворения: «В Иркутске жил он, на Второй Советской, и там поставят памятник ему». И «Иркутский репортёр» отправился искать Проньку Подкорытова. Об этом в материале БЕРТА КОРКА «Памятник, которого нет, предсказание, которое не сбылось» в разделе «Иркутский репортёр».
С вами читал газету Александр ГИМЕЛЬШТЕЙН