«Если не мы, то кто их приучит?»
Как живут сегодня будущие агробизнес-школы
Вернуть в деревню жизнь, а в сельское хозяйство – специалистов. Такова цель концепции непрерывного агробизнес-образования. В профильных министерствах уверены: начинать нужно со школы. Точнее, с нескольких: в Иркутской области, например, выбрано 18. В одну из них, в селе Оёк, мы отправились, чтобы понять, как воспитывают будущих фермеров и агрономов.
Оёк приятно удивляет. Мы едем по центральной улице и отмечаем, что, не в пример многим деревням и сёлам области, он выглядит опрятно и чисто. Такова и здешняя школа: с клумбами на школьном дворе, ухоженными цветами на лестничных пролётах, в коридорах и классах, аккуратно оформленными стендами и выставками, посвящёнными Дню Победы. «Живём тут как в доме своём, – объясняет директор школы Ольга Тертышная. – Столько, честно скажу, мы и дома не делаем». Сама Ольга Павловна – выпускница этой же школы (как, кстати, и 57% её коллег). 15 лет она проработала директором начальной школы в соседних Котах, последние семь лет руководит в Оёке. «Я здесь училась, и всё это настолько родное, любимое, дорогое, что если меня не попросят, я не уйду», – смеётся она.
Несмотря на большую, как и в любой другой школе, нагрузку, инициативность коллектива вместе со стимулирующими выплатами учителям позволяет учебному заведению иметь своё хозяйство: пришкольный участок в полгектара засаживается капустой, морковкой, свеклой, редиской и зеленью, ещё 2,5 га берутся в аренду под картошку. Техника у школы своя – пять тракторов, тракторные телеги, плуг, окучники, грузовик.
Советские традиции
Всё это осталось ещё с советских времён: Оёкский учхоз, имевший отделения в десяти соседних деревнях, занимался производством семян картофеля и зерновых для всего региона и был известен за его пределами. Первым ударом для учхоза стал распад Союза, а в 1993-м в процессе передела собственности был убит его директор Виктор Баширин.
«В течение месяца после его смерти ничего не осталось», – Ольга Павловна вздыхает и вспоминает, как в школьные годы ездили на школьных автобусах на отработку – доить коров, помогать в теплицах. Хозяйства тогда были и в малюсенькой Турской, и в Котах, и в Бутырках, и в Мишонково, и в Галках. Школьный лагерь в Турских лугах тоже исчез. Корпуса, в которых дети могли жить всё лето, столовая, поля свеклы, брюквы, кузики – говорят, сейчас от этого не осталось и следа.
Но нет худа без добра: техника учхоза была отдана в дар школе. В рабочем состоянии её сохраняет мастер производственного обучения Владимир Алексеевич Каликин, который работает в школе уже 45 лет. «Техника выглядит как личная, любимая, бесценная», – улыбается Ольга Павловна.
С прошлых времён в школе сохранилось многое. Например, лицензия на преподавание производственно-трудовой деятельности. На базе школы старшеклассники по-прежнему получают права тракториста. Предпрофильная подготовка на уроках технологии (по-старому – трудов) начинается в седьмом классе. Чем старше дети, тем больше часов. От теории переходят к практике на школьном дворе – вспашка, боронение, а вместе с аттестатом выдаются права тракториста категории С.
Не о том, что будет, а о том, что есть
В список пилотных проектов, помимо оёкского, попала сетевая модель Усольского района, проект центра образования посёлка Харик (Куйтунский район), а также ещё восьми школ – уриковской и хомутовской (Иркутский район), русско-янгутской (Осинский район), а также посёлка Шиткино (Тайшетский район), деревни Кулиш (Чунский район), сёл Верхний Булай (Черемховский район) и Хохорск (Боханский). На вопрос, за счёт чего Оёку удалось попасть в эту компанию, что прописывали в проекте и чем убеждали, директор школы отвечает: не очень-то и надеялись, но рассчитывали впечатлить не тем, что будет, а тем, что уже есть. Удалось.
Например, картошка. Суп в школьной столовой стоит три рубля, картофельное пюре – пять. Совсем бесплатно не выходит: электроэнергия, работа повара, другие продукты. Но картошка-то своя. Посадкой занимаются все. В школе подчёркивают: детей не перенапрягают. 2,5 гектара, которые ежегодно бесплатно предоставляет ООО «Академия», мастер обрабатывает с помощью техники, и только потом в дело вступают школьники. Хранится картошка в школьном овощехранилище, часть идёт на продажу. Урожай прошлого года принёс школе 87 тысяч рублей осенью, а весной, когда стал востребован семенной картофель, цифра увеличилась до 138 тысяч. «Что вы сегодня на трудах делали?» – спрашиваем у школьников в майский день. «Картошку перебирали, убирали в мешки», – улыбаются. В мае крупный картофель уже не продают: запасы заканчиваются, главное – оставить для школьной столовой и лагеря дневного пребывания, который работает здесь весь июнь.
Сами дети в школьном хозяйстве будут трудиться и в июне, и в июле, и даже половину августа. Летом каждый класс, начиная с пятого, работает по неделе, итоги своей вахты и рекомендации для сменщиков заносятся в специальный журнал. Осенью приходит пора копать. Говорят, 600 человек справляются за пару дней. Работают в две смены, как и учатся: одни на уроках, другие на картошке.
В прошлом году заработать удалось не только на своей картошке: четыре дня работали на полях фермера в Ревякино – собирали морковь и свёклу. Итог – сто с лишним тысяч рублей. На эти деньги закупается то, что нужно для школы – стенды, шары, грамоты. Пожелания у завучей и преподавателей есть всегда. По словам Ольги Павловны, у родителей вопросов, куда ушли деньги, не возникает: на собраниях школа отчитывается за каждый рубль.
А вот недовольства по части «эксплуатации детского труда» и «мешает учёбе» поначалу были. Но за последние три года, говорит директор, иссякли: «Конечно, первое время были у некоторых родителей протесты, но всё как-то само собой искоренилось. Детям ездить нравится – весело, дружно, здорово. Филонить не принято. Ну, и мы объясняем: поработали – здорово, теперь суп едим за три рубля, пюре. Взял сосиску-котлетку – и ты уже поел». Учебный процесс тоже не страдает: если три дня пропустили – навёрстывают по субботам. «Ничего страшного. Мы живём в селе, приоритетом должно быть сельское хозяйство, – уверена Ольга Павловна. – Если мы не будем приучать, кто их приучит?»
Работа ведётся и на пришкольном участке: грядки, теплица. Кстати, в этом году их будет больше: купили и вот-вот установят две шестиметровые из поликарбоната – для огурцов и перцев. Какие-то новшества появляются каждый год. В прошлом, например, у крыльца разбили французские грядки – овощи вперемежку с цветами. Сегодня сад и участок засаживаются под руководством учителя технологии Ирины Станенене и преподавателя математики Веры Непомнящих, с учениками средней школы работают Инна Митрошина и Мария Самотис.
У начальной школы, что находится за полкилометра от основной, свой педагог-организатор Валентина Горбунова и свой огород. Там ребятня сажает мелочёвку вместе с учителями и родителями, которые, говорят, сами страшно мотивированы на помощь и даже соревнования.
Весной и осенью в школе проводят ярмарки, на которые собирается не только всё село, но и покупатели из других населённых пунктов, есть даже постоянные клиенты из Иркутска. Осенью – ярмарка урожая. Продают здесь не только плоды школьных трудов, но и то, что удалось вырастить в личных хозяйствах. В прошлом году торговали даже петухами и курами в сетках и, конечно, заготовками на зиму. Весной в школе продают и покупают семена.
Цветов здесь сажают много, в основном популярны петуньи и бархатцы. Вместе с директором мы обходим каждый класс. Везде на подоконниках – цветочная рассада. Маленький участок ответственности каждого учителя. Эту ответственность преподаватели делят с учениками. Те не сопротивляются. «Вот и здесь у нас бархатцы», – сообщает мне директор. «У нас не бархатцы, это табак. Душистый», – поправляют школьники.
Ландшафтная мастерская и расчёты в агробизнесе
Теперь перед руководством школы стоит новая задача – реализация концепции агробизнес-образования. Один из главных её принципов – практическая вовлечённость – в Оёке присутствует. Но школьное хозяйство – это только растениеводство. И тут на помощь приходит второй принцип концепции – непрерывное образование и взаимодействие со средними и высшими учебными заведениями. Школа много лет сотрудничает с Иркутским аграрным университетом (бывший ИСХИ): в советское время выпускные экзамены оёкской школы даже зачитывались как вступительные в вуз; налаживаются контакты с аграрным техникумом, но главное – с местным профессиональным училищем. «Далеко ходить не надо, – поясняет Ольга Павловна. – У нас в Оёке есть прекрасное ПУ. У них свои сенокосные угодья, свои теплицы, а километрах в семи от посёлка построили усадьбу с прудом – дом, бараны, телята». Уже в июне, когда заработает лагерь летнего пребывания, школьники отправятся в гости – сначала познакомиться, посмотреть на животных, а потом и помочь. Тем более что в училище идёт большая часть выпускников девятых классов – ежегодно это три-четыре класса по 20 человек.
При этом Ольга Павловна понимает: времена изменились. Родители по большей части заинтересованы в том, чтобы дети занимались интеллектуальным трудом: будущее детей им видится в городе. Потому сегодня задача школы – показать другую, передовую сторону сельского хозяйства. «Сегодня даже в селе не у всех есть своё хозяйство, у многих детей негативное отношение к деревне, к ферме: это что-то устаревшее, грязь, запах неприятный, – рассказывает Ольга Павловна. – У меня у самой сын – в третьем классе учится – недавно ездил на экскурсию в «Барки». Утром говорил: «Наверное, надо резиновые сапоги надевать», а вечером удивлялся: «Даже ботинки не замарал!».
Поездки в хозяйства, где всё «культурно, современно и технологично», по мнению директора школы, – это способ изменить сознание: «Тогда дети поймут, что сельское хозяйство не то, что раньше – грязь, вёдра, резиновые сапоги». Среди таких хозяйств – упомянутые и находящиеся поблизости «Барки» и ферма Владимира Скорнякова в Ревякино. «Барки» – прекрасное хозяйство, а Скорняков хоть и фермер, но у него очень крупное хозяйство, и человек он порядочный. В том году дал нам селекционные виды картофеля, – рассказывает Ольга Павловна. – Мы, конечно, стараемся отработать: тоже понимаем, что для него это вложения. Но нам очень удобно: даёт картофель по самой низкой цене, когда самая пора, а осенью мы отрабатываем, да ещё и зарабатываем. Он всегда приезжает на День учителя – привозит сумму, детей благодарит, учителей поздравляет, овощи предлагает, если нужно. Но у нас и своих хватает».
В рамках концепции кое-что изменится и в школьной программе. Например, место мультгероев в так называемой внеурочной деятельности займут занятия для малышей, связанные с сельским хозяйствам. Введение в агробизнес, растениеводство будут уже в начальной школе. Тема сельского хозяйства будет представлена и в ИЗО, и в окружающем мире. В основной школе появятся факультативы – скажем, «Юный зоолог» или «Растениеводство», которые уже разработаны (кстати, преимущественно с опорой на опыт Томской области, которая в этом вопросе впереди всей Сибири). В старших классах тема агробизнеса будет интегрирована в химию, а в информатике появится тема «Информатика и расчёты в агробизнесе». Кроме того, предполагаются отдельные проекты, в частности «Ландшафтная мастерская» или «Бизнес-старт».
Изменения в программе обещают быть вполне органичными. «На последней школьной научно-практической конференции мы никакого акцента на аграрную тему не делали, но работы всё равно были связаны с сельским хозяйством», – вспоминает Ольга Павловна. Проекты были разные: исследовали, какие лучше семена моркови – замоченные или нет, сравнивали, как в разных условиях растут четыре разных сорта картошки, выращивали картофель под соломой, были проекты, посвящённые почве, воде. В итоге из 34 работ, вышедших в очный тур в районе – 11 из оёкской школы, а восемь стали призёрами. И почти все из них посвящены сельскому хозяйству.
Впрочем, теперь акцент на аграрную тематику будет не только снизу, но и сверху: статус пилотной площадки обязывает. И хотя дополнительного финансирования не предполагается, но, по словам Ольги Павловны, сегодня главное, чтобы утвердили написанную школой программу. Это даст возможность включить сельскохозяйственную тематику в факультативы и внеурочную деятельность, а заодно – надежду на то, что выпускники, закончив учёбу, будут возвращаться обратно в Оёк.