«Я бы взял интервью у участников ялтинской конференции»
Одиннадцатиклассник Егор Мамонтов стал призёром Всероссийской олимпиады по истории
Ученик 11 класса лицея № 2 Егор Мамонтов – будущий студент МГИМО или МГУ. И это не предположение, а факт – парень стал призёром Всероссийской олимпиады по истории и будет без экзаменов зачислен в один из этих вузов (по желанию победителя). Буквы Егор выучил раньше, чем начал говорить. А его любовь к истории началась с книги Анны Ишимовой «История России в рассказах для детей». Также в наличии горячая симпатия к математике и географии.
Всё началось с сушки и звука «Р»
Любопытный факт – первую букву Егор выучил, когда ему едва исполнился год. Мама показала ему сушку и, шутя, сказала: «Смотри, это буква «О». К удивлению взрослых, ребёнок, который тогда и ходить не умел, стал узнавать «О» в книгах и газетах. Потом бабушка купила внуку азбуку, и он начал последовательно учить алфавит, который знал уже через восемь месяцев. При этом Егор ещё не разговаривал, но всячески демонстрировал хорошее произношение звука «Р»: очень ему нравился твёрдый рычащий раскат одной из самых сложных букв алфавита. В два года заговорил, а к трём стал считать, писать печатными буквами и читать. Конечно, сказки. А в семь у Егора уже началась хорошая приключенческая литература – «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения Кроша». Как вспоминает Егор, в пять лет он увлёкся географией, знал все страны и их столицы. Дома висела большая географическая карта, а мир изучался по советским учебникам для детей «Мир и человек». Ну а в восемь лет в руки попалась книга Анны Ишимовой «История России для детей», о которой высоко отзывались Пушкин и Гоголь. И эта любовь к истории осталась до сих пор. Точно так же как и любовь к исторической литературе – Василию Яну, например. Ну а первая энциклопедия по математике определила и понимание этой науки.
В школу Егор пошёл с шести лет, но, как ни странно, оказался двоечником.
– Всем ставили звёздочки, а мне – нет. Я ничего не делал, был плохим учеником, безответственным. Потом уехал в Усолье-Сибирское к бабушке, там и учился в школе № 16. И своей первой учительницей считаю ту, что была со второго класса, как раз в Усолье – Людмилу Кимовну Николаеву. Она говорила мне: «Смышлёный парень, из тебя что-то получится». Надеюсь, так оно и будет. С восьмого класса я уже стал учиться в иркутском лицее № 2. Мама как-то была в этом лицее, и ей очень понравилась атмосфера лицейская, свобода, демократия, отсутствие лишних формальностей. Мне это тоже пришлось по душе, я не очень люблю формальности.
Уже в старших классах Егор демонстрировал хорошие результаты по многим предметам, но история так и оставалась ключевой, любимой.
– Я в детстве читал книги и представлял образы Петра Первого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Александра Невского, других исторических персонажей, заговоры разные, перевороты. И, конечно, изначально войны интересовали. Потом я начал читать разную историческую литературу – про татаро-монгольское иго, Петра Первого, Екатерину Вторую, много фильмов исторических смотрел. И затем это всё пошло на научную стезю, я прочёл Карамзина. Сейчас мне больше политика нравится, внутренняя и внешняя. Даты я принялся учить, когда уже начал готовиться к олимпиадам.
– А история больше интересует русская или зарубежная? И старая или новейшая?
– Поэтапно всё шло: сначала русская старая, потом русская новая, неизбежно связанная с зарубежной новой. В итоге история в общем и целом стала интересна, как и развитие исторической науки. Например, прочитанные мифы Древней Греции в начальной школе переросли в интерес к истории Древней Греции. Древний Рим и античность мне очень нравились, а уже в восьмом классе интерес вызвало Средневековье.
– Есть какой-то исторический период, куда бы ты мечтал попасть? Или значимый исторический персонаж, у которого ты бы хотел взять интервью?
– Интервью? У участников ялтинской конференции, у всех троих я бы взял интервью, ведь был период перед самой холодной войной, это было бы интересно. А любимая эпоха – золотой век Екатерины Второй. Конечно, не в роли крестьянина хотелось бы там побывать, а где-то при дворе помелькать. Что касается зарубежной истории, то я бы с удовольствием оказался в тех временах, когда Америка создавалась, когда после войны за независимость шло становление большого американского государства.
Историки особо чувствуют время
Понятно, что лицей, гимназия – это достаточно сложная учебная программа, дополнительные нагрузки, конференции, доклады, научные работы. Не все дети тянут лицей, и не всем стоит сюда стремиться.
Но тот, кто стал лицеистом, обычно демонстрирует хорошие результаты. Лицей № 2 – сильное учебное учреждение, ученики которого регулярно выдают хорошие результаты в олимпиадах разного уровня. А Егор Мамонтов стал первым в летописи лицея призёром Всероссийской олимпиады по истории. Большие всероссийские олимпиады Министерство образования проводит с 2000 года. Первый раз на олимпиаду по истории Егор съездил в девятом классе, тогда не хватило шести баллов до призёрства. Но, как признаётся молодой человек, ему очень понравилось, как много вокруг умных интересных людей. И возникло желание побывать на таких мероприятиях не раз и не два.
– На региональном уровне я всегда был вторым, но все три раза проходил на всероссийский уровень. В первый раз я поехал в Белгород, там как раз лютовал белгородский стрелок, город оцепили, но олимпиада всё же состоялась. Мне тогда не хватило шести баллов. В 10 классе я ездил в Смоленск, а недавно вернулся из Санкт-Петербурга. Всероссийская олимпиада по истории проходила в университете Герцена на набережной Мойки, в 50 метрах от Казанского собора. И компания хорошая попалась, нас четверо от Иркутска ездило, атмосфера была дружественно-сопернической. Олимпиада обычно проходит в три тура: тестовый, эссе и проекты и устный (анализ по выбранным документам). На последнем этапе я очень удачно выступил.
Двое иркутян стали призёрами, а призёрство – это либо 100 баллов по ЕГЭ, либо поступление без вступительных испытаний на определённые факультеты МГУ и МГИМО, нужно лишь набрать 75 баллов по ЕГЭ. Так что, по сути, я уже поступил в московский вуз.
– Что почувствовал, когда узнал о своей безоговорочной победе?
– Эйфорию, что же ещё? Три года не зря всё-таки прошли.
Несмотря на свои успехи, Егор – обычный мальчишка, который немало времени проводит за компьютером. Но если в детстве его учиться заставляли, то сейчас он уже сам контролирует своё время, не засиживается за играми в ущерб учёбе. Его формула успеха – не бросать дело на середине, даже если трудно, всё доводить до конца, и обязательно что-нибудь да получится. Учёба в Москве в престижном вузе его также не пугает, и не смущает золотая московская молодёжь, потому что всё в конечном счёте определяют ум, знания и их успешное приложение.
– Егор, и последний вопрос. Мы сейчас живём в переломную эпоху. Ты это ощущаешь как будущий историк?
– Мне кажется, это все ощущают. Но историки особо чутко чувствуют время. Однако анализировать современность – это скорее задачи публицистов, политологов и политиков. А вот результаты их деятельности через некоторое время будут оценивать историки. Может быть, и я этим займусь.
Кстати
Когда верстался номер, мы получили известие, что Егор Мамонтов стал призёром Всероссийской олимпиады по географии.