издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Драматурги на холсте

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

«Старший сын», «Кот в сапогах», «Полынь трава горькая», «Любовь и голуби»… Все эти произведения, шедевры литературы XX века, которые популярны и по сей день, создали наши земляки: Александр Вампилов, Михаил Варфоломеев, Игнатий Дворецкий, Белла Левантовская, Владимир Гуркин, Павел Маляревский. «Галерея драматургов Прибайкалья» в один из весенних дней открылась в Культурном центре Александра Вампилова.

Шесть портретов, шесть человеческих судеб, все они жили примерно в одно время, но хорошо знакомы были только двое – Гуркин и Вампилов. Идея собрать таких выдающихся литераторов в гостях у Вампилова принадлежит директору центра Галине Солуяновой.

– Все они прибайкальцы, – рассказывает Галина Анатольевна. – В своё время каждый из них был очень известен. Сегодня же чьё-то имя по-прежнему на устах, чьё-то уже забыто. Этим проектом мы хотим возродить интерес нового поколения к тому прекрасному прошлому, чтобы у молодых ребят появился интерес что-то прочитать самостоятельно.  

Все шесть портретов написаны рукой известного иркутского художника, портретиста Юрия Квасова. Из шести драматургов Юрий Николаевич был лично знаком с двумя – с Александром Вампиловым и Владимиром Гуркиным. 

Александр Вампилов

– С Сашей Вампиловым мы познакомились в 1969 году, тогда он ещё не был таким известным. Встретились мы на квартире у театрального режиссёра Георгия Гаврилова. Я тогда работал над портретом актёра Юрия Красика, как раз в театре Охлопкова была премьера спектакля «Сирано де Бержерак», где он исполнил главную роль. И вот в комнату со словами «Что ты пишешь?» влетел Жора Гаврилов, а я ему и говорю, а что надо писать, тогда Гаврилов восторженно сказал: «Я только что прочитал «Утиную охоту», ребята, это – будущий Чехов», – и указал на скромно сидящего в комнате Сашу Вампилова. Тогда я ему сказал: «Хорошо, а писать-то не на чем». Он, недолго думая, подошёл к шкафу, оторвал лист ДВП и протянул мне. Я тогда начал работу, но так получилось, что закончил её только через много-много лет. Но это единственный портрет Вампилова, который писался при его жизни. 

Сейчас этот портрет висит в культурном центре драматурга, особо внимательные смогут разглядеть и трещину на холсте, и небольшие вмятины, ведь это не профессиональный холст, а всего лишь стенка от шкафа, которая много лет пролежала в мастерской художника, но какая история, творческая энергетика, жизненность в этой работе Юрия Квасова. Здесь Вампилов серьёзный, немного грустный. Художник поместил его в родные места, за драматургом только Байкал и знаменитый тоннель КБЖД. В Культурном центре Вампилова также есть ещё два портрета кисти Юрия Квасова, написанные в 1997 и в 2004 годах.

Павел Маляревский

– Вот этот свежий портрет Вампилова Юре особенно удался, – рассказывает жена, помощница и соавтор супруга, тоже художник Ольга Ильина-Квасова. – Здесь Саша такой жизнерадостный, романтичный. А место, посмотрите – это же место, на котором стоит памятник Вампилову, так само получилось: театр, фонтан, лавочка, на которой Саша и Юра часто сидели, что-то обсуждали, разговаривали, пили пиво. Юра сделал этот портрет очень быстро, как песню спел.

Михаил Варфоломеев

Надо сказать, что все шесть портретов написаны за очень короткий срок – три месяца. Несмотря на свою серьёзную болезнь, Юрий Николаевич сразу же откликнулся на предложение Галины Солуяновой стать автором галереи драматургов.

– Галерея для Иркутска – это нечто особенное, это находка. Мы, конечно же, сразу откликнулись, ведь это великолепная затея, – рассказывает Юрий Квасов. – Работы было много, пришлось искать материал, поднимать архивы, ведь я не со всеми этими мастерами был знаком. Во многом мне помогала жена Ольга, вместе мы придумывали фоны нашим незнакомым героям, помещали их в привычную среду и уже от этого отталкивались. Я даже не знал, что у нас был свой сказочник, свой Андерсен – Павел Маляревский, он плотно работал с Иркутским ТЮЗом, его сказки «Кот в сапогах», «Чудесный клад» и другие часто ставили в театре. Мы придумали ему театральный фон, немного сказочный, волшебный, с задниками, занавесом. А вот Игнатию Дворецкому – драматургу, сценаристу, автору сценария ко многим фильмам: «Здесь наш дом», «Солнечный ветер», с 1964 года жившему в Санкт-Петербурге – мы решили нарисовать байкальский пейзаж как олицетворение ностальгии и тоски по родине. 

Игнатий Дворецкий

Михаилу Варфоломееву, тоже театральному человека, художественному руководителю черемховского театра, автору пьес «Полынь трава горькая», «Святой и грешный», интеллигентному, тонко чувствующему, мы решили добавить в костюм лёгкий шарф. Единственной в этой компании женщине, Белле Левантовской, замечательному драматургу, но, к сожалению, в своё время незаслуженно забытому, мы добавили часы – символ времени – и цветущий багульник. Багульник очень мало цветёт, так получилось и в её творческой карьере. На открытии галереи была её дочь – Людмила Бендер. Она рассказала, что её мама в своё время давала рекомендации Саше Вампилову в Союз писателей. А портрет Владимира Гуркина я давно хотел написать, это большой человек, с широкой русской душой. Я даже не знал, что у нас так много замечательных драматургов. Спасибо Галине Солуяновой за эту идею и вообще за её деятельность, она каждый день совершает человеческий подвиг, высаживая на камнях цветущий сад.

Владимир Гуркин

– Я влюблена в талант Юрия Квасова, – говорит директор Культурного центра Александра Вампилова Галина Солуянова. – Работы из этого цикла просто удивительные, обычно он так не пишет, посмотрите, какая пастелька, какая лёгкость, ведь это люди из прошлого. С каким трепетом он их изобразил. 

Как сказал сам художник, в работах ещё есть небольшие недоделки, портреты надо будет дорабатывать. Но, несмотря на это, сделано главное – сохранена память, найдены индивидуальные характеристики каждого драматурга, вызван интерес молодого поколения к их творчеству. Значит, их будут помнить, читать, их труды будут жить многие годы!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры