издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Детскими шажками к умному производству

  • Автор: Елена Постнова

«Что такое бережливое производство? Применяется ли оно на ТЭЦ в Черемхове? Какие цеха здесь работают? Об этом смотрите в нашем ролике», – голубоглазая светловолосая школьница уверенно говорит на видеокамеру. Позади неё перед дверью в котлотурбинный цех выстроилась целая очередь из её ровесников и ребят помладше. Школьники не могут сдержать эмоции: перешёптываются, теребят резинки своих белых защитных касок, достают телефоны в надежде заснять пока непонятные для них турбины и паровые котлы. Они уверены, дальше будет только интереснее: впереди экспедиция на рудоремонтный завод и угольный разрез.

«В шоке от увиденного»

Во вторник у рабочих промышленных предприятий в Черемхове с самого утра было приподнятое настроение. Из Ангарска, Тулуна, Иркутска на экскурсию по ТЭЦ-12 (ОАО «Иркутскэнерго), разрезу «Черемховуголь» и рудоремонтному заводу (КВСУ) при­ехали школьники, лицеисты и студенты. Угольщикам и энергетикам предстояло справиться с непростой задачей: о сложных процессах на производстве, об оптимизации рассказать доступным языком ребятам, часть из которых только в этом году начала изучать физику. К тому же сами ребята не до конца понимали, куда они направляются, даже не с первого раза правильно произносили названия предприятий. 

Между тем организаторы образовательной экспедиции преследуют серьёзные цели.  Все ребята – участники всероссийской программы «Школа Нового Поколения», которая реализуется при поддержке En+ Group и Благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело». В этом году в программе появилось новое направление – «Школа Бережливого Производства», первый этап которой – данная малая образовательная экспедиция. По задумке, выпускники школы смогут похвастаться навыками и знаниями непрерывного улучшения. Их они будут применять с первых же дней работы на производстве. 

Первопроходцы проекта – учащиеся 8–10 классов иркутских лицея ИГУ, энергетического колледжа, школы № 80, ангарских школы № 40 и гимназии № 8, тулунской общеобразовательной школы. Всех ребят распределили на три группы. «Производственное путешествие» решено было провести в форме квеста. На руки командам выдали распечатанный список вопросов о бережливом производстве на промышленных объектах. Ответы ребятам предстояло на следующий день оформить в презентацию. Кроме того, каждой группе было необходимо подготовить видеоролик о квесте. Такой игровой подход раззадорил ребят, они действительно пытались разобраться в сложных процессах, которые с первого раза не каждый взрослый поймёт. 

Корреспонденты «Сибирского энергетика» решили присоединиться к ребятам. У каждой группы индивидуальный график экскурсии. Мы сначала «сели на хвост» учащимся иркутского энергоколледжа и ангарской школы № 40. Первый пункт нашей экспедиции – площадка рудоремонтного завода. 

После инструкции по безопасности нас встречает Юрий Петрович Соловьёв, начальник отдела повышения эффективности производства завода, который готов был рассказать о кайзен-предложениях, об улучшении производственной системы на инженерном уровне. Но ребята при посещении первого же цеха внесли свои коррективы в экскурсионную программу. 

– Это что – железный пол? Специально так? Как необычно!

– Здесь и женщины работают?

– Столько двигателей! Долго будете ремонтировать? 

Ребята буквально засыпали экскурсовода вопросами о вещах, на которые рабочие самого завода даже внимания не обращают. Впрочем,  когда подростки обвыклись, они стали задавать вопросы и по производственной системе. Парней заинтересовала установка, которая облегчает ремонт генераторов.  «Вот посмотрите на этот большой железный агрегат. С его помощью мы без труда, буквально за пару минут, можем установить якорь в генератор после ремонта. Раньше на эту же работу уходило минут сорок. Генераторов много, так что экономия значительная. А время, как известно, – деньги. Вот вам производственная система в действии», – объясняет Юрий Петрович. Школьники и студенты оживились, про устранение лишней логистики при ремонте двигателей и генераторов,  про обустройство рабочих мест (кайзен-предложения) ребята уже слушали внимательно, вставляли свои комментарии. 

После этого даже плакаты и стенды про производственную систему вызвали неподдельный интерес. «У вас здесь написано, что  ремонтно-механический участок без травм работает уже целую тысячу дней, при этом нет брака. Не завысили показатели, действительно так?» – интересуются ангарские школьники. После утвердительного ответа ребята решают, что данную информацию обязательно нужно включить в отчётную презентацию. 

На улице, между переходом от одного участка к другому, Юрий Петрович мимолётом обращает внимание ребят на ковш от экскаватора, который работает на угольном разрезе. Ребята не­ожиданно останавливаются, просят пару минут перерыва, чтобы сфото­графироваться в самом ковше. 

– Сейчас в Instagram выложу! Если ковш такого размера, то какого же размера сам экскаватор? Вы только посмотрите, в нём же жить можно! – удивляется студент энергоколледжа. 

– Это не самый большой ковш, на разрезе вы сегодня увидите технику с более внушительными габаритами, – с улыбкой отвечает ему Юрий Петрович. 

В каждой группе были определены видео- и фотооператоры, но на деле всю экскурсию фотографировал практически каждый участник. Первокурс­ница энергоколледжа Кристина Тимофеева призналась, что находится в «шоке от увиденного». «Я учусь на специальности «Информационные системы», никто из родственников в подобной отрасли не работает. Так что для меня всё это как из фильма. Надеюсь, когда закончу учиться, буду работать на подобном мощном производстве», – говорит Кристина. 

Программа экспедиции насыщенная, на каждый промышленный объект запланировано всего полтора часа. По словам Юрия Петровича, в отведённое время ему удалось рассказать лишь о малой части жизни завода, его производственных прорывах. Впрочем, впечатлений ребятам хватит надолго. Тем более что впереди их ждали головоломки о производственной системе в здании черемховской школы № 1,  поездка на теплоэлектростанцию и угольный разрез.

«Большой электрочайник»

На каждой производственной площадке ребят предупреждали о необходимости соблюдать
технику безопасности

Мы отправились на ТЭЦ-12, где скоро должна была начаться экскурсия для тулунских школьников и учащихся ангарской гимназии № 8. Все ребята на тепловой станции оказались впервые.  Первым делом гостей предупредили: шутки в сторону, на режимном объекте – особая безопасность. Здесь нельзя фотографировать на каждом углу, категорически запрещается отходить от экскурсовода, передвигаться стоит компактной группой и не трогать ничего без разрешения. 

«Наша станция старая – 1932 года постройки. Но она актуальна, отвечает современным материально-экономическим показателям. Электрическая мощность предприятия 12000 кВт, а тепловая мощность 227,8 Гкал/ч. Наверное, вам, школьникам, эти цифры мало о чём говорят. Простой пример: средний многоквартирный дом потребляет две-три десятых гигакалории в час. Так что станция вырабатывает очень много энергии», – рассказывает главный инженер станции Максим Никитеев. По рядам прокатывается гул одобрения.

«Станция – это большой комплекс, в который входят котельно-турбинный цех, цех района тепловых сетей, участки топливоподачи, тепловой автоматики и измерений, химводоочистки. Когда наступает отопительный сезон и в ваших домах нагреваются батареи, вы вряд ли задумываетесь, как до них добралась горячая вода. Между тем воду мы специально подготавливаем. Обращали внимание, что в электрочайниках у вас дома образуется накипь? Если бы мы не очищали воду от кальция и другой примеси, накипь на станции могла бы привести к плачевным последствиям. Весь город остался бы без тепла», – приводит очередной пример значимости объекта главный инженер, и ребята, отвечающие за сбор информации для презентации, тщательно фиксируют эти данные. «ТЭЦ – большой электрочайник», – со смехом шёпотом переговариваются они. 

В ответ Никитеев предлагает гостям обратить внимание на схему работы электрического цеха. Сложная, запутанная, она совершенно непонятна школьникам, даже тем, кто гордо именует себя «технарями». «Между прочим, это весьма упрощённый вариант, а наши сотрудники разбираются и в более сложной схеме. Показываем эту непонятную картинку вам не случайно. Задумайтесь, как долго и много нужно учиться, чтобы стать стоящим энергетиком», – с улыбкой добавляет Никитеев. 

Удивительно, но слова главного инженера не напугали ребят, а только подзадорили. По пути в цех школьники переговариваются, как лучше подать теплостанцию в своём видеоролике. Как только заходим в цех, ангарская десятиклассница Света Фомина решает записать  стендап. Она уверенно рассказывает на камеру своим будущим зрителям, что её группа намерена разобраться в производственной системе теплостанции. 

На бетонном полу блестит вода: перед приходом школьников здесь провели влажную уборку. Конвейер остановлен – пока рядом школьники, опасный процесс не запустят. Впрочем, ребята не расстроены: им пообещали показать сердце станции – паровые турбины и котлы. Вверх по крутой железной лестнице – и вот самое главное помещение всей станции. Здесь шумно, собеседника не слышно. Парни деловито подходят к ограждению, пытаются разглядеть сложные агрегаты. Не отстают и девчонки, они даже успевают фиксировать показания приборов давления в свои записные книжки для подготовки презентации. 

Позже, в менее шумном помещении ангарчанка Алёна Кирилюк расскажет, что для неё поход на станцию действительно важен: девушка планирует стать инженером теплоэнергетики. Немногие её одноклассники определились с профессией, хотя все они углублённо изучают физико-математический профиль. 

По мнению начальника котлотурбинного цеха Андрея Алымова, если ребята рассчитывают на успешную карьеру в энергетике, им, конечно, необходимо профильное образование. «Я сам начинал на Братской ТЭЦ-6 с простого обходчика котлов. Главное – уметь учиться, быть готовым заниматься самообразованием. Кстати, сотрудники именно с такими чертами предлагают проекты по производственной системе. Кайзен-предложения от оперативного персонала и проекты с небольшими инвестициями от инженеров в прошлом году принесли станции экономический эффект в шесть миллионов рублей», – добавляет Алымов.

Руководитель проектов по устойчивому развитию En+ Group Мария Грачёва позже нам пояснила, почему такое большое значение придаётся донесению философии производственной системы до детских умов.

«На предприятиях En+ есть «взрослая» программа «Производственные системы». По сути, речь идёт об оптимизации и энергоэффективности,  что помогает сократить издержки и увеличить эффективность производства. Но не за счёт модернизации, закупки нового оборудования, а за счёт организационных мер – например, изменения схемы логистики работ на производстве.  Мы решили начать прививать образ бережливого мышления детям со школы. Черемхово – удобная площадка для реализации идеи. Здесь аккумулированы объекты смежных отраслей, ребята в комплексе могут увидеть работу. Сотрудники предприятий рассказывают о производственных системах доступным языком», – пояснила Мария Грачёва.

Она добавила: конечно, организаторы не рассчитывают, что после первого же опыта ребята начнут сыпать идеями производственных улучшений. Прекрасным показателем будет, если школьники начнут с простых вещей – наведут порядок на рабочем столе своего компьютера, научатся распределять своё время, грамотно обращаться со  своими ресурсами, работать в команде. Необходимость всех этих навыков ребятам доступно объяснили во время другого этапа экспедиции, который проходил в спортзале школы № 1. 

В школьном спортзале третий этап мы проходили вместе с группой учащихся лицея ИГУ и иркутской школы № 80. Здесь им из брусьев разной длины– от 70 сантиметров до двух метров – и верёвок за ограниченное количество времени предложили собрать фигуры, которые бы изображали конвейерную ленту, опору ЛЭП или другие объекты топливно-энергетической отрасли. По легенде, ребята – это подрядные организации, которые должны выполнить работу заказчика. Условия труда жёсткие: без линеек, транспортира, гвоздей, на фигуры даётся две-четыре минуты. Соответствующие схемы фигур прилагались, но даже их наличие не помогло ребятам.  Из разбросанных по всему спортзалу брусьев подростки не могли быстро найти нужную деталь, запутанные верёвки невозможно было быстро связать. В итоге ни лицеисты, ни школьники с заданием заказчика не справились.

Тогда на середину спортзала выкатили два стенда, на полках которых были по размеру разложены брусья, на удобных крючках развешаны верёвки. Мешающиеся строительные материалы с пола быстро собрали. Стало видно, что на полу сделана специальная разметка, которая позволяет отмерять необходимую длину и угол наклона деталей. Организаторы предложили ребятам разбиться по парам, распределить задачи. При таком структурированном подходе у них без труда получилось справиться с «заказом». 

«Я еду на вахтовке!»

По итогам экскурсии ребятам предстояло создать видеоролик
и мультимедийную презентацию

Поездку на разрез «Черемхов-уголь» ребята ждали с особым трепетом. Ковш на рудоремонтном заводе многих заинтриговал. Когда издалека показались старые отвалы, в автобусе школьники не скрывали эмоций: охали, ахали, снимали на телефоны. Рядом с управлением гостей ждали вахтовки НЕФАЗ. Парни первым делом сразу же устремились к ним, но организаторы отрезвили деятельную молодёжь: сначала нужно ознакомиться с инструкцией по безопасности. Как только все расписались в гостевой книге, слово взял ведущий специалист отдела повышения эффективности производства компании «Вост­СибУголь» Кирилл Ланкин.

«Я понимаю, что вам хочется поскорее попасть на сам разрез. Всё, что вы там увидите, – итог работы крепкой команды. Предложения, направленные на улучшение результатов, на сокращение расходов, у нас поступают как от рабочих, так и от инженеров и руководителей. Когда будем на месте непосредственной добычи угля, держитесь ко мне поближе, расскажу вам о новинке – селективном методе, применение которого сэкономит филиалу около девяти миллионов рублей», – напутствовал ребят Ланкин.

Не затягивать с теоретической частью было мудрым решением. Парни как на крыльях взлетели в вахтовки, даже девушки прониклись их настроением. «Я еду на вахтовке! Надо всем рассказать! Эх, жаль, здесь нет связи», – высокий парень выходит из приложения соцсети и убирает телефон в карман. 

Первая наша остановка – место, где проводятся вскрышные работы. Огромный экскаватор, размером с пяти­этажный дом, выкидывает стрелой свой большой ковш и лихо загребает землю, валуны размером с автомобильное колесо. Он уже вскрыл метров двадцать породы. Как раз коричневая глина начала сменяться серой землёй, после которой – залежи угля. Сначала школьники медленно приближаются к краю обрыва. Им не нужно лишний раз напоминать о технике безопасности. Кажется, инстинкты самосохранения во­зобладали, и подростки осторожно проходят вдоль разреза со своими телефонами и фотоаппаратами. По программе на всё путешествие по разрезу выделялось тридцать минут. На деле почти полчаса мы провели только на первой площадке. 

К месту непосредственной  добычи угля ребята ехали шумно – делились фотографиями, шутили насчёт масштабов экскаватора. 

– Смотрите! Это же БЕЛАЗ! – кто-то первый заметил в окне приближающийся большой жёлтый грузовой автомобиль.

– Между прочим, это не самый крупный представитель. На угольных разрезах можно встретить БЕЛАЗ такого размера, что в его кузов влезет только что проехавший «малыш», – ухмыляется фотокорреспондент «Сибирского энергетика». Ребята не верят своим ушам, но потом соглашаются, что после увиденного экскаватора им не стоит удивляться размерам чудо-техники, с которой управляются угольщики.

И всё же когда на  месте второй остановки ребята увидели, что экскаватор грузит уголь на БЕЛАЗ, практически все побежали фотографироваться на его фоне. 

«Мы сейчас стоим на междупластье. Посмотрите на стенки разреза: слой грунта сменяется слоем угля. После того как здесь выберут весь уголь, вновь будут вскрышные работы до кровли угольного пласта. Дальше, говорит геологоразвезка, ещё один пласт угля», – показывает Кирилл Ланкин на стены чаши, в которой мы находимся.

За целый день ребята не раз слышали о производственной системе, вот и сейчас уточняют, о каком усовершенствовании им обещал рассказать инженер. «Раньше под каждым вскрышным экскаватором работал ещё один экскаватор, с так называемой «прямой лопатой». Для улучшения качества угля, что является идеалом производственной системы, теперь мы проводим работы гидравлическим экскаватором. Это по­зволяет нам действовать аккуратнее, не смешивать уголь с пустой породой», – поясняет Ланкин.

На обратном пути едем тихо, лишь немногие переговариваются. Ребята «переваривают» полученную информацию. Завтра им ещё предстоит оформить все свои впечатления в фильм и мультимедийную презентацию. По словам организаторов,  у них не было задачи устроить школьникам соревнования. Главное – это личный опыт погружения в обстановку реального производства. Когда ребята будут готовить свои отчётные проекты, они ещё раз прорефлексируют  все полученные навыки и знания. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры