издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чудо-роботы из Белоречки

На базе поселковой школы создаётся полноценный ресурсный центр

В Белореченской средней школе умеют удивить любого гостя. Например, техническое оснащение здесь не просто не уступает многим городским, но часто и превосходит их. А городского гостя больше всего тут поражает не кабинет психологической разгрузки, не кружок робототехники, где летают, ползают и ездят по полу диковинные чудо-роботы, сделанные ребятами, не информационная система в столовой, которая СМС-рассылкой информирует родителей о том, что именно съел на обед их ребёнок. Самое удивительное – сами дети, которые здороваются со всеми незнакомыми взрослыми. Причём делают это привычно легко, без малейшей неловкости. Просто здесь до сих пор так принято.

В Иркутской области будет создано 10 ресурсных центров, в которых будут апробироваться новации в сфере образования. Первые центры появятся на базе общеобразовательных школ, в том числе и в сельских территориях. Об этом заявила министр образования региона Елена Осипова, побывав в средней школе посёлка Белореченское Усольского района. Можно сказать, что здесь уже создан полноценный ресурсный центр. Например, в районе развивается физико-математическое и инженерно-техническое образование, школа активно участвует в реализации программы «Доступная среда» по инклюзивному образованию, успешно работает программа «Инфошкола».

Директор белореченской школы Любовь Мамойко знает, как показать свою школу с лучшей стороны. Первым делом она ведёт министра в кабинет психологической разгрузки. По крайней мере, преподавателям здесь нравится посидеть в одиночестве, посмотреть на пузырьки, медленно поднимающиеся вверх в столбах света. Это специальные «пузырьковые колонны», закупленные в комплекте с другим оборудованием, равного которому нет во всём районе. 

– Если школа – это территория ограничений, где действуют строгие правила, то у меня здесь ребятам можно всё, – говорит психолог Светлана Аксакова. – Можно лежать на полу, можно всё трогать, можно плакать и смеяться. Буквально перед вами девочка уже забежала, поплакала из-за того, что уроки не сделала и теперь боится на занятие идти.

Оборудование было закуплено два года назад по программе «Доступная среда». С тех пор тут проходят и тренинги, и индивидуальные консультации для детей и родителей. Комната психологической разгрузки в школе очень нужна, ведь здесь успешно пытаются внедрять инклюзивное образование. Уже набран класс, в котором 11 ребят занимаются по программе «восьмого типа». Педагоги поймут, что речь идёт о коррекционном обучении для детей с умственной отсталостью. Впрочем, в этой группе собраны ребятишки 2–4 классов с разными нарушениями здоровья. Например, есть дети с нарушениями слуха. Для них тоже имеется специальное оборудование – усилители звука, выглядящие как большие наушники, к которым присоединены микрофоны. 

После того как в 2012 году школа вошла в программу «Доступная среда», на условиях софинансирования здесь был проведён ремонт и получено оборудование на сумму более 2 млн рублей из местного и регионального бюджетов. В 2014 году в программу вошли также новомальтинская, тайтурская, тельминская, мишелёвская школы, им выделено оборудование на сумму 4 млн рублей. 

А наш дальнейший путь лежит в школьную столовую. Удивлять здесь начинают с порога. У самой двери расположен большой дисплей. Класс­ный руководитель начальной школы подходит к этому дисплею и заказывает необходимое количество обедов. А старшеклассники сами проходят на кассу, выбирают себе блюда и оплачивают не наличными деньгами, а специальной пластиковой картой. Система снимает с карты деньги, заброшенные туда родителями, и тут же отправляет СМС-отчёт: сын ваш скушал кашу и выпил компот, после чего на балансе осталась энная сумма. И родители точно знают: скушал кашу, а не потратил деньги на что-то другое. Кстати, обед здесь стоит от 34 до 44 рублей. В общем, везде бы так.

Но самое интересное нас ожидало впереди. В кабинете робототехники было полно ребят. Говорят, он вообще пустым не бывает. В честь визита министра завели сразу всех роботов, и они начали ползать, ездить и тарахтеть. Один даже сеял воображаемые семена. Но если его усовершенствовать, из него может получиться полезная в сельском хозяйстве машина. 

– Мы провели исследование и выяснили, что наше сельское хозяйство развито не очень хорошо, – очень серьёзно сообщает нам семикласс­ник Артём. – Например, в США с 1 га собирают 80 тонн зерна, а у нас только 20. Поэтому надо наше сельское хозяйство тоже развивать. 

Чтобы помочь агробизнесу, ребята создали робота-озеленителя. Он умеет сеять морковку, свеклу, а если его немного модернизировать, будет сажать картошку. С этим роботом ребята уже съездили на соревнования самых разных уровней и везде имели успех. Оно и понятно, ведь все хотят, чтобы наше сельское хозяйство развивалось. 

Робототехника совершенствуется в белореченской школе недавно, но за эти полтора года ребята добились потрясающих успехов. Наверное, потому, что им очень интерес­но. Например, на различных всероссийских мероприятиях по робототехнике школьники Усольского района уже заняли 63 призовых места. Такой быстрый успех – во многом результат так называемой «сетевой» системы, которую взялись развивать в Усольском районе. 

Начальник управления образования Усольского района Нина Татарникова говорит: преимущество сетевого подхода заключается в том, что на базе одной из школ можно развивать какое-то направление, а другие учреждения будут принимать в нём участие. Например, в Белореченском лицее открылся районный физико-математический класс, который опекает Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет. 

В физико-математическом классе учатся 40 школьников 8–11 классов со всего района. Занятия проводятся преподавателями ИрГТУ по субботам на базе Белореченского лицея, куда привозят детей из соседних посёлков. Раз в месяц ученики районного класса выезжают в технопарк ИрГТУ, где имеют возможность под руководством научных сотрудников выполнять практические работы. 

А вот кружок по робототехнике курирует ИрГУПС, с которым у муниципалитета также заключён договор о сотрудничестве. В рамках обучения проводятся выездные занятия в лаборатории вуза. В целом робототехникой в Усольском районе занимаются 373 школьника из 16 образовательных учреждений. Обучение ведут 30 педагогов, прошедших курсовую подготовку и стажировки, пятеро из них являются аккредитованными инструкторами-стажёрами Всероссийской программы «Робототехника». Причём занятия для детей проходят совершенно бесплатно. К сожалению, желающих много, но не хватает возможности всех принять. 

Нина Татарникова говорит, что в настоящее время 70% школ района оснащены цифровым оборудованием для наблюдений и экспериментов, 100% школ имеют мультимедийное и интерактивное оборудование, 75% школ оснащены оборудованием для моделирования и конструирования, в 35% школ есть кабинеты для учебно-исследовательской деятельности.

– Опыт Усольского района в целом интересен тем, что все проекты внедряются сетевым образом, – говорит Елена Осипова. – Одна школа становится центром по конкретным направлениям для детей из других школ. Всего по области планируется на базе различных школ в сёлах и в городах открытие 10–12 ресурсных центров, на базе которых будут апробированы различные проекты, а самые успешные начнут транслироваться на весь регион.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры