Частное решение энергетической задачи
Иркутск стал одним из первых российских городов, где муниципальные тепловые сети и котельные были переданы в концессию частному предприятию. Практика, которая распространена за рубежом, но пока не слишком популярна в нашей стране, оказалась успешной. За восемь лет ЗАО «Байкалэнерго» закрыло больше трети неэффективных котельных, существенно сократило потери в сетях и снизило аварийность, а также обеспечило подключение новых потребителей.
Частный капитал в России и за рубежом всё чаще привлекают к финансированию проектов по развитию инфраструктуры. Делая такое заявление несколько лет назад, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Сергей Кирсанов и руководитель Жилищного агентства Кировского района Санкт-Петербурга Глеб Мустафин ссылались на данные о том, что с 1990 по 2008 год только в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой было заключено свыше пяти тысяч партнёрских соглашений между властями и бизнесом. Логика проста: у первых недостаточно ресурсов для реализации крупных проектов, представители второго ими располагают.
«Коммуналка» после транспорта
Для российского ЖКХ это очень важное обстоятельство. Износ основных фондов предприятий отрасли приближается к 60%, а потребность в инвестициях оценивается в 2 трлн рублей. При этом, сообщил старший консультант практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «Нэо Центр» Тимур Шакиров на проходившем в ноябре 2014 года общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», ежегодно в неё вкладывают лишь около 100 млрд рублей, причём на долю акционерного капитала, займов и других источников внешнего финансирования приходится 10–15% затрат.
В то же время отрасль не пользуется популярностью у инвесторов в силу высоких рисков, связанных в первую очередь с постоянно и непредсказуемо меняющимися правилами её регулирования. Центр развития государственно-частного партнёрства, созданный по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ, в апреле 2013 года проводил исследование инфраструктурной обеспеченности и инфраструктурных разрывов, выяснив по его итогам, что из 79 проектов, которые сейчас реализуются в стране по концессионным соглашениям, только 17 касаются энергетики, а 14 – «коммуналки». В большинстве своём инвесторы предпочитают социальную и транспортную инфраструктуру, поскольку, с одной стороны, их фонды изношены в наибольшей степени, а с другой – в этих областях накоплены устоявшиеся финансовые и юридические практики. Тем не менее есть интерес и к теплоэнергетике – здесь частный бизнес претворяет в жизнь 14 проектов. Наиболее крупные и значимые, с точки зрения Центра развития государственно-частного партнёрства, реализуются в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия, Катайске Курганской области, Татарском районе Новосибирской области.
Один из последних примеров – конкурс на передачу котельных и тепловых сетей Бердска в концессию на 25 лет. В марте министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ким сообщил о том, что муниципальными объектами заинтересовался крупный инвестор – ОАО «Интер РАО». Но позднее, 7 апреля, конкурсная комиссия вскрыла конверты с заявками участников торгов, и выяснилось, что на активы претендуют три компании регионального уровня. Победитель аукциона станет известен в августе, но уже сейчас очевидно: во-первых, объекты теплоснабжения интересны частному бизнесу, а во-вторых, инвесторы готовы вкладывать в их реконструкцию немалые деньги (по критериям конкурса, в реконструкцию сетей и котельных за 25 лет требуется вложить почти 1,4 млрд рублей).
Беспокойное наследство
Иркутск стал одним из первых российских городов, где местные власти решили применить подобную практику. В марте 2007 года городская администрация передала в концессию ЗАО «Байкалэнерго» ряд энергетических объектов. В частности, дочерней компании ОАО «Иркутскэнерго» отошли 354 км тепловых сетей и 35 котельных. Присоединённая к ним нагрузка была сравнительно невелика – 139 Гкал/ч, то есть 8% от общей нагрузки потребителей Иркутска, равно как и мощность источников тепла. Однако «Байкалэнерго» достались наиболее неэффективные с точки зрения экономики котельные на угле, мазуте и электричестве, которые вдобавок негативно воздействуют на окружающую среду. Одновременно с ними компании передали почти 70% (если исходить из протяжённости) городских сетей.
Хозяйство, доставшееся концессионеру, оказалось беспокойным. Тепловые сети, на замену которых у города не хватало средств, отличались высокой повреждаемостью, КПД котельных был низок, а схема их снабжения топливом – затратной, при этом технологическая и экологическая надёжность крупной котельной Северного промышленного узла в Ленинском районе Иркутска, равно как и мелких теплоисточников, была невелика. В нагрузку также досталась дебиторская и кредиторская задолженность, в том числе перед «Иркутскэнерго», и большое количество рабочих мест с тяжёлыми условиями труда и низкой заработной платой тех, кто их занимал. Вдобавок на часть имущества – земельные участки, здания и сооружения – отсутствовали правоустанавливающие документы, а у города не было схемы теплоснабжения даже на ближайшую перспективу.
Плюс потребители, минус потери, развитие в уме
Юридические вопросы, составлявшие меньшую часть проблемы, в «Байкалэнерго» решили достаточно оперативно. Схема теплоснабжения Иркутска на период до 2027 года была разработана позднее – в окончательном виде её утвердили в прошлом году. Наиболее острые технические проблемы, требующие больших затрат, тоже были решены. Так, в 2010 году на крупную угольную котельную Северного промышленного узла передали нагрузку с электрических котельных «Ново-Ленино» и «Бытовая», которые, в свою очередь, вывели в резерв на случай покрытия пикового спроса. Это был первый этап инвестиционного проекта «Малый юг», который реализовало «Иркутскэнерго». Помимо перераспределения нагрузки между котельными была оптимизирована и схема теплоснабжения Ново-Ленино.
В общей сложности за те годы, что действует концессионное соглашение, было закрыто 13 мелких источников тепла, не отличавшихся высокой эффективностью. В основном это были электрические и мазутные котельные, на которых себестоимость производства электроэнергии высока, к тому же те из них, что работают на жидком топливе, давали повышенную нагрузку на окружающую среду. За счёт того, что их остановили, а потребителей подключили к централизованной системе теплоснабжения, выстроенной вокруг Ново-Иркутской ТЭЦ, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу удалось снизить на 570 тонн в год. И, к слову, сейчас основным источником загрязнения воздуха в городе является автомобильный транспорт, по сравнению с которым вклад энергетических объектов невелик. Закрытие электрокотельных также позволило высвободить электрическую мощность, необходимую для подключения новых потребителей в пределах Иркутска.
Есть прогресс и в части тепловых сетей. Так, потери при передаче теплоносителя удалось сократить на 37% – с 931,3 тыс. гигакалорий в 2008 году до 666,3 тыс. в 2014-м. Аварийность за то же время снизилась на 35%, иными словами, более чем в полтора раза. Одновременно уменьшилось время, необходимое на обнаружение и устранение последствий аварии, что, помимо прочего, позволило снизить и расход теплоносителя. А за счёт оптимизации и развития системы теплоснабжения Иркутска на 18% возросла подключённая нагрузка: если в 2007 году она составляла немногим более 1,7 тыс. Гкал/ч, то показатель 2014 года – свыше 2 тыс. Гкал/ч. С одной стороны, это ведёт к росту выручки энергетиков, с другой – свидетельствует о развитии города, плоды которого в той или иной степени пожинают все его жители. Плата за развитие была заложена в тариф, однако энергетики привлекают для реализации своих проектов заёмные средства, и это позволяет вкладывать в сети и котельные больше, а деньги расходовать эффективнее, чем муниципальным предприятиям.