98-я весна Георгия Зарукина
Как-то в один из дней минувшей осени со своим старинным другом Иваном Бровкиным мы заглянули на огонёк к нашему общему знакомому Георгию Зарукину.
Впрочем, Бровкин и Зарукин дружны давно, более десяти лет – с того самого 2002 года, когда Георгий Степанович перебрался из северной Катанги в областной центр и с первых же дней стал сотрудничать с бабровцами – членами объединения художников-любителей. Того самого «Бабра», одним из основателей которого является неутомимый Иван Алексеевич, фронтовик, художник, педагог. К слову, он недавно отметил свой 92-й год рождения.
Надо сказать, визит наш к Зарукину порядком затянулся. Гостеприимный хозяин и чаем напоил, и свои живописные работы показал, а их у него многие десятки! Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины! И что меня поразило больше всего – многие его полотна созданы, когда их автору было за 90! «Сибирский пейзаж», к примеру, где на фоне северной реки доминируют старая, полуиссохшая сосна и поросль молодых ёлочек, заглядевшихся на водную стихию. Смотрю на дату создания: 2013-й. Художнику пошёл уже 97-й год. Тот же период отмечен такими превосходными пейзажами, как «Вечер на море», «Сибирское лето», «Навигация в селе Ербогачён». Впечатляет эпическое полотно «Как добывали победу». На картине запечатлён момент боя, наши солдаты отбивают атаку фашистских танков. Композицию завершает падающий объятый пламенем «Мессершмит», дым и всполохи взрывов передают атмосферу жестокой схватки. «Это живёт в моей памяти», – так прокомментировал сюжет картины солдат Великой Отечественной Георгий Зарукин. Пять лет назад, когда Георгию Степановичу было «всего-то» 93, им были созданы потрясающие по экспрессии холсты: «Пожар в тайге», «Рыбалка на реке Быстрой». Особняком стоит работа «Смертельный выстрел» – поединок охотника с медведем. В последний момент, когда косолапый уже подмял под себя человека, тот успел нажать спусковой крючок двустволки и зверь упал замертво, как бы обняв перепуганного до смерти мужчину.
2011-й, по мнению Георгия Степановича, стал весьма урожайным в творческом плане. И я вновь прихожу в восторг. «Вечер на Чонском озере» – это что-то потрясающее по колориту, композиции. Закат с гаммой живых волшебных красок, как в зеркале отражается в притихшей воде, играет на ветках прибрежных сосен. Сказка! В этом же ключе решены такие работы последних лет, как «Северное сияние в Катангском районе в 1947-м году», «На Чонском озере. Катангский район».
Георгий Степанович – уроженец самого северного в нашей области, Катангского района. Затерялась там небольшая деревенька Логашино, где в 1917 году и родился будущий солдат Великой Отечественной, ответственный советский работник, художник. Заметим, не профессиональный художник, а любитель-самоучка. Но надо видеть его холсты – они пронизаны любовью к родному северному краю, в каждой работе живёт экзотика Сибири – с порожистыми речками, морозными вечерами, сенокосом…
К рисованию тянуло с детства. С дедом часто бывали в лесу, ночевали на берегу Тунгуски. Ранним утром – костёр, рыба на рожнах… Картины природы – глаз не оторвёшь! После окончания школы работал избачом (что-то вроде заведующего клубом), оформлял избу-читальню, писал плакаты, выпускал стенгазеты, обучал грамоте односельчан.
Очень хотелось научиться художественному мастерству – не получилось. Сбыться мечте помешала война. В 1939 году был призван в ряды Советской армии, служил на Востоке в Амурской области. В 1941 году был отправлен на Калининский фронт. Участвовал в боях под Москвой, в Калининской и Смоленской областях, был трижды ранен. Третье тяжёлое ранение получил в конце 1943 года, после чего был комиссован и признан инвалидом Великой Отечественной войны. Среди многочисленных наград – орден «Отечественной войны» первой степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией» и другие.
Вернувшись в родные края, работал на гидромеорологической станции, охотоведом Катангского кооперативного зверопромхоза, председателем районной плановой комиссии, секретарём Катангского райисполкома. А сердце, как и прежде, тянулось к краскам, к живописи. Как оказалось, они воевали вместе с иркутским художником Виталием Сергеевичем Рогалём. Бок о бок! В составе 17-й гвардейской дивизии били фашистов под Москвой. После войны стали друзьями. Виталий Сергеевич горячо поддержал своего боевого товарища в его увлечении. Он и Анатолий Иванович Алексеев, в будущем академик живописи, стали его наставниками.
Однажды Зарукин обратился за советом к своему однополчанину, дескать, как ему писать, какие будут замечания? «Пиши, как пишешь, – ответил Виталий Рогаль. – Это твоя жизнь, твоя душа». И он следовал совету мастеров, все годы рисовал. Сколько им создано картин, этюдов – не одна сотня!
Работы Георгия Зарукина можно увидеть в школах, детских садах, больницах, Домах культуры, в Ербогачёнском музее имени Шишкова. А сколько подарено друзьям! Выход на пенсию в 1980 году, можно сказать, придал его творчеству новый импульс – он весь ушёл в свою любимую стихию. Одна за другой проходят его персональные выставки – в Ербогачёне, Новосибирске, Братске, Иркутске. Сегодня Георгий Степанович – один из активнейших членов творческого объединения «Бабр». На юбилейной выставке, посвящённой 30-й годовщине объединения, в экспозицию вошло несколько новых живописных работ Зарукина.
Не без гордости Георгий Степанович отзывается о своём многочисленном семействе. Вместе с супругой Татьяной Петровной они вырастили и выучили четырёх сыновей. Старший сын преподаёт в музыкальном училище, второй окончил политехнический институт, трудится в Ербогачёне, третий в недалёком прошлом лётчик гражданской авиации, четвёртый работал учителем физики, заместителем директора одного из предприятий. На сегодняшний день у Георгия Степановича одиннадцать внуков и двенадцать правнуков. Надо видеть, с какой любовью и обожанием они относятся к своему прославленному деду и прадеду, который, к слову говоря, является почётным гражданином Катангского района.
Нынешний апрель – 98-й в жизни Георгия Зарукина. Он не собирается «почивать на лаврах». Грунтует холсты под новые картины, недавно, уже в 2015-м, из печати вышла его книга мемуаров с красноречивым названием «Поклонимся великим тем годам…» Конечно же, центральное место в книге отведено воспоминаниями о годах войны, о личных впечатлениях, переживаниях, участии в боевых операциях, о трудном возвращении домой…
Последняя главка заняла всего пару страниц, хотя и называется многообещающе: «Жить до ста лет. Советы». Одно из пожеланий – «надо активно двигаться». Чтобы жить долго, пишет автор, надо как можно больше ходить пешком и как можно реже передвигаться на «железных конях». В детстве до школы добирался на вёсельной лодке, много ходил по тайге. С односельчанами топорами и лопатами тушили лесные пожары, не говоря уже о работе по дому. По мнению автора, люди укорачивают свой век потому, что пересели за руль и поручили машинам то, что раньше делали руками.
[dme:igall/]
«Меня часто спрашивают – помогает ли моё увлечение живописью в активном творческом долголетии? Скажу определённо – ещё как помогает! Я пошёл в отца тем, что ни минуты не могу без дела, для меня большая радость – видеть, что мой труд, мои старанья приносят свои результаты, они нужны людям. Это ли не счастье?»