«Талант есть у всех»
Так считает Виктор Тихомиров. Он сам по-настоящему талантлив. Причём не только как художник, режиссёр, писатель, журналист, но и просто как человек, щедро дарящий миру творческую энергию, готовый поделиться жизненной мудростью, открытый созидательному поиску. И этот поиск начался задолго до 1980-х, когда он участвовал в создании легендарной художественной группы «Митьки». Ещё в 1960-е годы, будучи совсем мальчишкой, рисовал школьные стенгазеты и «богато иллюстрировал тетрадки посторонними рисунками». Сегодня за плечами художника – коллективные и персональные творческие выставки, в том числе в Государственном Русском музее, полнометражные фильмы, изданные альбомы и книги, публикации в российских СМИ, награды отечественных кинофестивалей, встречи с интереснейшими людьми – знаковыми фигурами нашего времени.
В 2014 году он стал участником фестиваля «Культурная столица». Спустя год мы вновь получили возможность пообщаться с Виктором Ивановичем.
– Ваша творческая деятельность разнопланова: живопись, режиссура, литература, кинодраматургия, журналистика. Пора ученичества в каждой из ипостасей давно прошла. Родилась ли готовность поделиться своими знаниями, опытом с начинающими творцами?
– Она родилась тотчас, как стало что-то получаться у самого. В детском саду я учил товарищей рисовать танк и паровоз. Так и преподаю с тех пор в разных местах время от времени.
– Ваши советы начинающим художникам?
– Помнить закон марксизма о переходе количества в качество. Знать, что единственный и достаточный признак талантливости – энтузиазм. Долой комплексы, ибо талант есть у всех! Работать без устали, не пить, не курить, заниматься физкультурой. Использовать невзгоды и радости как творческий импульс.
– Насколько ценными оказались годы в «Митьках»?
– Более ценными, чем учёба в институте. Товарищество же вообще не имеет цены.
– Какие встречи стали для вас судьбоносными, во многом определившими новые творческие искания?
– Встречи с яркими людьми из товарищей и родни, позже такие личности, как Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Александр Сокуров, Владимир Шинкарёв и другие.
– Что для вас является ценным в творчестве: идея, результат или сам процесс?
– Всё перечисленное. Главная задача и долг человека перед Создателем – максимально полная реализация всех возможностей и способностей, ему данных, то есть уподобление Создателю. Результат же должен воспламенять в других людях жажду творчества для таких же целей. А вот «самовыражение» – от лукавого. Для самовыражения достаточно зеркала. И не будешь отнимать чужого времени.
– Каковы ваши ассоциации к выражению «современный художник»?
– Это надуманное понятие. Искусство не публицистика и должно быть «вечным», а не «современным». Название «современный» – синоним «ничтожный».
– Кроме режиссёрского и сценарного опыта в кинематографе, у вас был и опыт актёрской работы. Кем быть сложнее – актёром, режиссёром или сценаристом?
– Природа этих занятий едина. Стало быть, и сложностей поровну. Совмещать трудно. К примеру, режиссёру трудно играть роль в своем же фильме. Происходит труднопереваримое и даже болезненное раздвоение личности. Другое дело – порознь.
– Вы довольны всем, что создали в творчестве? Или есть то, что хочется переделать, переписать, переснять?
– В каждом произведении я бы что-то изменил теперь, усовершенствовал. Но боюсь касаться очень давнишних вещей. Была энергетика иного рода, теперь изменившаяся во мне, но в ней было особое очарование молодости. Можно уничтожить что-нибудь ценное и не заметить с нынешних позиций. Я знаю удручающие примеры переделок матёрыми авторами юношеских произведений якобы к лучшему.
– Вами завершена работа над книгой «Евгений Телегин и другие» по мотивам романа Пушкина «Евгений Онегин».
– Я нахально, но открыто позаимствовал самую основную сюжетную линию у Пушкина. Но сочинил продолжение, добавил персонажей, в том числе и по-пушкински сказочных. И линий сюжетных добавилось. Действие происходит в конце семидесятых нашего времени. Все герои очень молоды. Любовь вспыхивает то и дело и горит ярким пламенем. Специально для будущего кино я хочу показать очень умных, живых подростков, но почти без вредных привычек, которые почему-то теперь принято считать необходимыми для познания. Но и совсем положительными их не назовёшь. Телегин всю жизнь в неустойчивом равновесии. Но все герои жадно хотят приблизиться к истине на расстояние, с которого её лучше видно.
– Какие из собственных творений вами особенно любимы?
– Нет, не скажу. Остальные могут обидеться, а они как дети, все родные и одушевлённые.
– Нередко от художественного замысла до его реализации проходит немало времени. И, к сожалению, не всё зависит только от желания художника. Так, работа над фильмом «Чапаев. Чапаев» длилась 4 года. И деньги на картину доставались «по частям и с большим трудом». Когда возникают подобные ситуации, благодаря чему или кому удаётся не потерять надежду и преодолеть трудности?
– Благодаря всему, что имеет вдохновляющий смысл, включая разделённую, а лучше неразделённую любовь, красоту природы и других произведений искусства, даже успехи товарищей. Физическое здоровье поддерживать важно. Уныние же, как известно, грех.
– Вы человек публичный: фестивали, конкурсы, кинопоказы, благотворительные акции, встречи. Бывали ли моменты, когда «публичным минутам» вы предпочитали одиночество или общение в близком кругу?
– Публичность – это очень редкое положение, я ж не гламурный медиаперсонаж. Как раз именно уединение и общение с близким кругом составляют в основном мой образ жизни. Праздники же редки и приятны.
– В одном из интервью вы сказали: «…самообразование не прекращаю по сей день». Что в настоящее время является предметом вашего самообразования?
– Всегда удивительно, что кто-то обратил внимание на моё интервью. Это общение с людьми более развитыми, более эрудированными, более масштабными. А в интимном смысле это бесконечное обращение к классической литературе, живописи, музыке. Это же и главное интеллектуальное наслаждение.
– Вы не раз призывали смотреть настоящее кино неоднократно. А есть у вас произведения, которые хочется пересматривать, перечитывать или переслушивать?
– Я не призывал, произведения должны быть таковы, чтоб их хотелось пересматривать. Их много во всех видах искусства и жанрах. Почти всегда это классика, в том числе и комедийный жанр. Если же мне нравится современник, так быть ему со временем классиком!
– Какое место в вашей жизни занимает рок-н-ролл?
– Мне кажется, из-за того, что я слушал его в юности сутками напролёт, я сильно зарядился энергетически. Буквально. И многое во мне, что называется, «пробудилось». Но в роке есть разрушительные элементы, и именно они стремительно развиваются, набирают силу и теснят элементы созидательные.
– Какие места в родном Санкт-Петербурге вам особенно дороги?
– Я родился и вырос на Фонтанке у Летнего сада. Это место и окрестности – моя малая родина. На всей планете нет ничего более дорогого для меня. Сейчас, правда, Летний сад переделали к худшему. Это был уникальный образец вкуса. Теперь такого не скажешь.
– Ваши быт и бытие далеки друг от друга или органично сочетаются?
– Я неприхотлив во всём. Почти как солдат. Быту со мной не совладать, и он ведёт себя тихо.