Социальные университеты
Высшая народная школа призвана изменить мировоззрение пожилых людей
Прошло шесть лет с того момента, как в Иркутске появилось первое нестандартное учебное заведение для неформального образования взрослых – Высшая народная школа. Об уникальном опыте рассказывает руководитель Высшей народной школы кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии педагогического института ИГУ Ольга Гордина.
– Ольга Васильевна, шесть лет – немалый срок для социального проекта. Но вам не кажется, что наименование учебного заведения «высшей школой» звучит несколько претенциозно?
– Высшие народные школы – известный бренд, так называются школы для взрослых, активно действующие во всех скандинавских странах начиная с середины XIX века. Так была названа в 1998 году и первая в постсоветской России школа для взрослых, на опыт которой мы опираемся (создатель и руководитель Нина Литвинова, профессор, президент РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»). В России XIX века при университетах открывались школы для взрослых, их называли «воскресными», «народными». Они занимались, как правило, просвещением тех, для кого образование было недоступно.
Современные российские Высшие народные школы решают другие задачи. В основном они работают с пенсионерами. Почти все слушатели школ имеют высшее образование, некоторые учёную степень.
– Тогда в чём их назначение?
– В том, чтобы помочь человеку, переживающему кризис перехода в статус пенсионера, увидеть перспективы своего развития, изменить себя, помочь себе и другим получить новый шанс насыщенной, здоровой, социально значимой жизни. И всё это может дать человеку неформальное образование. При этом организационные принципы прежних российских школ сохраняются: доступность, демократизм, волонтёрский труд педагогов.
– Всем известно, что педагоги высших учебных заведений у нас в стране люди, мягко говоря, не имеющие высокой заработной платы. Кто же преподаёт в вашей школе? Неужели находятся среди преподавателей те, кто готов своё свободное время тратить на волонтёрскую деятельность?
– Подчеркнём: тратить своё свободное время. Здесь у каждого есть право выбора. Можно вышивать крестиком, играть в шахматы… По моим наблюдениям, всё большее количество людей для своей сферы досуга выбирают волонтёрскую деятельность, причём близкую к профессиональной.
– То есть бесплатная работа после рабочего дня? Поясните, где мотив?
– Волонтёрская деятельность обогащает новым опытом, новыми социальными контактами, позволяет вырваться из некоторой профессиональной зашоренности. Это удел вдумчивых, неравнодушных профессионалов, студентов, осваивающих профессию… Для развитых стран волонтёрство – это норма. Мы волонтёрству ещё учимся. А то, что люди в нашей стране не разучились делать добрые дела «не корысти ради», а по велению сердца, доказывает в том числе и деятельность нашей школы.
В 2009 году, когда мы открывали школу, у нас были определённые сомнения. Одно дело самому бескорыстно заниматься просвещением, другое – предлагать это другим… Сомнения оказались напрасными. За шесть лет работы ни один преподаватель, которого мы приглашали прочитать лекцию в ВНШ, не отказался. Тут, правда, надо чётко соблюдать правило: лектора просим прочитать свою любимую лекцию и не чаще двух раз в год.
– И как часто проходят занятия в вашей школе?
– Лекции у нас читают каждый четверг, учебный год длится с октября по май.
– То есть преподавателей, чтобы они работали редко, не напрягаясь, с удовольствием, должно быть много?
– Да. И у школы действительно много друзей, партнёров. Бурная общественно-образовательная жизнь Высшей народной школы была бы невозможна без добровольческой деятельности преподавателей высших учебных заведений, известных в Иркутске учёных, писателей, деятелей культуры, представителей общественности и администрации города.
Кроме лекций в течение недели идут групповые занятия по интересам. Я хотела бы через газету поблагодарить наших преподавателей, работающих постоянно, создавших уже свои коллективы.
Я их с благодарностью перечислю: «Практический английский» (Ю. Елохина), «Практический немецкий» (А. Плисенко), «Твоё здоровье в твоих руках» (О. Иевлева), студия художественного слова (Л. Бабицкая), литературный клуб (А. Гордин), танцевальный кружок (Л. Плумер). Некоторые занятия проводят сами слушатели школы: кружок вязания крючком (Т. Комарова), кружок бисероплетения (Е. Смирнова).
Часть студий в качестве педагогической практики ведут студенты педагогического института: изобразительное искусство, квилинг (Н. Лущенок, У. Чертилова), ручное ткачество (М. Маслий), хор (В. Мамошина, А. Смолей). Наши занятия в основном идут в аудиториях педагогического института, но мы привлекаем и другие ресурсы.
– Итак, среди преподавателей школы есть студенты педагогического института? Как складываются отношения молодёжи с пожилыми людьми, получается ли диалог поколений?
– Диалог получается. Наш проект, конечно, прежде всего решает учебные задачи. Создание школы инициировано кафедрой, выпускающей социальных педагогов, целевой группой которых являются люди любого возраста, в том числе пожилые. Студенты получают возможность буквально с первого курса включаться в деятельность школы. Они проводят коммуникативные тренинги для новичков, диагностику, позволяющую организовать сопровождение слушателя, находящегося в трудной жизненной ситуации, проводят исследования, результаты которых публикуются в разных изданиях. На базе ВНШ ежегодно пишутся дипломные, магистерские работы. В Высшей народной школе практиковались и студенты кафедры журналистики и медиаменеджмента ИГУ. Практика была организована доцентом кафедры Александром Гординым. Студенты писали очерки, зарисовки, эссе о слушателях школы. Это был такой взаимный интерес. Ведь среди слушателей тоже есть пишущие люди, у которых изданы свои поэтические сборники, проза. Так, например, литературный клуб в 2014 году выпустил два альманаха: «Родные берега», «Народное обозрение», в которых опубликованы произведения слушателей школы и студентов.
– Кто же является слушателями вашей Высшей народной школы? Вы могли бы представить некий собирательный образ?
– Попробуем. Хотя, конечно, все очень разные. Всего в школе обучается около 300 человек. Средний возраст 65 лет. Определим то, что объединяет всех. Прежде всего, это люди, ориентированные на общение, на взаимодействие, на серьёзную работу над собой. Наши слушатели много читают. Каждая лекция заканчивается вопросом о том, где можно прочитать дополнительный материал по данной теме. Некоторые (к нашему сожалению, не все) готовы включаться и в волонтёрскую деятельность, участвовать в городских социальных проектах. Кстати, во многом активная социальная позиция лидеров школы, и прежде всего старосты Н. Увакиной, принесли Высшей народной школе доброе имя и популярность в городе.
Я бы ещё отметила мобильность наших слушателей. Мы очень быстро можем организоваться для какого-нибудь общего дела. Кстати, когда понадобились актёры для массовки и эпизодов народной комедии «Похабовск. Обратная сторона Сибири», наши слушатели явились по первому зову и фактически снялись во всех массовых сценах и многих эпизодах. Лёгкие на подъём, они любят походы, путешествия.
– Скажите, пожалуйста, а у вашей школы есть последователи? Вы можете назвать ещё какие-нибудь подобные проекты в Иркутске и области?
– Конечно. Мы все эти годы стараемся знакомить наших коллег-педагогов, представителей власти, общественных организаций с Высшей народной школой как очень гибкой, эффективной моделью организации образования взрослых. Фактически сразу вслед за нами открылись в 2009 году две ВНШ. Обе на базе близких нашей кафедре общеобразовательных школ: средней школы № 16 г. Усолья-Сибирского (директор Л. Панькова) и Карымской школы Куйтунского района (директор Н. Ващенко). Работают прекрасно, каждая по-своему. Мы периодически встречаемся, и нам всегда есть чему поучиться друг у друга. Кстати, и с Ниной Литвиновой, создателем первой ВНШ, мы тоже находимся в постоянном контакте. Она приезжает в Иркутск, мы участвуем в организуемых ею ежегодных акциях ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в разных городах России.
Особенно надо отметить деятельность областного совета ветеранов. Мы с ними сотрудничаем с 2011 года. Динамика мощная. Совет принял модель ВНШ как универсальную, оптимально соответствующую задачам ветеранских организаций. Вдохновителем и организатором этой деятельности является заместитель председателя совета ветеранов А. Лавыгин. Сегодня в различных городах и сёлах Иркутской области работают десятки Высших народных школ, созданных по инициативе областного совета ветеранов и методической поддержке педагогического института ИГУ. Они объединяют на основе общественно-образовательной деятельности, по последним данным, более пятидесяти тысяч людей третьего возраста.
– Итак, предположим, я пенсионер и пришёл записаться в вашу школу… Сколько я должен заплатить за обучение? Каких правил поведения придерживаться?
– Прежде всего, обучение у нас бесплатное – это принципиально. Человек третьего возраста, то есть вышедший на заслуженную пенсию, всё уже «заплатил государству» в процессе своей трудовой деятельности. Государственные учреждения (образование, культура, соцзащита) должны создать приемлемые условия для его дальнейшего духовного и интеллектуального развития. Неформальное образование базируется обычно на вторичных ресурсах – осуществляется в аудиториях учебных заведений, после того как закончились основные занятия. Поэтому Высшие народные школы и создаются на базе учебных заведений. Для чего? Для того чтобы пенсионер оставался полноправным мобильным членом общества, «не доживал», а полноценно жил и приносил посильную помощь окружающим его людям. Пенсионеры, кстати, составляют треть населения Иркутской области.
– Так, может быть, это проблема социальной защиты населения, Пенсионного фонда?
– Проблема в том, что для всех этих служб пенсионер – это пассивный объект обслуживания. Для социальной педагогики он человек, который должен проявить активность и приложить огромные собственные усилия для улучшения качества своей жизни.
– Чему вы учите?
– На лекциях обсуждаются самые современные проблемы педагогики, истории, литературы, психологии, медицины, астрономии и так далее. Всё в доступной форме. Бабушка и дедушка становятся источником этой актуальной информации для своих родных, соседей. Это как «круги на воде», мы наблюдаем синергетический эффект, школа всё больше становится саморазвивающимся проектом. Направления групповой работы мы уже перечислили выше. Их много.
ВНШ важно занимать активную социальную позицию. Например, наши слушатели на базе санаторного детского дома № 2 создали проект «Бабушкина и дедушкина школа». Они общаются с детьми, проводят совместные занятия по рукоделию, читают книги, устраивают «семейные» праздники. Знаю, что в одной группе завели каждому ребёнку фотоальбом, печатают для них фотографии, что способствует написанию собственно й истории, осмыслению собственной биографии.
Школа принимает активное участие в многочисленных общественных событиях и акциях, проводимых в городе: марафоны, субботники, городской карнавал, конкурс «Миллион на добрые дела», Неделя неформального образования и других.
Думаю, что уникальность и высокий гуманистический пафос Высшей народной школы в том, что она принимает пожилых людей как студентов, у которых ещё многое впереди. Наверное, поэтому наши слушатели так молоды и энергичны. А студенты, активно включённые в образовательный процесс ВНШ, по-взрослому ответственны, интересны и успешны в профессиональном и в личностном плане.
– Всё так замечательно и нет проблем?
– Проблемы в работе с людьми есть всегда. Они разного порядка. Например, какой-нибудь организационный момент: организация учебного процесса, участие в городском или международном проекте. Это решается в рабочем порядке и в общем легко. Уже есть опыт, научные наработки, надёжные партнёры. Есть проблемы более сложные, которые связаны прежде всего с неопределённым статусом Высшей народной школы. Это социально-педагогический проект, общественная инициатива. Мы-то уверены, что действуем в рамках нашей преподавательской деятельности. Но вот кто-то в руководстве, не вникая в суть, полагает, что мы инородное тело. И что? В любой момент школа может оказаться на улице.
– Но ведь не оказалась же?
– Оказалась. Совсем недавно. Но нас сразу подхватили и поддержали партнёры и прежде всего отдел по связям с общественностью администрации города Иркутска. Спасибо им огромное. В результате учебный процесс не был сорван, и значительную часть занятий удалось провести. А потом мы всё-таки вернулись в родной вуз благодаря конструктивной позиции руководства ИГУ.
Все эти годы школа работала в аудиториях педагогического института. И конечно, именно благодаря этой поддержке наш проект состоялся, развивался, объединяя преподавателей, студентов, технические службы вуза. К народной школе давно привыкли и в целом относятся к ней с симпатией. Те, кто оказывался в её образовательном поле, знают суть и масштабы проекта. Думается, что после присоединения нашего пединститута к ИГУ у народной школы появился шанс на дальнейшее развитие. Мы чувствуем интерес к нашей деятельности, понимание её значимости.
– Ваша школа – общественная инициатива, но при чём здесь государственное образовательное учреждение, которое должно заниматься совсем другой образовательной деятельностью – давать знания будущим молодым специалистам? Это вдвойне непонятно на фоне того, что система высшего образования вот уже который год реформируется, закрываются так называемые неэффективные вузы, сокращается профессорско-преподавательский состав. Ведь это лишняя «головная боль» для учебных заведений, которые пытаются выжить в непростых современных социально-экономических условиях…
– Спасибо за вопрос – это типичный упрёк в адрес нашей школы от некоторых менеджеров. Такая точка зрения – обычное и, думаю, опасное для общества недопонимание социальной сущности образования.
Экономическая составляющая развития вуза, безусловно, очень важная, но всё же это только часть его стратегического развития. Исторически так сложилось, что университеты в отношении региона традиционно занимали социально ответственную позицию. Первая народная школа была открыта по инициативе Пирогова на базе Киевского университета ещё в 1859 году. Существенно, что эта позиция отражена и в Уставе Иркутского государственного университета. Например, раздел «Основные задачи университета», пункт 1.8., определяет одной из задач вуза «распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня».
– И в заключение…
– …мы хотим поблагодарить всех, кто протянул нам в трудную минуту руку помощи. Уверены, что наш «аномальный», непривычный для многих социально-педагогический проект станет естественным, понятным полем деятельности для большинства преподавателей и студентов в ближайшей перспективе. Просветительство принесёт им радость творчества и профессиональных открытий. Знаем, так было на Руси, и верим, что так будет.