«Автогражданку» переоценили
С 12 апреля застраховать транспорт по ОСАГО станет дороже – Центробанк повышает базовые тарифы, чего давно ждали страховые компании. Но прежде, уже с 1 апреля, Банк России повысил размер страховой выплаты по «автогражданке» за вред жизни и здоровью потерпевших – со 160 до 500 тысяч рублей. И хотя страховые компании заявляют о готовности выдать полис, получить его сейчас может быть не так просто.
«Полисы не выдают, у некоторых компаний не работают базы данных по ОСАГО. Застраховать автомобиль из «деревни», то есть любого населённого пункта за пределами Иркутска – там понижающие коэффициенты, – целое дело, как и коммерческий транспорт, – говорит Елена К. (имя изменено), страховой агент из Иркутска. – Комиссию за оформление ОСАГО нам не платят – выплаты там большие, а взносы маленькие». На 12 дней с начала апреля нелюбовь страховых компаний к «автогражданке» только усилилась: покрытие вреда жизни и здоровью уже увеличилось в несколько раз (со 160 до 500 тысяч рублей), а тарифы вырастут только с 12 апреля. По оценке Банка России, доля выплат, связанных с вредом, причинённым жизни и здоровью, может увеличиться с 1% в настоящее время до 21% от общего объёма выплат по ОСАГО.
Для коммерческого транспорта ОСАГО компании под разными предлогами не делают уже около года, свидетельствует Илья Филиппенко, генеральный директор «Жёлтого такси»: «Что только они не придумывают. По закону мы обязаны застраховаться, а компания – нас застраховать. Но директор местного филиала одной из крупных компаний, куда мы сообщили, что нам нужны полисы на 70 машин, даже убегал от меня по кабинетам, потому что напрямую отказать они не имеют права. Требовали собрать какие-то справки, говорили, что не работает база по ДТП – так ведут себя многие компании. В преддверии повышения выплат это усугубилось». Получить заветные полисы, по словам собеседника издания, удалось только, сняв отказ на видео и пригрозив его опубликовать. Но и сейчас несколько такси стоят в гараже без ОСАГО.
О том, что перевозчики жалуются на страховые компании, говорит и председатель правления некоммерческого партнёрства «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов: «Коммерческий транспорт стараются не страховать, потому что там повышенный риск ДТП, которого они хотят всячески избежать».
Впрочем, физическим лицам страховщики не отказывают, по крайней мере по телефону: в десяти крупнейших компаниях, работающих в Иркутске, которые обзвонил «Конкурент», корреспонденту-«страхователю» предложили подъехать в офис с документами.
Тем, кому действительно нужен полис, стоит сделать это побыстрее – с 12 апреля застраховать свою автогражданскую ответственность станет дороже. Согласно указанию Банка России, изменятся минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), а также коэффициенты страховых тарифов в отдельных регионах. По большей части категорий транспортных средств увеличение составит 40%, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов. Новый базовый тариф для легковых автомобилей, зарегистрированных на граждан, составит 3432–4118 рублей, ранее он укладывался в пределы 2440–2574 рубля. Для некоторых категорий транспортных средств предусмотрено снижение минимальных значений базовых ставок и установление большего «тарифного коридора». Необходимость изменения страховых тарифов связана с «накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов», – говорится в сообщении ЦБ.