издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ответные меры

Водители частного транспорта Иркутска в знак протеста на отказ повысить стоимость проезда не вышли на линию

Четверг, 2 апреля, для многих иркутян ознаменовался транспортным коллапсом. Многие не смогли дождаться маршруток и автобусов в утренний час пик. Их отсутствие стало ответом водителей на недавнее решение региональной Службы по тарифам отказать группе частных перевозчиков в повышении стоимости проезда. В результате тариф на перевозки в Иркутске остался самым низким по стране – 12 рублей.

Напомним, ещё в конце прошлого года стало известно, что группа из десяти частных перевозчиков обратилась в областную Службу по тарифам с требованием увеличить стоимость проезда в коммерческом транспорте, которая не менялась с 2008 года (тогда она выросла с десяти до двенадцати рублей). По их мнению, цена одного проезда должна была вырасти от 18 до 20 рублей, иначе городские перевозки окажутся нерентабельными. Городская администрация также тогда утверждала, что рост необходим. Оптимальной ценой чиновники называли 15­-16 рублей в зависимости от вида и вместимости автобусов и маршруток. 

Отказали в повышении

Окончательное решение по вопросу, как надеялись городские власти, поддержавшие инициативу частных перевозчиков, региональное ведомство должно было принять уже в самом начале 2015 года. Позже выяснилось, что в областную Службу по тарифам коммерсанты предоставили неполный пакет документов, обосновывающих повышение стоимости проезда. Доложить недостающие документы их обязали до 20 января. Не успев к указанному сроку, частники попросили о недельной отсрочке. Когда необходимые бумаги всё же были собраны, Служба по тарифам начала рассмотрение заявки, которое тянулось два месяца. 

Решение об оставлении тарифа без изменений для многих оказалось сюрпризом. Ещё большее удивление частных перевозчиков вызвала причина отказа – отсутствие у них договоров с мэрией. Таких документов не было у всех десяти коммерсантов, инициировавших пересмотр цены проезда. Более того, утверждают в правительстве, три из десятка частников, настаивавших на пересмотре тарифа, совершают поездки по незаконному маршруту «80к», что подтверждается данными реестра городской администрации.

– В соответствии с постановлением администрации Иркутска от 17 ноября 2011 года № 031­06­25193/11 мэрия в лице Управления транспорта комитета городского обустройства в целях организации регулярных пассажирских перевозок заключает договор на обслуживание конкретного автобусного маршрута с перевозчиками, – ссылаются в региональной Службе по тарифам на нормативные акты. 

– Без него осуществление перевозок по территории Иркутска не допускается. Кроме этого, перевозчик обязан оказывать услуги по регулярной перевозке в соответствии с расписанием движения, указанном всё в том же договоре. В документах, представленных перевозчиками в Службу на пересмотр тарифа, договоры на обслуживание конкретных автобусных марш­рутов и расписание движения отсутствуют.

Эту информацию также подтверждают и данные самой мэрии Иркут­ска. «Согласно письму городской администрации от 15 марта 2015 г. 

№ 059­72­183/15, договоры с перевозчиками, предоставившими документы в Службу по тарифам на время пересмотра тарифа перевозки, в Иркутске не заключены», – подчёркивают собеседники «СЭ». 

Учитывая отсутствие договоров и наличие среди перевозчиков тех, кто осуществляет поездки по незаконному маршруту «80к», «основания для рассмотрения расчётных материалов, предоставленных группой перевозчиков в Службу по тарифам 17 декабря прошлого года, отсутствуют», – говорят в областном ведомстве.

При этом представители Службы отмечают, что частные перевозчики вправе снова подать документы на пересмотр тарифа. «Только сначала нужно заключить договоры на обслуживание конкретных маршрутов, за исключением незаконного «80к», – отмечают представители ведомства. – Причём по правилам тариф может пересматриваться только при единовременной заявке десяти коммерсантов. Поскольку свои требования они заявляют вместе, то при нарушении требований хоть одним из них поступает отказ».

«Завтра всё будет хорошо»

Тем не менее утром 2 апреля многие иркутяне не смогли вовремя попасть на работу. По данным мэрии, в четверг на улицы не вышло 500 из 1200 единиц общественного транспорта, приблизив город к коллапсу. 

– Сегодняшняя ситуация оценивается администрацией Иркутск как несанкционированный невыход на линию перевозчиков. По подсчётам, около 35% от общего числа транспорта не вышло на линию, – прокомментировала сложившуюся в четверг ситуацию начальник Управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина. – Это нарушение правил перевозки. Мы подготовили сообщение в надзорные органы для принятия мер административного реагирования к перевозчикам, которые совершили такие недопустимые действия.

Однако инициатором самовольной забастовки называют не коммерсантов, а подчинённых – самих водителей. Именно они в утренний час пик не выехали по своим маршрутам. Больше всего от их действий пострадали жители Ново-Ленино и Свердловского округа. В Ленинском районе коммерческого транспорта не оказалось совсем, кроме того, пассажиры по всему городу не дождались автобусов под номерами 77, 7, 21, 10т. Однако уже к обеду, как заявляли городские власти, ситуацию удалось стабилизировать, перекинув на маршруты коммерческих перевозчиков муниципальный транспорт. «В Ново-Ленино работало 93 единицы муниципального транспорта, – рассказала журналистам Юлия Гордина, – и напряжённость была снята. Завтра все будет в порядке».

Пообещав в рамках законодательства наказать перевозчиков, чьи водители отказались работать второго апреля, Гордина отметила, что на линию не вышли автобусы тех коммерсантов, кто не заключал с мэрией договоры на обеспечение городских перевозок. «Теперь вопрос о заключении договора с этими коммерсантами будет решаться в соответствии с их действиями», – добавила она. 

«Договоры заключать необходимо» 

Действия водителей, конечно, не смогут как-либо повлиять на решение областной Службы по тарифам и поднять стоимость проезда до 15 рублей – именно столько, по неподтверждённым данным, составила бы цена поездки в частном транспорте, если бы областное ведомство дало согласие на повышение. Пока у всех перевозчиков-заявителей не будут подписаны договоры с городской администрацией, говорить о пересмотре тарифа невозможно.

– Договоры заключать необходимо, – подтверждает Гордина. – Это основание для подтверждения тарифа, а также необходимое требование для осуществления регулярной маршрутной перевозки на территории Иркутска. 

Эти самые договоры, отсутствие которых стало причиной отказа в пересмотре тарифа, мэрия заключает с перевозчиками лишь с лета прошлого года. К нынешнему моменту городская администрация заключила 47 договоров с 22 перевозчиками по 30 автобус­ным маршрутам. Речь идёт о найме 367 единиц – 30% от общего числа городского транспорта. «Сейчас мы с августа прошлого года в ускоренном режиме работаем над заключением договоров с другими перевозчиками», – заметила Гордина.

Соглашения на осуществление городских перевозок мэрия начала заключать лишь в прошлом году, хотя соответствующее постановление было подписано в 2011 году. «Это случилось, потому что в 2013 году на федеральном уровне приказами минтранса № 2 и 

№ 100 были отменены основные нормативно-правовые акты, – комментирует Юлия Гордина. – В связи с этим мы были вынуждены внести изменение в положение, практически полностью его переработав». 

– Всего у нас 85 маршрутов, – говорит Гордина. – Мы заключили договоры по 30 – на самом деле это очень много, учитывая регламенты. Завершить заключение соглашений стараемся к первому кварталу 2016 года. 

В свою очередь частные перевозчики отмечают, что для них требование предоставить в пакете документов на пересмотр тарифа заключённые с мэрией договоры оказалось неожиданностью, ведь документы они собирали по итогам 2013 года. Тогда, утверждают предприниматели, ни о каких соглашениях с администрацией речи не шло. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры