издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Турзона сошла с рельсов

  • Автор: Татьяна Постникова

Турзона «Ворота Байкала» не будет расширена за счёт Кругобайкальской железной дороги. Вместо 94-километрового участка КБЖД в границы ОЭЗ войдут всего две площадки, расположенные в Листвянке и порту Байкал. В минэкономразвития Иркутской области считают, что в перспективе это позволит увеличить совокупный турпоток на территории ОЭЗ на 40 тыс. человек в год. Эксперты местной туротрасли отрицательно отозвались об этом решении: по их мнению, отказ от включения КБЖД в границы турзоны негативно скажется на реализации проекта в целом. Между тем появление двух новых участков в ОЭЗ должно привлечь в проект новых резидентов.

Очередное расширение границ ждёт особую экономическую зону (ОЭЗ) «Ворота Байкала». По данным министерства экономического развития Иркутской области, в турзону планируется включить два участка общей площадью 18 га, расположенные в Листвянке и порту Байкал. «Решение о включении данных участков в границы ОЭЗ возникло в связи с необходимостью преобразования архитектурного облика и инфраструктуры Листвянки и порта Байкал, туристический потенциал которых сейчас используется менее чем на 30%. Кроме того, это будет способствовать развитию водного транспорта в регионе», – пояснили в министерстве. Более детальной информации о расположении участков и сроках их включения в турзону в минэкономразвития региона пока не сообщили. Уточнили лишь, что совокупный эффект от очередного расширения границ ОЭЗ позволит к 2025 году увеличить турпоток на 40 тыс. человек в год, а также привлечь в проект новых резидентов. 

Между тем расширение изначально планировалось куда более масштабное. Напомним, осенью 2012 года впервые прозвучала идея включить в турзону «Ворота Байкала» 94-километровый участок Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Однако на тот момент этому препятствовало то, что КБЖД фактически находилась в собственности сразу двух хозяйствующих субъектов: как памятник архитектуры федерального значения дорога была в собственности Росимущества, а как имущественный комплекс принадлежала ОАО «РЖД». В 2013 году КБЖД по решению Арбитражного суда Иркутской области была передана в единоличное пользование ОАО «РЖД». Впрочем, больше никаких шагов по включению КБЖД в границы ОЭЗ предпринято не было. 

Только в марте 2015 года стало известно, что турзона «Ворота Байкала» не будет расширена за счёт земель КБЖД. Как объяснили в мин­экономразвития Иркутской области, Кругобайкалка является объектом культурного наследия, обладающим историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью. Но решающую роль сыграла непосредственная близость КБЖД к Прибайкальскому национальному парку (ПНП).

– Это ограничивает виды деятельности, разрешённые на данной территории, – пояснили «Конкуренту» специалисты министерства. – Изъятие земель природно-заповедного фонда, к которому относятся национальные парки, запрещается. Не допускается в пределах земель особо охраняемых природных территорий и изменение их целевого назначения, а также прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению. 

Директора Сибирского института планирования и развития туризма Олега Данилина данная новость удивила. По его словам, непонятно, почему региональные власти только сейчас обнаружили, что не смогут включить Кругобайкалку в границы ОЭЗ. По мнению собеседника «Конкурента», это говорит о том, что данным вопросом с осени 2012 года никто вплотную не занимался. При этом отказ от идеи включить КБЖД в состав турзоны Данилин назвал потерей для проекта в целом. «КБЖД могла стать важным элементом транспортной инфраструктуры ОЭЗ, что особенно важно, учитывая расстояния между различными объектами туристической инфраструктуры на Байкале», – пояснил он.

Участники местного туррынка также отрицательно отозвались о решении областных властей по Кругобайкалке. «У нас был интерес к КБЖД, – пояснил представитель одной из компаний, участвующих в проекте ОЭЗ. – Её включение в границы турзоны открывало перспективы для организации так называемых сквозных туров по Байкалу. Это тем более актуально, учитывая, что туристы здесь редко остаются в одном месте дольше одного-двух дней».

Что касается новых участков, которые планируется включить в границы ОЭЗ, то их бизнес-привлекательность будет зависть от сроков окупаемости проектов.

– Если срок окупаемости будет пять лет – это интересно для бизнеса, если 50 лет – то, конечно, уже нет, – пояснил собеседник издания. При этом по опыту уже реализованных проектов компании готовы инвестировать средства в создание объектов туристической инфраструктуры даже при сроке окупаемости 8–10 лет. Олег Данилин, впрочем, говорит, что включение в границы ОЭЗ 18 га новых земель принципиально на перспективах про­екта не отразится. «Это слишком маленькая площадь для этого, только в Слюдянском районе турзона занимает площадь почти 700 га», – подчеркнул он. И высказал мнение, что проект ОЭЗ нуждается в переформатировании. «Тем более что в его реализации за последние пять лет было допущено слишком много стратегических ошибок», – резюмировал эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры