«Одну куклу делают очень много людей…»
В детском музее выставлены театральные раритеты
В детстве я мечтала: вот закончится спектакль в театре кукол, и кукол, конечно же, подарят детям. А одна из них достанется мне. Но, наверное, потому, что собаки и гиппопотамы, мартышки и принцессы всегда уходили за тёмный занавес, они так и остались самыми желанными и таинственными игрушками детства. Вот была просто тряпочка с головой, а стало – живое существо. Это волшебство, как бы мы себе ни объясняли, что «там механика и верёвочки». Одна театральная кукла – это творение талантливых мастеров – художника, мастера-конструктора, бутафоров, швей. «У куклы тоже есть душа, своя, необычная, – говорит главный режиссёр Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» Юрий Уткин. – Не совсем человеческая, но душа».
«Петрушка и ёж»
Когда я шла на «Шардам» некоторое время назад, то думала – ну чем можно удивить взрослого человека в детском театре? А когда на сцену выскочили дрессированные собачки, я завизжала. И фокусника Ваню в голубом одеянии, который создал свою крохотную копию, я не могу теперь забыть. Вот такой иркутский «Шардам». Какие-то из кукол уже не выходят на сцену, но рядом в музее разместились и те, что до сих пор участвуют в спектаклях Иркутского областного театра «Аистёнок».
В этом году «Аистёнку» исполнилось 80 лет. 10 января 1935 года, как пишет летописец Юрий Колмаков, в помещении иркутского Дома просвещения состоялся просмотр спектакля Иркутского театра кукол и марионеток. В «Восточке» сохранилась афиша того времени, с указанием: «Кукольный театр переносится в ДРП» (Дом рабочего просвещения). Своего дома у театра не было, он базировался во Дворце юного ленинца, который в это время ремонтировался. 9–12 января 1935 года, как свидетельствует газета, зрителям демонстрировался спектакль «Петрушка и ФЗС» (ФЗС – фабрично-заводская семилетка). Получается, что одними из первых зрителей кукольного театра были так называемые «фабзайчата».
В летописи же Юрия Колмакова же сохранилась запись о первом спектакле с названием «Петрушка, ёж и две обезьяны» (руководитель постановки С. Задонин, художник Л. Кузьмин, композитор А. Попов, баянист Г.Д. Широколобов). «Этим спектаклем было положено начало новому театру – театру кукол и марионеток», – значится в летописи. В создании театра иркутянам помогали москвичи. «Восточка» в январе 1935 года писала, что в Иркутске в составе бригады кукольного театра в рамках гастролей работал Московский «Театр детской книги» (переименован в 1937 году в «Первый кукольный театр в Москве», а в 1954 – в ныне знаменитый «Московский театр кукол»). По данным газеты, «Театр детской книги» дал в Иркутске «около 30 постановок и завоевал большой успех юных зрителей» (как свидетельствует театральная история, главным действующим лицом спектаклей «Театра детской книги» был Петрушка, что определило, по-видимому, и специфику первых спектаклей иркутского театра – иркутяне учились у москвичей).
«Дворец юного ленинца для организации постоянного кукольного театра в Иркутске выделил из состава ТРАМа (Театра рабочей молодёжи. – Авт.) две бригады по три человека в каждой, – писала «Восточка». – Под руководством московских кукольников т.т. Задонина и Сазоновой бригады подготовили по одной постановке». (С. Задонин – ведущий актер «Театра детской книги», Н.В. Сазонова – жена и сподвижница основателя московского театра Виктора Александровича Швемберга). «В первой бригаде были товарищи Русанова, Кашек и Усольцева, они и сделали спектакль «Петрушка и ёж», – писала «Восточка» (в газете нет упоминания о другом названии – «Петрушка, ёж и две обезьяны»). И к 16 января 1935 года эта бригада уже успела показать спектакль перед II Съездом советов и дважды перед детской аудиторией. Вторая бригада состояла из товарищей Ивановой, Ваюцкой и Морген. Их спектакль назывался «Петрушка путешественник», первый просмотр которого состоялся 10 января. «Опыт признан вполне удачным, – констатировала газета. – Есть договорённость с московской бригадой о том, что она подготовит и подробно разработает сценарий и перешлёт необходимые материалы молодому кукольному театру Дворца юного ленинца». В феврале 1935 года «Петрушка и ёж» и «Петрушка путешественник» уже шли в отремонтированном Дворце юного ленинца, именно там была база у кукольного театра. Примерно через полтора года, 11 мая 1936-го, как писал Юрий Колмаков, спектаклем «Петрушка путешественник» театр открыл новый сезон. В «Восточке» в списке спектаклей того времени значились уже и «Басни Крылова», и «Каштанка», и «Колдун», и «Весёлый портняжка», и «Ссора».
«Они отдают свою душу кукле»
«Представляете, есть на свете Всемирный день кукольника, это означает, что взрослые люди задумались, что кукла несёт решающую, судьбоносную связь с человеком, – сказал главный режиссёр театра «Аистёнок» Юрий Уткин. Он, конечно, говорил это детям, которые пришли в музей. – Домой придёте, обязательно поздравьте свои игрушки, даже автоматы тоже поздравьте, а то они сломаются, и всё!» В ответ взрыв смеха от малышей. В это время солидная женщина, наверное, учительница, быстро взяла куклу-перчатку со столика и стукнула мягкой кукольной рукой какого-то малыша по голове. И тут же вернула куклу обратно. Взрослым шалить тоже хочется.
Театральные куклы несут свою историю и заряжены своей, необычной энергией, считает Юрий Уткин. «Одну куклу делают очень много людей, – говорит он. – Сначала её придумывает автор пьесы-сказки, потом режиссёр даёт задание художнику-постановщику, тот сочиняет образ, потом куклу готовят бутафоры, а мастер-конструктор придумывает какие-то механизмы, которые позволят ей двигаться. В одну куклу вкладывают много сил замечательные люди, талантливые мастера. По сути, они отдают свою душу кукле, а только потом она поступает в распоряжение актёра». Сначала режиссёр и художник обсуждают, каким будет персонаж, каков его характер, как его выразить в кукле. Художник выполняет эскиз, согласовывает с режиссёром, далее начинает работу постановочная группа – художники-бутафоры, швеи, которые непосредственно шьют костюмы, конструктор и столяр, изготовляющий в том числе и декорации, рассказала заведующая постановочной частью Иркутского театра кукол «Аистёнок» Евгения Шабанова.
Процесс рождения куклы очень длительный. Сначала бутафоры делают каркас куклы, форму, лепят голову, конструктор трудится над механикой – работой глаз, рта, головы, рук, ног. Подвязываются нити, если это марионетка, делаются какие-то сложные детали. «Вся механика: детали куклы, подвижные части, элементы управления – трости, штоки – всё это работа очень скрупулезная и сложная, – говорит Евгения Шабанова. – Вопрос очень непростой – по эскизу художника нужно выполнить куклу в объёме, причём она должна соответствовать задаче, которую ставит режиссёр. Это может быть перчаточная кукла, штоковая, марионеточная… У каждой свои сложности при изготовлении. И мастера никогда не работают отдельно от актёров – в процессе изготовления актёры пробуют куклу, озвучивают свои пожелания по удобству в работе с ней. Мастера исправляют, дополняют, пока у нас не получится то, что нужно».
В производственных цехах «Аистёнка» сейчас работают четыре бутафора, две швеи, столяр и конструктор. Мастер-конструктор Константин Евгеньевич Андреев работает в театре уже более десятка лет. Он награждён дипломом Межрегионального фестиваля театров кукол «Путь кочевника – 2007» в рамках проекта «Байкальское кольцо», специальной премией в номинации «Лучший конструктор» (Бурятия). Константина Евгеньевича называют уникальным мастером. Кроме кукол, он изготовляет и довольно непростые конструкции сценического оформления. Каждый спектакль и каждая кукла – это новая, интереснейшая задача для конструктора. А вот лица и тела кукол готовят четыре бутафора – Елена Ратмировна Шахурова, Ольга Дорохина, Светлана Шергина, Елена Матющенко. Над костюмами работают уже другие мастера – художники-портные Лилия Юрьевна Марцинечко и Екатерина Зорина. Столяр – Андрей Михайлович Старченко. «Мастера действительно очень талантливые. У нас так получается, что если в театр приходят люди, то уже задерживаются надолго», – говорит Евгения Шабанова.
«Актёр влюбляется в неё»
Когда кукла готова, её отдают в руки актеру. «Актёр влюбляется в неё, старается с ней познакомиться, – говорит Юрий Уткин. – Скажу по секрету, у нас есть актёры, которые перед спектаклем разговаривают с куклами. Спрашиваешь его: «Зачем ты с куклой говоришь?» – «Понимаете, вот эта кукла – покладистая, а вот эта, у неё особый характер. Если с ней не пообщаешься, она во время спектакля может руку не туда повернуть, ногу… Она капризничает, и я с ней договариваюсь, чтобы спектакль прошёл замечательно».
Кажется, что это шутка, смех. Но Юрий Уткин вполне серьёзен. «У куклы тоже есть душа, своя, необычная, – уверен он. – Не совсем человеческая, но какая-то своя душа у неё есть. Придёт актёр, вдохнёт в неё жизнь, и мы начинаем верить, что есть такой персонаж, есть такая судьба».
Заслуженная артистка России Любовь Максимовна Леви с куклами общается долго-долго. Она их понимает, чувствует, и это видно по тому, как она с ними разговаривает, держит. В воскресенье, 22 марта, исполнилось 42 года, как Любовь Максимовна пришла в «Аистёнок». «Мы, актёры театра кукол, всю жизнь играем в куклы, но только профессионально», – говорит она. Любовь Максимовна берёт со стола забавного человечка с синими глазами и надевает на руку. Мальчишка оживает, вертит головой, хлопает в ладоши и кланяется. «Эта кукла из спектакля «Птицы чёрные, птицы белые», называется она «петрушечная», это самая простейшая из театральных кукол, – говорит Любовь Максимовна, а мальчишка ей важно кивает. – У этого мальчишки сделаны в ручках «патронки», я вставляю в них мизинец и большой палец, а указательный – в головку. И вот, пожалуйста, он уже может приседать, наклоняться, с боку на бок переваливаться. И даже похлопать в ладоши. Куколка эта очень гибкая». Любовь Максимовна берёт в руки царевну в красивом наряде. Это персонаж спектакля «Никита-кожемяка и Змей Горыныч». «А это уже тростевая кукла. Чем она отличается от петрушечной? – спрашивает Любовь Максимовна, а царевна взмахивает руками и плавно поводит ими в танце. – А тем, что руки у неё на тростях. Трости позволяют сделать широкий жест, – кукла взмахивает рукою и кланяется детям. – Кукла наша на гапите (специальная палочка для управления театральной куклой. – Авт.), здесь сделана механика, кукла наклоняет головку, может она и сесть, пройтись, потанцевать».
Любовь Максимовна берёт в руки собаку. Это персонаж из спектакля «Приключения Дружка», тот самый Дружок, который говорит голосом Любови Максимовны, и ходит, и лает, и поёт песенки благодаря ей. Это так называемая «планшетная» кукла, которая умеет ходить ногами по планшету, театральному настилу, у неё есть ножки. «Рассказывать долго, я лучше вам покажу, как она работает», – говорит Любовь Леви, и Дружок оживает: «Бегу, и солнышка лучи всегда мне светят ясно! Несу бабуле калачи! И мне, и ей прекрасно!» Дружок бегает, а потом кладёт голову на руки актрисы. Любовь Леви прижимает к себе собаку, и уже забываешь, что одной рукой она управляет куклой, а другой – гладит её по голове. Кажется, что Дружок живёт сам по себе. Она показывает ещё одну куклу, марионетку. Это Манэку из спектакля «Сокровища Бразилии». «Она ходит, присаживается, ещё она может ползти и оглядываться, – рассказывает актриса. – А ещё она танцует». В «Прыгающей принцессе» есть ещё один любимый персонаж Любови Максимовны – Баба Яга, роль которой исполняет на самом деле кукла-обезьянка.
«Вы очень счастливые люди, – сказала Любовь Максимовна. – То, что я сейчас вам показываю, никто никогда не видит. Это на самом деле «кухня» нашей работы. На спектакле мы стоим на постаментах, полностью закрытые, и актёров практически не видно. А вы сейчас увидели всё, что делают и куклы, и актёры».
Есть в коллекции театра и огромные ростовые куклы, когда внутри костюма находится артист. Одна из таких и была продемонстрирована: в костюме белой медведицы Буры была актриса Наталья Уткина. Самые «заслуженные» куклы «Аистёнка» на выставку не попали. Это персонажи самого старого из оставшихся в репертуаре спектаклей театра «Таинственный гиппопотам», который идёт уже 35 лет. Спектакль радует детей и сейчас, поэтому гиппопотам и другие его товарищи по спектаклю работают – их нельзя выставлять длительное время, они не должны покидать стены театра.