Мастерская для тепловозов
Компания «Востсибуголь» запустила новое локомотивное депо в Тулунском районе
Бетонные серые стены, маленькие окна под самым потолком. Одинокая тусклая лампочка и обязательно запах мазута. С большей вероятностью можно предположить, что именно эти определения прозвучат во время игры в ассоциацию, если её ключевое слово – «депо». Но такую логическую цепочку можно разрушить весьма неожиданным сравнением – с репетиционным залом драмтеатра. На Мугунском месторождении угля в минувший вторник было запущено в эксплуатацию новое локомотивное депо. На что оно похоже, выяснял «Сибирский энергетик».
Уголь добывающие
Среди сибирского леса туда-сюда передвигаются, спешат внушительные «БелАЗы». Невозмутимые гиганты экскаваторы, как диковинные животные из «Парка юрского периода», трудятся в карьере. Они вскрывают породу, извлекают из недр то, что уже не в воображении, а по-настоящему связано с юрским периодом – уголь, или, если хотите, твёрдое топливо, солнечный камень, чёрное золото. Основной парк техники «Тулунугля» сегодня сосредоточен здесь, на Мугунском месторождении – одном из крупнейших угольных объектов в регионе. Незаменимые и неизменно-революционно-оранжевые «вахтовки» спустя шесть часов езды доставляют нас до места назначения.
– Запасы – безграничные, не побоюсь этого слова, – директор «Тулунугля» Сергей Иванов, встречая гостей, настроен патетично.
Но когда эмоции он облекает в цифры, то понимаешь – патетика имеет под собой основания. В 1,6 млрд тонн сегодня оценивается потенциал Мугунского. Осваивать его начал «Востсибуголь» (собственник «Тулунугля». – Авт.) с 1992 года, и за время эксплуатации извлечено 90 млн тонн угля.
Объёмы добычи как в Тулунском районе, так и в других угольных районах страны в последние годы заметно снизились. Твёрдое топливо потеснили на рынке его «энергетические конкуренты» – нефть и газ. Тем не менее отгрузка тулунского угля ведётся ежедневно. С площадки Мугунского месторождения, демонстрируя определённый талант в горловом пении, стартуют тепловозы. Общегодовой объём топлива, который они увозят отсюда, колеблется в пределах 5-6 млн тонн. Свою ношу тепловозы доставляют из забоя до железнодорожной станции, а дальше грузовыми составами ВСЖД потребителям по всей Иркутской области.
По дорогой путёвке в «санаторий»
Сегодня в парке «Тулунугля» 29 локомотивов, и все они родились ещё в Советском Союзе. Если не серьёзный ремонт, то регулярное техобслуживание каждому из них необходимо, как санаторное лечение для профилактики серьёзных заболеваний.
– Если тепловозы будут вставать на плановое обслуживание заранее, то аварийных отказов будет меньше, – поясняют специалисты отдела эксплуатации.
Однако и профилактика, и «лечение» тулунских тепловозов – мероприятие далеко не бюджетное. Около 180 тыс. рублей необходимо, чтобы доставить локомотив для техобслуживания на площадку Азейского филиала (также входит в состав филиала «Тулунуголь»), оплатить расходы на топливо, тарифы РЖД за использование путей и зарплату сотрудникам.
– У нас в Азее есть своё приспособленное помещение для ремонта локомотивов, но основной парк техники сейчас сосредоточен здесь, так как на Мугунском ведутся более масштабные работы. Почти всю технику приходится гонять туда и нести колоссальные расходы, – комментирует Иванов.
И это только в случае, если не требуются капитальные работы.
– Для капремонта мы отправляем локомотивы на сторонние предприятия по всей стране, даже в Астрахань, – рассказывает «СЭ» Андрей Трифонов, заместитель начальника по эксплуатации.
Теряется при этом и время, которое, как известно, те же деньги. Так, до пункта техобслуживания на Азейском месторождении 80 км, а на доставку тепловоза уходит 5–7 дней. Между тем на самом Мугунском месторождении выполнять можно было лишь элементарные работы с применением элементарного же приспособления – смотровой ямы, оставшейся с советских времён. Тогда же ещё существовали планы – создать на перспективном месторождении собственное депо. Вряд ли предшественники его представляли таким, каким оно получилось сейчас, когда наконец идея воплотилась.
«Малый театр позавидовал бы!»
Посреди расчищенного от леса участка – белый высокий ангар. Двери для великанов-тепловозов поднимаются автоматически, и хозяева приглашают гостей внутрь.
– А когда-то здесь была смотровая яма, – не удержался от воспоминаний о не так уж давно минувших днях наш провожатый Андрей Трифонов.
И правда, информация о том, что находишься в общем-то за пределами цивилизации, стирается из памяти. Современное, технически оборудованное здание как будто воплощение самой цивилизации. Много солнечного света проникает в и без того светлое (с белыми стенами и голубыми полами) помещение через гигантские окна.
– Что такое депо в общем представлении? Бетонные стены, никакого уличного света, и кое-как горит лампочка. Всё серое от копоти, – продолжает рассказчик.
«Пожалуй, это совсем не то, что мы видим. Здесь можно проводить репетицию «Лебединого озера», – приходит тут же на ум.
– Как минимум четыре локомотива в день будут заходить сюда на ремонт. Посмотрите, есть даже возможность поднять кузов тепловоза, – тут же разрушает изящную иллюзию замначальника по эксплуатации.
И непривычный глаз начинает замечать уже малопривлекательные для стороннего наблюдателя, но, без сомнения, ключевые для технического процесса детали.
– Четыре домкрата общей грузоподъёмностью 180 тонн – веса тепловоза. Имеется сварочный узел. А здесь можно провести ремонт электроники. Вот токарный цех, аккумуляторная, кузница, – продолжает обильно снабжать комментариями каждое из оборудованных рабочих мест наш проводник.
– Значит, ездить далеко тепловозам теперь не придётся?
– Мы даже сложные ремонты будем проводить здесь, на месте. На 50–70% сможем разбирать основные агрегаты локомотивов, – делится Андрей Трифонов.
Длинный путь по гигантскому сооружению облегчают экскурсоводам таблички на дверях.
– «Душевая», «Гардеробная», – читаем вслух. Вопросы практически сразу отпадают.
Но навстречу идёт ещё один из участников экскурсии – технический директор по добыче и обогащению угля – главный инженер КВСУ Николай Малеев. Как оказалось, более любопытный.
– Одна, вторая… Сколько тут гардеробных? – и, не дожидаясь ответа, сам добавляет: – Малый театр бы позавидовал!
Бытовые условия для работников здесь действительно созданы на уровне. Как гвоздика в петлице, общий облик этой части локомотивного депо завершают белоснежные раковины, уставленные гелем для душа – весь мазут можно смыть, а не уносить на руках домой.
– Главное, чтобы белое через полгода не стало чёрным, – не удержался от замечания журналист-скептик. Но работники депо заверили: «Своё, родное, будем беречь…»
Первый, пошёл!
Тем временем хозяева площадки стали созывать гостей ко входу для официальной, но не лишённой оригинальности части мероприятия. Над железнодорожными путями вдруг возникла бутылка шампанского, привязанная к потолку длинной шёлковой лентой. Автоматические ворота медленно поднялись, и так же медленно в Мугунское депо въехал первый его посетитель – гигант-тепловоз. К такому повороту событий уже был готов генеральный директор КВСУ Евгений Мастернак – бутылка шампанского, раскачанная маятником, через секунду разлетелась брызгами и осколками, разбившись о борт локомотива.
– Хорошо, что в КВСУ понимали: нужно вводить объект, несмотря на кризисный 2014-й. Не поддерживая свой локомотивный парк, существовать дальше предприятию было бы очень сложно, – поделился Сергей Иванов.
Общая сумма затрат КВСУ в инвестиционный проект составила 140 млн рублей, но вложения эти окупятся с лихвой, считают в «Тулунугле». Гендиректор КВСУ Евгений Мастернак тоже в этом не сомневается:
– Конечно, этот объект не имеет прямого отношения к горным работам, которые приносят прибыль. Он является вспомогательным. Большинство коммерческих предприятий в сегодняшних экономических условиях стараются воздержаться от таких затрат. Но мы понимаем, что нужно жить не только сегодняшним днём: важно, чтобы тепловозное хозяйство угольных филиалов сохранилось в исправности. Постепенно КВСУ все объекты промышленной инфраструктуры приведёт в такой вид.