Служба лесного спасения
Иркутская область готовится к пожароопасному сезону
В село Плишкино, что находится под Иркутском, пожар пришёл из леса. Огонь рос потихоньку, прятался между стволами, питался сухой травой и набрал-таки силу. На третьи сутки ветер переменил направление и погнал огонь прямо к населённому пункту. Вот уже загорелась крыша дома, а из соседнего лесочка клубами валит яркий оранжевый дым... На самом деле такого дыма не бывает, да и для пожаров ещё не настал срок. Просто в Иркутской области состоялась тренировка по тушению лесных пожаров, на которой присутствовал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Масштабная комплексная тренировка по отработке межрегионального и межведомственного взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций развернулась под Иркутском на прошлой неделе. Министр природных ресурсов Сергей Донской, руководитель Рослесхоза Иван Валентик, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко отправились туда сразу после утреннего совещания. Конечно, разговор на нём шёл об итогах прошлого года и подготовке к новому пожароопасному сезону. Учения должны были наглядно продемонстрировать, насколько регион к этому сезону готов.
Около Плишкино заранее развернули настоящий лесоспасательный городок. Достаточно сказать, что в учениях участвовали 198 человек, 68 единиц техники и один вертолёт Ми-8. Техника выстроилась колоннами вдоль поля, за которым расположился лесок, плотно подходящий к деревеньке. Именно здесь и разыгралось основное действо.
Сначала из лесу клубами повалил оранжевый дым. Он имитировал пожар, который начался после схода снежного покрова и установления в регионе аномально высоких температур. Такие погодные капризы случаются в Иркутской области ежегодно, так что ситуация вполне рядовая. По легенде, в Иркутском, Шелеховском, Усольском районах уже введён особый противопожарный режим.
Усилия пожарных пока не позволяют локализовать пожар. Вертолёт Ми-8 сбросил листовки, которые оповещают население о том, что лесной пожар может перекинуться на село. Наш «тренировочный» пожар действует уже около трёх суток, когда начинается усиление ветра до 15 метров в секунду, порывами до 25 метров в секунду. Это уже не тот низовой пожар, который был зарегистрирован сначала, он превращается в верховой. Площадь пожара к этому моменту составляет 270 га, и он движется в сторону посёлка. Вот уже видно, как клубы дыма начинают подниматься над крышами, это горят пять домов.
На помощь жителям спешат члены добровольной пожарной охраны с ранцевыми лесными огнетушителями и лопатами. Прибывает дежурный караул пожарной части на автоцистернах. Объявляется повышенный второй ранг тушения пожаров. На место пожара дополнительно запрашиваются автосредства.
Но обстановка осложняется, горят уже восемь домов, есть пострадавшие. Шесть человек эвакуируют на вертолёте и доставляют в больницы Иркутска. К посёлку между тем стягивают дополнительные людские силы и технические средства разных ведомств. Вот прибыла команда из шестерых десантников. Для расследования причин пожара выезжает следственно-оперативная группа.
По словам Ивана Валентика, в стране очень низкая раскрываемость причин лесных пожаров и практически никто не несёт ответственность за их возникновение. Между тем ущерб, причиняемый стихией, выпущенной чьей-то неосторожной рукой, исчисляется миллионами. По статистике, около 80% лесных пожаров возникают по вине человека.
Впрочем, в Иркутской области в прошлом году проведена большая работа именно в этом направлении. За нарушение правил пожарной безопасности составлено более 700 протоколов об административном правонарушении, наложены штрафы на сумму около 13 млн рублей. Выявлено 13 непосредственных виновников возникновения лесных пожаров, из них семь человек привлечено к уголовной ответственности. Но не только поджигатели «погорели» на прошлогодних пожарах. Немало кадровых перестановок произошло в лесном ведомстве за последнее время. Остаётся надеяться, что они принесут свои плоды и новые назначенцы окажутся эффективными.
– Банальная профилактика, работа с населением имеют свою отдачу, – отметил глава Рослесхоза. – Нельзя недооценивать это направление.
– Огонь повредил деревянную опору линии электропередачи, – между тем комментирует происходящее сотрудник МЧС. – Произошёл обрыв проводов, посёлок обесточен, без электричества остались 2057 человек. На место пожара прибывает бригада сетевого участка для определения объёма повреждений и организации работ по восстановлению электроснабжения посёлка. При этом используется специальная буро-крановая машина.
Начинается эвакуация населения. Предстоит вывезти 54 человека двумя автобусами в пункты временного размещения в сопровождении экипажей ГИБДД. Организована работа пунктов психологической помощи населению.
Наконец эвакуация людей завершена, пожар в населённом пункте ликвидирован. Запущен беспилотник, который обследовал территорию, и на основе его данных пожар признан локализованным.
– Учения прошли на высоком уровне, – оценил действия лесоспасательных служб Иркутской области Сергей Донской, делясь своими впечатлениями от увиденного. – Главное, чтобы в настоящей критической ситуации все службы действовали так же слаженно, а может быть, и лучше.
И совещание и учения недаром проходили именно в Иркутской области. В прошлом году регион был лидером в СФО и по количеству лесных пожаров, и по площадям, «съеденным» огнём. На долю Приангарья пришлось почти 43% всех возгораний. Это при том, что половина всех лесных пожаров в России приходится на Сибирский федеральный округ. В прошлом году здесь было зарегистрировано 8,5 тыс. лесных пожаров, огнём пройдено 1,8 млн га. Об итогах прошлого года и подготовке к пожароопасному сезону 2015-го говорилось на совещании, которое прошло под руководством Сергея Донского.
Одной из главных причин небывалого разгула огненной стихии в сибирской тайге стала недостаточная оперативность реагирования. По данным Минприроды, оперативность тушения в регионе оказалась ниже среднего. Чем ниже оперативность тушения, тем большую площадь захватывает огонь, тем опаснее и тяжелее с ним бороться. А главное, затраты на тушение растут прямо пропорционально площади горения.
В качестве причин можно назвать также аномальные погодные условия, отсутствие дорог в дремучей тайге Приангарья. Все эти обстоятельства налицо, однако они не отменяют системных ошибок, которые имели место в регионе. Речь идёт об организации переданных полномочий, в том числе по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, осуществлению федерального пожарного надзора в лесах. Конкретно говорится о повсеместном невыполнении превентивных мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Несвоевременно наращивались силы и средства пожаротушения, не выдерживались параметры, заложенные в сводных планах пожаротушения. Во многих регионах несвоевременно вводился режим ЧС.
– Ну и по итогам года мы выявили недостоверность информации о пожарах, которая представлялась на федеральный уровень, – отметил Сергей Донской. – В принципе, это даёт нам основания к принятию мер. Информация представлялась некорректно, соответственно и решения принимались некорректные. Результат мы знаем, это пожары на огромных площадях.
Кроме того, было отмечено отсутствие нормального взаимодействия с лесопожарными отделениями других ведомств. Не один десяток лет безрезультатно обсуждается тема сельскохозяйственных палов, которые становятся одной из основных причин лесных пожаров. Министр признал, что ситуация до сих пор остаётся нерешённой.
С начала пожароопасного периода 2015 года на всей территории РФ зарегистрировано 8 лесных пожаров на площади 5,2 тыс. га. Из них два произошло на землях лесного фонда на площади 7 га. Иван Валентик добавил, что анализ прошлогодней ситуации позволил выявить недостаточную техническую готовность некоторых регионов. Это Томская область, Республика Бурятия, Тыва и Красноярский край. Недостаточно эффективно была организована авиационная охрана лесов. Соответственно слишком мало пожаров было выявлено именно с воздуха. Между тем именно авиация позволяет обеспечить ту самую оперативность, от которой во многом зависит успешная борьба с огнём в труднодоступной сибирской тайге.
На сегодня авиалесохрана прогнозирует превышение средних параметров лесопожарной обстановки в 2015 году в некоторых регионах. Весной превышение прогнозируется в республиках Тыва, Хакасия, Бурятия и Забайкальском крае. Неблагоприятный прогноз на лето касается тех же Хакасии, Тывы, Томской и Иркутской областей, а также Забайкальского края. В осенний период попали два региона – Новосибирская область и Алтайский край.
– Конечно, это неполный прогноз, – отметил Иван Валентик. – Характер пожарного сезона может быть оценён на основании прогноза температурного режима и осадков, который делает Росгидромет. Мы ожидаем поступления этих данных в середине марта. После этого авиалесохрана предоставит нам скорректированный прогноз.
Для того чтобы в этом году не повторилась прошлогодняя катастрофа, регионы уже начали готовиться к новому сезону. По данным мониторинга, субъекты Сибирского федерального округа готовы к пожароопасному периоду на 87%. Несколько отстают Республика Бурятия, Красноярский край, Новосибирская область. Наиболее подготовленными являются Алтайский край, Кемеровская область и Республика Хакасия. Кстати, в прошлом году оценку «готов» получили только четыре региона: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская и Омская области.
Губернатор Иркутской области отметил, что на сегодняшний день разработан сводный план тушения лесных пожаров на территории региона в 2015 году, который получил положительные заключения Рослесхоза. Подписаны соглашения о взаимодействии при тушении лесных пожаров с соседними регионами, особо охраняемыми природными территориями федерального значения и военными лесничествами, Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям по Иркутской области и другими федеральными ведомствами.
По словам Сергея Ерощенко, на территории Иркутской области сформирована 71 пожарно-химическая станция, в том числе девять ПХС третьего типа, финансирование которых осуществляется полностью за счёт средств областного бюджета. В январе текущего года до всех лесхозов доведены государственные задания, что позволит своевременно подготовить технику к пожароопасному сезону и создать запас горюче-смазочных материалов и запасных частей.
В тушении лесных пожаров будет задействовано 13 самолётов и шесть вертолётов Ми-8.
– В прошлом году действительно не была обеспечена оперативность реагирования, в нужное время в нужном месте не оказывалось ни сил, ни средств, – отметил Сергей Ерощенко. – Теперь мы хотим ликвидировать этот пробел. Авиатехника будет закреплена за местами оперативного базирования.
В тот же день по итогам совещания между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и правительством Иркутской области было подписано соглашение о взаимодействии по осуществлению полномочий в части охраны лесов от пожаров.
– Само себе появление здесь федерального министра – это уже некоторая организационная помощь, – отметил Иван Валентик по итогам визита. – То соглашение, которое мы подписали, должно стать политическим инструментом, стимулирующим работу. Если вдруг по каким-то причинам ситуация будет выходить за нормативные значения, подписанное соглашение станет инструментом поддержки. Мы будем особенно внимательно следить за ситуацией в Иркутской области.