Садик для особых ребятишек
Трёхэтажный коттедж недалеко от площади Декабристов в Иркутске был построен одним человеком «под себя», но так получилось, что жить в этом доме семья не стала. Владельцы здания приняли решение сдавать его, но к вопросу с арендаторами подошли серьёзно: им хотелось не просто сдать его, а сделать так, чтобы дом служил благому делу. Идея использовать дом для садика, да ещё для детей с особенностями развития, арендодателям очень понравилась. И именно этот коттедж, просторный, чистый, с землёй, стал идеальным решением для детского сада.
Детям необходима социализация
То, что в Иркутске не хватает групп для ребятишек с особенностями в развитии, не является новостью, наша газета писала об этом. И родители таких малышей, и без того имеющие много забот, вынуждены решать ещё одну проблему – отсутствие общения и социализации у своих детей. Иркутянка Елена Шувалова, мама особенного ребёнка, подошла к этому делу творчески и в то же время практично. Она просто открыла детский развивающий центр «Жар-птица», детский сад для детей, отличающихся от своих сверстников.
Помещение под свой проект Елена искала два с половиной месяца. Здесь в самом деле очень хорошо – во дворе стоит детская площадка, весной будут разбиты клумбы, воспитатели с детьми будут засаживать грядки – это тоже часть воспитательного и образовательного процесса, наблюдение за природой, трудовые навыки. Мебель, игрушки, игровые комплексы в детском саду такие, что хочется скинуть пару-тройку десятков лет и поиграть самому. Всё новое, яркое, красивое.
Часто за подобными «Жар-птице» проектами стоят личные истории. Есть такая история и у Елены Шуваловой:
– В первую очередь я делала этот центр для своего четырёхлетнего сына Андрея, его диагноз – задержка психоречевого развития. Этот садик появился, потому что моему сыну потребовалась помощь, специализированный сад. Изначально мы стояли в очередь в обычный муниципальный садик, но, поскольку там специализированной помощи не оказывается, нам пришлось встать в другую очередь – в коррекционный садик. Снова ожидание, время уходило. А я остро чувствовала, что Андрею нужно и постоянное общение со сверстниками, и занятия с педагогами, профессионалами. Социализация – первое, что необходимо нашим детям. А как коммуникативные навыки развивать, если не с кем общаться? Будут эти дети в обществе, будет и социализация. И обществу польза – всё-таки у нас сейчас ориентир на толерантность.
– Иногда кажется, что в России особенным людям можно выжить, только сбившись в кучу. Наверное, поэтому и рождаются общественные организации, где родители оказывают друг другу всяческую помощь и поддержку. А с какими проблемами столкнулись лично вы? Что самое трудное?
– Общество с трудом принимает таких детей, это пока самое трудное. И чем сложнее проблемы со здоровьем, чем больше трудностей у ребёнка, тем тяжелее устроить его куда-либо. Бывает, что на ребёнке сразу ставят крест, не давая шанса для дальнейшей полноценной жизни, возможности получать образование, коррекцию… Специалисты по работе с нашими детьми есть, но их не очень много, это тоже проблема. Так десятилетиями сложилось, что детей изолируют. Про инклюзивное образование лишь недавно начали говорить, а это хорошее, нужное начинание. Дело, видимо, в психологии: люди боятся, сторонятся неизвестных вещей и явлений. Годы изоляции сделали своё губительное дело – детей, людей с инвалидностью избегают. Хотя я не могу не признать: ситуация понемногу меняется, родители стали более активными, они создают общественные организации и борются за свои права. Мы уже не боимся заявлять о себе, озвучивать свои проблемы и требовать их решения, положенного законом. Негатив мы порой встречаем, увы. Негатив, вызванный непониманием и неприятием.
«Зачем терять время, если можно самостоятельно то же самое сделать?» – как человек прямого действия Елена поступила именно так. По образованию она экономист, в последние годы занималась логистикой. Но декретный отпуск серьёзно переориентировал сферу деятельности. Елену не испугали трудности, хлопоты, отсутствие какой-либо гарантии на успех. Она просто планомерно рассчитала шаги, действия и следовала им. В коттедже мало что пришлось менять – поставили детские унитазы, провели косметический ремонт, установили «детские» перила на лестнице. Всё остальное можно было свободно купить – кроватки, кабинки, столики, развивающие пособия и игрушки.
– Всё решаемо на самом деле, – смеётся Елена. – Предпринимательский хлеб у всех нелёгкий. В прошлом году я получила субсидию от городской администрации, прошла обучение по программе для руководителей детских садов, бывала на других полезных семинарах, почти всё обучение было бесплатным. Есть разные меры поддержки предпринимателей: и субсидии, и про-сто консультации, и информационная поддержка, и обучение за счёт бюджета. Не только власть, но и обычные люди, специалисты готовы помогать советом, делами, поддержкой проекта в Интернете. Это вдохновляет – значит, действительно нужное дело, значит, должно всё получиться. За меня, за моё дело многие искренне переживают, стараются чем-то помочь. Конечно, пока мы работаем в минус. Детский сад – это заведомо низкорентабельное предприятие, государство это знает, поэтому для такого бизнеса, как мой, есть налоговые льготы. Но у меня изначально была иная цель, это не просто бизнес, это скорее социальная работа. Я хочу помочь как своему сыну, так и другим таким же детям…
В начинаниях, в этом непростом деле Елену Шувалову поддержал муж. Как шутит женщина, он её главный инвестор и психотерапевт.
От частного к общественному
Сегодня направленность детского сада «Жар-птица» – развитие речи, коррекция нарушения поведения, задержки психоречевого развития. В саду готовы брать разных детей, он рассчитан на 30 человек. Очень повезло с воспитательницей – Любовь Михалёва по образованию педагог, 30 лет проработала в детском саду. Не так давно переехала в Иркутск, поближе к детям. Увидела объявление о детском садике для особых детей и позвонила в «Жар-птицу».
– Последние пять лет я работала с детьми в коррекционном садике, так что всё это для меня не ново и не сложно, – рассказывает воспитатель. – Условия шикарные, вы сами видите, ни в одном муниципальном саду таких нет. Игровая, спальня, кабинет для занятий – всё продумано до мелочей. Режим такой же, как в обычно саду – две прогулки, послеобеденный сон, пятиразовое питание. Занятия проводятся те же самые, что и в обычных садах, только по упрощённой программе. Конструирование, развитие речи, рисование, ребятишки клеят, лепят, много заданий на развитие мелкой моторики, дидактических игр. Наш директор учится, советуется и создаёт отличные условия для всех: и для ребят, их родителей, и для тех, кто работает в саду. А вы знаете, какие у нас родители приветливые, понимающие, благодарные, оказывающие знаки внимания? Это тоже дорогого стоит. Мне очень нравится работать, а от любой работы прежде всего надо получать удовольствие. А как его не чувствовать, когда дети к тебе с радостью утром бегут?
Мальчик Дима недавно пришёл в садик и всё не может наиграться с ребятишками. Ему всё время хочется общаться, он рассказывает, что у него есть мама и папа и они привозят его в садик на машине. Ещё Дима по очереди с новыми друзьями любит смотреть в подзорную трубу. Горки и домик – любимая забава детворы. А вот занятия, дидактические игры – это уже труд, учёба, столь необходимые каждому ребёнку. Ведь первая функция этого садика – максимально адаптировать детей, научить их всем необходимым в реальной жизни навыкам. Впереди школа, а это в России пока непростое испытание для детей с особенностями развития.
Так из личных интересов родилась очень важная общественная идея и инициатива. И такой детский сад Иркутску действительно необходим.