«Мы должны стремиться к единомыслию»
Поправки в Устав вынесены на рассмотрение в Думу
23 марта депутаты Думы Иркутска соберутся, чтобы утвердить поправки в Устав города, вводящие новую систему избрания мэра – из числа парламентариев. На прошлой неделе прошли публичные слушания по этому вопросу. На них собрался 101 иркутянин, включая депутатов самой Думы и журналистов. Слушания продлились ровно 58 минут, выступления с мест не допускались: в соответствии с Положением о слушаниях выступить могли только те, кто заранее подал письменную заявку. Единственное замечание к тексту было отклонено, поскольку автор не потрудился юридически безупречно его оформить.
Целью слушаний, как было заявлено, является «выявление мнения населения Иркутска по проекту решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав». Люди, шедшие в мэрию, видели одиночный пикет человека, который раздавал листки бумаги с фразой: «Антимайдан Иркутск. Сити-менеджер плюс мэр равно Городской голова». Листовка пугала людей повторением ситуации на Урале, где прямые выборы привели к власти Евгения Ройзмана, «превратившего город в оплот Госдепа на Урале».
До слушаний у некоторых были опасения, что зал заседаний Думы не вместит всех желающих, но на слушания зарегистрировался всего 101 человек. Администраторам лишь пришлось попросить выйти из зала членов молодёжного парламента, когда нескольким опоздавшим вип-гостям стало не хватать места. Студенты всё поняли и быстро ушли. Многие только на входе обнаруживали, что забыли паспорт. Как оказалось, были и люди, которые не читали Положение о слушаниях. А председатель Думы Иркутска Дмитрий Бердников сослался именно на него, когда сообщил, что до начала слушаний для выступления нужно было подать письменную заявку. «Прошу помнить всех, что выступления с места без заявок не допускаются. Убедительная просьба сохранять хладнокровие и соблюдать порядок и дисциплину», – сказал Бердников. Письменные заявки, как оказалось, подали 10 жителей Иркутска. «До 10 минут» отвели на доклад заместителя руководителя аппарата Думы Иркутска Натальи Деньгиной о сути изменений в Устав. Остальным для прений – «до пяти минут». Однако всё оказалось куда быстрее – за 58 минут 30 секунд слушания приняли «историческое», как выразилась депутат ЗС Анастасия Егорова, решение.
В едином порыве
«В соответствии с изменениями, принятыми в феврале областным законодателем, в Устав города вносятся изменения по порядку избрания мэра», – сообщила Наталья Деньгина. Мэр города, в соответствии с изменениями и дополнениями в Устав, избирается городской Думой из числа депутатов двумя третями голосов от установленной численности депутатов. Голосование открытое, кандидатов на пост мэра вправе выдвигать депутаты Думы, в том числе и в порядке самовыдвижения. Изменения касаются и сроков принятия присяги избранным мэром. Теперь присяга принимается не позднее пяти дней со дня избрания. Изменения касаются и сроков проведения заседания Думы Иркутска по избранию мэра в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего – 60 календарных дней. Был изменён и порядок формирования должностей вице-мэра и первого заместителя мэра города. «Наличие должности вице-мэра становится факультативным, исполнение обязанностей главы города в случае неназначения вице-мэра возлагается на первого заместителя, – сказала Деньгина. – Подчеркну – в нынешнем Уставе предусмотрена и должность вице-мэра, и должность первого заместителя. Но традиционно вице-мэр назначался, а должность первого заместителя оставалась вакантной и не использовалась. Сейчас предлагается отфиксировать эти должности в Уставе и как ведущую сделать должность первого заместителя». В связи с отменой прямых выборов мэра Избирательная комиссия Иркутска лишается статуса юридического лица, что даст экономию бюджетных средств более 4 млн рублей ежегодно (муниципальная избирательная комиссия проводит только выборы депутатов и мэра). Минюст, прокуратура Иркутской области и мэр Иркутска Виктор Кондрашов согласовали изменения в Устав, подчеркнула Деньгина.
В установленный срок от граждан Иркутска поступило одно письменное замечание к проекту поправок в Устав – от второго секретаря Иркутского горкома КПРФ Геннадия Калиновского. «В соответствии с частью 2 статьи 8 Положения о публичных слушаниях письменные замечания должны быть подписаны с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства гражданина», – заявила Наталья Деньгина. В замечаниях же Калиновского, по её словам, отсутствует полное имя и отчество, указаны только инициалы, дата рождения и адрес. «В соответствии с частью 4 статьи 8 замечания, не соответствующие требованиям, на публичных слушаниях не рассматриваются», – резюмировала Деньгина. Таким образом, остались только прения.
Первой выступала отрекомендовавшаяся как «коренная иркутянка» депутат ЗС Анастасия Егорова, с которой был связан скандал на выборах в ЗС, когда после объявления результатов выборов ради неё один за другим снялась целая региональная группа из партсписка «ЕР». Место в парламенте госпоже Егоровой уступили шесть человек. Ещё раз фамилия Егоровой всплыла в публичном пространстве 21 декабря. Тогда на заседании комитета ЗС по госстроительству она заявила: «Выборы – это большой минус для нашей области и страны в целом… Пока ещё общество не созрело понимать, кого выбирать». Тогда это вызвало возмущение оппозиции.
На этот раз Анастасия Егорова импровизировать не стала и читала свою речь по заготовленной бумаге. Она сообщила, что не видит ничего «экстраординарного» в том, что Андрей Лабыгин в своё время предложил ввести в Иркутске «двухглавую» модель управления – мэром и сити-менеджером. «На фракции «Единой России» было принято решение с учётом экономической и политической обстановки на тот момент… Для города Иркутска с учётом ситуации, сложившейся за последние годы, модель сити-менеджера будет наиболее эффективной и успешной из всех имеющихся на тот момент законных моделей», – заявила она. «Но жизнь – это постоянно меняющийся момент, – продолжила Егорова. – И уже 23 января в Госдуме принимается ФЗ № 8. По нему предоставляется возможность избрания мэра города из числа депутатов. Этой моделью мы и воспользовались, посчитав, что, когда мэр будет избираться из депутатов городской Думы, это ещё дополнительная ответственность перед жителями Иркутска». Анастасия Егорова заявила, что избранный 23 марта человек должен «создать комфортные условия для нашей жизни, чтобы мы, иркутянки, могли рожать и не беспокоиться за жизнь своих детей».
Сторонники новой модели в своей аргументации «стремились к единомыслию». «Почему учащиеся 25 лицея травмируются и мы не можем отремонтировать бассейн в 25 лицее?» – огорошил всех вопросом депутат Думы Иркутска Гайдар Гайдаров и потом разъяснил: общение с нынешней администрацией последние 20 лет не даёт ему ощущения единой работы двух ветвей власти, а значит, возможности продуктивно взаимодействовать по социальным объектам. «Нам нужно всем объединиться, депутатам, новой исполнительной власти и активным гражданам, для того, чтобы жизнь в Иркутске стала лучше. И депутаты берут на себя ответственность взять новую форму внесения, новую форму избрания. А почему нет? Что случилось, что произойдёт?» – спросил Гайдаров. «Этот вопрос в общем-то поднимался 100 лет назад, царь-батюшка решал, каким образом избирать власть. И что, были прямые выборы? Да нет, конечно», – заявил председатель региональной общественной организации «Союз ветеранов 30-й воздушной армии» Владимир Баранов. Он считает, что и при царе в 1914 году, и после Гражданской войны в России все «поднялись с колен за счёт того, что сильная власть была». По его словам, политический хаос (с ударением на букву О) 90-х взялся в стране «из-за многопартийности». Баранов напомнил, что в 2010 году Кондрашов был избран народом, а сегодня «90% населения против Кондрашова».
Долго молчавший молодёжный парламент наконец тоже высказался. «Контактов с администрацией Иркутска нам не хватает, и хотелось бы, чтобы эти контакты были налажены более тесно и чтобы связь была непосредственной», – пожаловался студент ИГУ, член молодёжной Думы Владислав Сметанин. Он посчитал, что после принятия поправок в Устав эта «непосредственная связь» сразу появится. Студентка БГУЭП, ещё один депутат молодёжной Думы Иркутска, Алёна Кирсанова за свою короткую речь употребила много слов с корнями «един» и «один». «Нам надо сформировать единую систему управления городом, нужно сформировать одну команду, которая будет эффективно управлять городом. Мы должны стремиться к единомыслию… В наше трудное время мы должны консолидироваться и создать что-то общее, одно», – сказала молодая депутатка. Член Общественной палаты Иркутска Иван Матвеев тоже говорил об объединении большого количества управленцев в «единый коллектив единомышленников».
Окончание на стр. 12 èèè
Окончание. Начало на стр. 11
Легитимность в тысячу голосов
Противники изменений попытались воззвать к цифрам. Председатель ИРО «Демократического выбора» Сергей Беспалов обратился к депутатам: «Каждый из вас обладает легитимностью в тысячу или полторы тысячи голосов. Последний мэр, как бы мы к нему ни относились, набрал 92 тысячи голосов… Мэр, который будет обладать легитимностью в тысячу голосов, при любой проблеме, возникшей в городе, попадёт в ситуацию, когда никакой силы, поддерживающей его легитимность, просто не будет. Не потому, что он плохой человек, а потому, что он получил свою власть на одной тридцать пятой части города, примерно от полутора тысяч человек». Беспалов напомнил о том, что, по Конституции, источником власти является народ. «Как только мы через посредников, через какие-то органы пытаемся передавать власть, получаются проблемы», – сказал он.
По мнению второго секретаря Иркутского горкома КПРФ Геннадия Калиновского, слушания подтверждают народную мудрость: «Закон что дышло…». «Вчера повернули на сити-менеджера, сегодня, игнорируя мнение иркутян, – на мэра из депутатов, – сказал он. – С таким отношением к людям стоит ли удивляться 18-процентной явке на выборах. Зато произносится много красивых слов о единстве и консолидации общества». «Такие судьбоносные решения принимает фактически нелегитимная Дума», – добавил Калиновский и напомнил, что около 50% депутатов набрали от 4 до 9% голосов от числа избирателей в округе. «Президента страны, губернатора области может избирать всё население, а почему-то в Иркутске мы своим горожанам не доверяем», – заявил он.
Председатель ТОС «Рубин» Любовь Аликина вышла на трибуну с раскрытым паспортом и попросила выслушать её как гражданина страны. «Я считаю, что мы живём в демократическом государстве, – сказала она. – И никто не давал права депутатам сегодняшнего созыва, я как гражданин Российской Федерации не давала Андрею Павловичу Хоменко права лишать меня возможности избирать и быть избранной. Такое право гарантировано мне Конституцией РФ. Сегодня, внося эти изменения в Устав города Иркутска, вы лишаете меня этого права точно так же, как вы лишаете его всех граждан, которые проживают на территории Иркутска». Аликина заявила, что депутаты «сделали всё, чтобы на слушания не пришёл самый главный – народ». Надо сказать, что выступления Беспалова, Аликиной и Калиновского завершились аплодисментами зала, остальных выступающих провожали молча.
Дмитрий Бердников, отвечая на аргументацию Сергея Беспалова о цифрах и легитимности, заметил: «Не должно развращать мэра количество проголосовавших за него людей. Никакое количество избирателей не должно являться защитой от злоупотребления, нежелания работать».
«Вопрос можно?»
Дискуссию завершил председатель Общественной палаты Иркутска, зслуженный юрист России Сергей Шишкин. Он напомнил, что 20 лет назад стоял на этой же трибуне и предлагал депутатам принять Устав Иркутска «номер один». По его словам, 20 лет Устав отработал, город пережил все катаклизмы «благодаря правильности выбора формулы власти». «Сегодня очень много говорят о легитимности, на мой взгляд, это некорректно, – сказал Сергей Шишкин. – Легитимность – это значит действовать по закону, я считаю, что 131 федеральный закон даёт нам сегодня такую возможность и мы не делаем ошибки, избирая этот один из пяти вариантов управления Иркутском. Предыдущий Устав у нас содержит известную формулу: «Сильный мэр, слабый совет». Сегодня, давая возможность Думе решить вопрос о высшем должностном лице, мы фактически переходим на новую формулу – «Сильный мэр, сильный совет». «Из недр Думы», по словам Шишкина, появляется высшее должностное лицо, «не теряя никакой связи со своими коллегами». Шишкин напомнил, что есть чётко прописанная ответственность высшего должностного лица перед Думой и населением. «Никто ни у кого ничего не отбирает, когда муниципальный орган действует стандартно, в рамках действующего законодательства», – заявил он.
«Вопрос можно? Дело в том, что при регистрации никто не предупредил, что нужно только записываться… А тут идёт дискуссия…» – сказал человек с места. «Выступления с места согласно регламенту не допускаются», – напомнила Наталья Деньгина. «Я в самом начале заседания предупредил, что выступления с места не принимаются», – добавил Дмитрий Бердников. «И тем самым вы уже отсекли возможность выступить», – сказал человек. «Возможность выступить была отсечена Положением о публичных слушаниях, которое было принято много лет назад и которое нужно изучать, прежде чем выступить. Почему-то никто из присутствующих не погнушался принести письменное заявление и предъявить паспорт», – сказал Деньгина. «Я не погнушался… Несколько слов депутатам можно сказать?» – настаивал человек с места. Однако Дмитрий Бердников призвал «уважать всех собравшихся» и пригласил человека на депутатские слушания. «Спасибо за приглашение… демократы», – тот сел на место.
23 марта на внеочередном заседании депутаты должны рассмотреть проект решения о внесении изменений в Устав. Депутатам же стоит ждать новых инициатив. Ещё в феврале депутат ЗС Владимир Матиенко заявил, что будет готовить законопроект о возвращении прямых выборов мэра. На слушаниях Любовь Аликина напомнила, что ТОС имеет право вносить предложения по изменениям в Уставе и выходить с законодательной инициативой, и она намерена провести конференцию и поднять вопрос о законопроекте о возврате прямых выборов.