Жаркое лето 2015-го
В Иркутской области пик лесных пожаров придётся на июль
В 2015 году лесопожарная обстановка в Приангарье будет особенно опасной и достигнет своего пика не весной, а в июле. Такой прогноз озвучил зампред регионального правительства Павел Безматерных. Готовность региона к началу горячего сезона, по замечаниям чиновника, в целом высока. Утверждён план тушения, объявлены аукционы на проведение авиамониторинга лесных пожаров. На 84% готова имеющаяся в распоряжении техника. Но масло в огонь всё же добавляют другие позиции со знаком минус. Так, семь лесхозов из-за материальных проблем не готовы встретить огонь. Деньги на новую технику от Рослесхоза в Приангарье пока не поступили. А запланированное количество лётных часов на авиапатрулирование составляет лишь 30% от нормы.
Подготовка к пожароопасному периоду 2015-го года обсуждалась на минувшей неделе на заседании комитета ЗС по экологии и природопользованию. В преддверии жаркой поры Агентство лесного хозяйства Иркутской области рассказало о масштабах проблемы в 2014 году. В этот период на землях лесного фонда было зарегистрировано всего 2 тыс. 143 лесных пожара. Площадь, пройденная огнём, составила 770 тыс. гектар. При этом средняя площадь лесного пожара равнялась 339,7 га. Оперативность тушения пожаров в 2014 году в Приангарье, по данным Агентства лесного хозяйства, выглядела следующим образом. Ликвидировать пожар в день его обнаружения удавалось в 43,9% случаев, на следующий день – в 31,4%, через 3–5 дней – 9%, в течение 10 дней – 1,4%. Основной причиной возникновения лесных пожаров является неосторожное обращение людей с огнём, на долю этих случаев приходится 65%, заявил представитель Агентства Алексей Ступин. Поисками виновных в регионе занимались правоохранительные органы. По итогам их работы за 2014 год 7 человек привлечено к уголовной ответственности,1 приговорён к выполнению общественных работ, 4 человека – к одному году условно. Два дела, связанные с лесными пожарами, прекращены из-за раскаяния виновных, ущерб был оплачен ими до суда.
Между тем, по прогнозам Рослесхоза на 2015 год, в Иркутской области весна окажется не пиковой, основная часть пожаров придётся именно на летний период – на июль. Тем не менее в Иркутской области ещё до начала сезона уже разработан и утверждён в профильных инстанциях план тушения лесных пожаров, сообщил представитель Агентства. Подписаны соглашения с Красноярским, Забайкальским краями, Якутией, Бурятией и Тывой о взаимодействии, в случае возникновения пожаров на граничащих территориях. Аналогичные соглашения имеются также с ООПТ. Идёт подготовка и в специализированных пожарных подразделения. Так, авиабаза объявила 4 аукциона на проведение мониторинга лесных пожаров. По результатам аукционов будут заключены договора по найму 13 самолётов Ан-2 и 6 вертолётов, судна будут закреплены за районами. К 15 апреля 2015 года личный состав авиабазы будет полностью готов к тушению пожаров, заявил зам руководителя агентства Алексей Ступин.
Для тушения лесных пожаров в распоряжении области на 2015 год есть 7 тыс. специалистов, более 3 тыс. единиц техники, более 41 тыс. пожарного инвентаря. Готовность техники составляет 84%, в 2014 году такой показатель был достигнут лишь к 30 апреля. Количество лётных часов для тушения пожара на 2015 год составляет 1 тыс. 150, или 24% от среднего пятилетнего показателя. На авиапатрулирование предусмотрено только 30% от норматива. В советские годы на тушение пожара в сезон привлекалось около 50 воздушных судов, количество лётных часов составляло 15–20 тысяч.
«Нехватка лётных часов – одна из наших проблем. Упирается она в финансирование. За Рослесхозом накоплена сегодня кредиторская задолженность в 52 млн рублей», – сообщил представитель Агентства. «Рослесхоз не идёт на буквальное финансирование, – поддержал его зампред правительства Павел Безматерных. – Деньги не закладываются заранее, в итоге в регион они поступают поздно, поздно объявляются конкурсы. Если же по итогам пожароопасного сезона идёт перерасход средств, предусмотренных из федерального бюджета на тушение, то критикует Минфин, обвиняя в нецелевом расходовании. В Бурятии в 2014 году как раз столкнулись с подобной проблемой. И пока удаётся доказать свою правоту, опять уходит много времени».
Безматерных также сообщил, что Рослесхоз пока так и не выделил денег на приобретение в 2015 году новой дополнительной техники для тушения пожаров в Приангарье, для организации пожарно-химических станций в муниципалитетах (ПХС). В прошлом же году за счёт Рослесхоза удалось закупить технику на 19 млн рублей. Вся она поступила в иркутское региональное лесопожарное отделение. Однако в целом оснащённость Иркутской области отличается в лучшую сторону от большинства регионов Сибири и Дальнего Востока, страдающих от лесных пожаров, в том числе и Красноярского края, замечает зампред.
Тем не менее, если рассматривать проблему в частностях, по муниципалитетам, то надо заметить, что часть из лесхозов, находящихся в сложном финансовом положении, к пожарам 2015 года сегодня не готовы. Так, например, за помощью в регион обратился мэр Тулуна. Всего в регионе семь учреждений, находящихся критическом положении. «Мы будем договариваться с другими территориями и условно закреплять пожарную технику за этими лесхозами», – комментирует Безматерных.
На одно из проблемных мест указал депутат Геннадий Нестерович: «От Куйтуна, где установлена ПХС, до следующей станции в Нижнеудинске имеется пробел – очень большое расстояние, при этом пожароопасная обстановка там, как правило, серьёзная».
Обсуждался на заседании также вопрос о корректности сведений по количеству пожаров, которые озвучивает Иркутская область. Напомним, в прошлом году федеральные органы власти обвинили регион в том, что он занижал общую цифру.
– По неофициальной информации от Рослесхоза, на сегодня данные космомониторинга отличаются от фактических данных, представленных регионом, на 40%. Но на самом деле это немного. В ряде других регионов данные разнятся в разы. Нередко возникают ошибки при подсчёте пожаров по данным космомониторинга. К примеру, за термоточки можно принять иногда блики на воде, – сообщил зампред.