издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Праздники никто не отменял»

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА, Алёна МАХНЁВА

Тюльпаны и мимоза – пожалуй, такой же символ весны, как и само 8 Марта. Однако в этом году их хрупкая, недолговечная красота обходится сильной половине дороже, чем в прошлом. Цены на цветы в рознице выросли на 20–50%, говорят в иркутских салонах, виня в этом курс валют – в основном срезанные растения везут из-за границы, покупая за доллары и евро. Высокие цены поставки и отток клиентов могут привести к тому, что некоторые цветочные магазины, собрав праздничную выручку, просто закроются, говорят собеседники «Конкурента».

«Извините, не могу с вами поговорить. Времени нет совсем» – накануне Международного женского дня «Конкуренту» не раз приходилось слышать такой ответ в цветочных салонах. Флористы начали готовить заказы за неделю до праздника, а ближе к 8 Марта им пришлось составлять букеты даже по ночам. Однако количество клиентов в этом году заметно снизилось, признают в магазинах: антикризисные меры принимает не только бизнес, пустивший под нож цветочные расходы, но и простые горожане. 

Некоторые предприниматели и вовсе думают о закрытии магазинов после 8 Марта, причём не только новички. «Может, и нам после десятилетней работы придётся поступить так же, – признаётся директор салона «Квартира № 7» Лариса Коркунова. – Количество заказов сократилось на 40%».

Корпоративных клиентов тоже стало меньше, их «перехватывают» крупные оптово-розничные магазины. «Пока мы ещё не начали готовиться к 8 Марта (обычно это происходит за месяц), – рассказал представитель одного из иркутских предприятий, – к нам пришли из «Метро» и сказали, что у них горшечные растения закупают практически все магазины Иркутска и они готовы продать их нам по оптовой цене. Прислали каталог – действительно большой ассортимент. Мы отправили заказ, но когда нам сообщили, что его привезут 2 марта, пришлось отказаться – хранить цветы негде». Поскольку в компании действует антикризисный план, специалисты, ответственные за закупку подарков, отправились изучать рынок. «Были в Горзеленхозе, но у них небольшой выбор – тюльпаны, нарциссы. Обошли несколько магазинов в центре и убедились: тот горшечный цветок, который стоит в «Метро» 200 рублей, в рознице продают за 800. В пяти магазинах мы оставили заявки с вопросом, что они могут нам предложить за наш бюджет, но нам никто не перезвонил». В итоге компания обратилась за цветами к двум своим традиционным партнёрам.

Праздничные закупки корпоративных клиентов сократились вдвое в сравнении с прошлым годом, говорят в салонах цветов. Некоторые компании и вовсе оставили своих дам без букетов. «Нам и воздушных шариков не повесили, даже как-то грустно, – делится сотрудница одной из крупных государственных компаний. – А в прошлом году всем дарили по три цветочка». «Мы прекрасную половину коллектива поздравляем и в этом году, но из бюджета фирмы деньги на это не выделяются», – рассказывает представитель сотовой компании. 

Без корпоративных цветов остались далеко не все. «В целом бюджет на 8 Марта сократился в два раза, – говорит один из собеседников издания. – Если раньше в корзину с цветами мы добавляли сувенир или конфеты, то в этом году практически отказались от сувениров, а цветы всё-таки оставили». Для женщин компании, как и в прошлые годы, здесь приобрели около 300 горшечных растений (на этот раз выбрали герберу), а вот на поздравлении внешних партнёров уже сэкономили: «Раньше мы приобретали до 80 букетов стоимостью от 2 до 3 тысяч, в этом году и букетов стало меньше – только первым лицам компаний-партнёров, и их стоимость ниже».

Даже в кризис те люди, которые в принципе покупают цветы, продолжают это делать, говорят в цветочных салонах. Но если раньше они могли себе позволить букеты из ста или пятидесяти роз, то теперь они гораздо скромнее. К тому же свою долю рынка отвоёвывают интернет-магазины цветов с доставкой и огромными скидками. В Сеть ушли в основном молодые люди, отмечает Марина Жаркова. Масла в огонь добавляют и акции «нецветочных» магазинов – например, продуктовая сеть «Слата» перед праздником продаёт тюльпаны чуть дешевле 30 рублей за штуку. «Они на этом не зарабатывают, а лишь привлекают клиента, чтобы он зашёл в магазин и к дешёвым цветам купил алкоголь, конфеты», – возмущаются собеседники «Конкурента». 

По словам Коркуновой, положение ухудшилось, когда стоимость аренды помещения поднялась в два раза. 

Однако больше всего по цветочному бизнесу ударило повышение оптовых цен. Иностранные поставщики – в Иркутске в основном продаются цветы из Голландии, Эквадора, Кении, Израиля – всегда увеличивают стоимость перед 14 февраля и понижают только после 8 марта, отмечают собеседники издания. Но на этот раз настоящую панику ещё в конце прошлого года вызвало падение курса рубля. «У всех был шок, в первый месяц после обвала рубля упали и продажи, – говорит директор магазина «Бамбук» Марина Жаркова, – в нашем салоне – на 20%. В Эквадоре несколько оптовых компаний разорились после того, как в России подешевел рубль – настолько упали объёмы поставок». Сейчас и продавцы и покупатели несколько успокоились, однако не потому, что ситуация стала легче – просто устали паниковать. Компенсировать рост затрат цветочному бизнесу придётся частично из собственной прибыли, частично за счёт качества товара – когда речь идёт о выживании, оно отходит на второй план. «Вы, наверное, заметили, что весь город завешан плакатами вроде «25 роз за такую-то сумму». Это переход на более дешёвые сорта, более короткие цветы, – комментирует Марина Жаркова. – Кения может оказаться в приоритете, поскольку у неё цветок менее качественный, но более дешёвый. В прошлом году цены и на розы и на тюльпаны у нас были практически такие же, как сейчас». 

По городу цены выросли на 30–50%, рассказывают в цветочных магазинах. Правда, официальная статистика такого резкого скачка не заметила: по данным Иркутскстата, в январе нынешнего года по сравнению с декабрём прошлого стоимость свежесрезанных цветов повысилась на 0,9%, а за весь 2014-й – всего на 4%.

В салоне «Расцвет» цены держали несколько лет подряд, а за две недели до 2015 года повысили, говорит флорист Ольга Астахова: «Мы работаем с Эквадором, оттуда везут розы и различные экзотические цветы, и с Голландией – оттуда тюльпаны. Например, раньше роза стоила 130–150 рублей за штуку, цена варьируется в зависимости от длины стебля, сейчас – 170–190 рублей. Тюльпан в этом году 90 рублей, в том был примерно на 10 рублей дешевле». В магазине «Арт-Флора Дизайн», который тоже продаёт голландские и эквадорские цветы, роза подорожала с 70 до 200 рублей, тюльпан стоит 80 рублей. 

В магазине «Мята» стоимость продукции в этом году выросла на 30%. Но салон предлагает своим клиентам не только импорт, но и тюльпаны из Иркутска. Правда, они подорожали не меньше – теперь один стоит 100 рублей. Как объяснили в магазине, частное хозяйство, которое поставляет им тюльпаны, закупает луковицы в Голландии. Флористы отмечают: с цветами, выращенными в Иркутске, им работать намного приятнее – они пышнее, чем привезённые из Голландии, и стоят в букете дольше.

Самый крупный производитель местных цветов – муниципальное предприятие «Горзеленхоз». К 8 Марта там вырастили около 80 тысяч тюльпанов и 6 тысяч нарциссов. «Этот год у нас вышел успешнее, чем предыдущий. Всё, что запланировали, вырастили», – делится начальник агрокомплекса Ольга Урыбина. Розничная цена на тюльпаны – 80 рублей за штуку, с 2014 года она выросла на 10 рублей. «У нас цены ниже, чем по городу, потому что мы закупили луковицы в Голландии ещё в начале осени, до роста курса, – говорит Ольга Урыбина. – А вот за розу нам пришлось отдать денег больше, чем в прошлом году. Свою мы к празднику не вырастили, так как она у нас до мая в спячке, поэтому закупали у Голландии. Но цены на этот цветок в своих магазинах поднимать не стали, оставили, как и раньше, от 120 до 180 рублей».

Местными цветами торгуют и в салоне «Иза», причём хозяйка сама выращивает тюльпаны и нарциссы. Но продают их даже дороже, чем привозные, – по 120 рублей. Когда доллар был дешевле, себестоимость голландского цветка была ниже местного на 50%. Если оптовые цены на импорт будут расти и дальше, то выращивание цветов может вновь стать интересным бизнесом и в Сибири. «Может быть, это даст толчок развивать наше местное производство. Горзеленхоз, едва не закрывшийся в прошлом году, в этом оживился. Может быть, найдутся люди, которые будут выкупать развалившиеся теплицы в хозяйствах и выращивать цветы, как это было много лет назад», – предполагает Марина Жаркова. По её словам, за 1990–2000-е местные поставщики потеряли былые объёмы и сейчас не могут удовлетворить спрос: «Мы были бы рады с ними работать, и цены у нас были бы хорошие, но они не выращивают столько, сколько нам нужно. Если в Эквадоре и Кении цветы для России выращивают гектарами, то у нас только маленькие теплички». Доля местных цветов на иркутском рынке, по оценкам специалистов, не более 3%.

Несмотря на все проблемы, 6 марта у магазинов цветов начались глобальные продажи. Что будет дальше, никто из специалистов прогнозировать не готов, хотя опытные предприниматели не боятся сложностей. «Праздники никто не отменял», – говорит Жаркова. «На такие темы мы можем говорить только после 8 Марта», – заявили в «Студии цветов». «Сказать, что будет дальше в этом году, сложно, поскольку я ещё вчера не понимала, что будет сегодня, – отмечает руководитель «Бамбука». – В прошлом году у нас народ пошёл только с 5 марта, но за 6–9 марта мы прокрутили весь объём, который раньше делали за неделю».

Одно можно сказать точно – тюльпаны и мимозу иркутские мужчины точно купят. Весны хочется всем. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры